Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании НПА администрации г.Ульяновска
Документ от 25.07.2023, опубликован на сайте 08.08.2023 под номером 107475, 2-я гражданская, о признании нормативных актов недействительными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

    

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2022-004202-67

 

Судья Кузнецова О.В.                                                                    Дело №33а-3153/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          25 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Лифановой З.А.,                  

судей Васильевой Е.В., Логинова Д.А.,

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 марта 2023 года, по делу №2а-777/2023, которым постановлено:

административные исковые требования Бацарова Дениса Викторовича к Администрации города Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации города Ульяновска №1966 от 13.12.2021 «О принятии решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе города Ульяновска».

Признать незаконным постановление Администрации города Ульяновска №2004 от 15.12.2021 «О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска».

Признать незаконным постановление Администрации города Ульяновска №775 от 02.06.2022 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска».

Признать незаконным постановление Администрации города Ульяновска №980 от 19.07.2022 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе города Ульяновска".

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска – Бодуновой Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  возражения представителя Бацарова Д.В. – Юрзина П.Н., представителя Мусина Р.А. – Селезнева А.А., заключение прокурора Макейкиной Е.В., полагавших решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Бацаров Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к  администрации г.Ульяновска о признании постановлений незаконными.

В обоснование требований указал, что он является собственником земельного участка № 1 по генплану с кадастровым номером *** площадью 1000 кв.м, по улице *** между домами № 8 и № 14 в Ленинском районе г.Ульяновска (земли поселений), выделенного  под строительство индивидуального жилого дома.

01.11.2021 он заключил договор аренды земельного участка с                     Мусиным Р.А.  сроком на 11 месяцев под строительство индивидуального жилого дома. Впоследствии на участке были спилены деревья, что вызвало недовольство жителей многоквартирных домов, расположенных вблизи.

13.12.2021 администрацией г.Ульяновска принято постановление №1966 «О принятии решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе г.Ульяновска», которым его земельный участок  зарезервирован до 01.12.2024 в целях размещения автомобильной дороги по                 ул.*** для муниципальных нужд муниципального образования «г.Ульяновск». В связи с чем, Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска в срок до 30.12.2021 необходимо внести изменения в проект планировки территории центральной части г.Ульяновска.

15.12.2021 администрацией г.Ульяновска принято постановление №2004 «О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части г.Ульяновска», которым постановлено принять решение о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части г.Ульяновска, утвержденный постановлением администрации г.Ульяновска от 23.07.2009 №5845, применительно к территории, расположенной в элементе планировочной структуры, ограниченном улицами Радищева, Красногвардейской, Корюкина (в районе земельного участка с кадастровым номером ***).

18.03.2022 Главой города Ульяновска Ульяновской области принято постановление №8 «О проведении общественных обсуждений по проекту постановления администрации г.Ульяновска «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части муниципального образования «г.Ульяновск», которым постановлено провести общественные обсуждения, утверждено оповещение о начале общественных обсуждений.

Заключением о результатах общественных обсуждений от 14.04.2022  Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска рекомендовало утвердить проект внесения изменений в проект планировки территории центральной части муниципального образования «г.Ульяновск» применительно к территории, расположенной в элементе планировочной структуры, ограниченном улицами Радищева, Красногвардейской, Корюкина (в районе земельного участка с кадастровым номером ***).

Просил признать недействующими постановление администрации                           г.Ульяновска № 1966 от 13.12.2021 «О принятии решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе г.Ульяновска», как противоречащее требованиям ст.49, п.1 ст.70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, подп.«а» п.3 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 №561; постановление администрации                   г.Ульяновска № 2004 от 15.12.2021 «О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части                        г.Ульяновска», как противоречащее требованиям п.1 ч.1 ст.26, ч.1 ст.41.1,                          ч.6 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации; постановление администрации г.Ульяновска № 775 от 02.06.2022 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части г.Ульяновска», как противоречащее требованиям п.1 ч.1 ст.26, ч.1 ст.41.1,                          ч.6 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18.07.2022 по делу №2а-3175/2022 административное исковое заявление Бацарова Д.В. оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 11.01.2023 по делу №33а-207/2023 решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18.07.2022 по делу                  №2а-3175/2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении судом для дачи заключения по делу привлечены прокурор Ленинского района г.Ульяновска, в качестве заинтересованных лиц – Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Мусин Р.А., МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г.Ульяновска».

Кроме того, 24.01.2023 Бацаров Д.В. обратился в суд с иском об оспаривании нормативного правового акта, просил признать незаконным постановление администрации города Ульяновска №980 от 19.07.2022 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе г.Ульяновска», указав, что изъятие земельного участка означает для него прекращение права собственности на него. Указанным постановлением нарушено каждое из предусмотренных законом условий, необходимых для его изъятия. Закрепленная в постановлении № 980 цель изъятия земельного участка (строительство дороги) не соответствует его реальной цели (сохранение зеленых насаждений). Спорное постановление № 980 направлено на изъятие земельного участка для строительства дороги, которая не предусмотрена ни документами территориального планирования, ни утвержденным проектом планировки территории.

Определением суда от 14.02.2023 административные дела по административным искам Бацарова Д.В. к администрации города Ульяновска о признании незаконными вышеуказанных постановлений объединены, к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Управление Росреестра по Ульяновской области, Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска и Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска не соглашаются с решением суда, просят его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы указывают, что постановление администрации г.Ульяновска от 13.12.2021 №1966 принято в целях урегулирования порядка действий отраслевых (функциональных) органов администрации г.Ульяновска для последующего принятия постановления о резервировании и не является нормативным правовым актом, так как не затрагивает права, свободы и обязанности граждан. Не соглашаются с мнением суда об отсутствии необходимости резервирования земельного участка для размещения автомобильной дороги. В решении не дана оценка доводам администрации о том, что изъятие земельного участка может производиться не только для размещения нового линейного объекта, но в целях строительства конструктивных элементов автомобильной дороги.

Считают, что постановление от 19.07.2022 №980 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе г.Ульяновска» является законным, не нарушает законные интересы административного истца, в частности не лишает его права на получение соответствующей материальной компенсации. Вывод суда о том, что Программой комплексного развития транспортной инфраструктуры города Ульяновска на период 2020-2035 годов, утвержденной постановлением администрации от 27.01.2020 №81, не предусмотрено никаких мероприятий по строительству или реконструкции автомобильной дороги в районе земельного участка Бацарова Д.В., не исключает необходимости проведения мероприятий по обустройству дороги, отвечающей требованиям безопасности. Кроме того, орган местного самоуправления вправе изменить или дополнить муниципальный правовой акт.

Указывает, что почтовая корреспонденция, которой Бацарову Д.В. 27.07.2022 направлялось постановление от 19.07.2022 №980 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе г.Ульяновска», возвращена адресату в связи с истечением срока ее хранения. Административное исковое заявление об оспаривании постановления было подано лишь 24.01.2023, то за пределами установленного частью 14 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ трехмесячного срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Обращают внимание на то, что для внесения изменений в документацию по планировке территории не требовалось внесения изменений в Генеральный план города Ульяновска, поскольку он был принят после установления правового режима спорного земельного участка. Данная позиция, а также установление необходимости внесения изменений в документации по планировке территории подтверждается в ходе прокурорской проверки. Не соглашаются с указанием на несоответствие проекта внесения изменений в проект планировки территории требованиям к его составу, поскольку к данной документации применимы требования ст. 42 Градостроительного кодекса РФ. Полагают, что вывод о нарушении процедуры общественных обсуждений является необоснованным. Факт отсутствия материалов проекта постановления администрации «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части муниципального образования «город Ульяновск» в настоящее время на сайте администрации не свидетельствует об их отсутствии на сайте в марте-апреле 2022 года, иного административным истцом не доказано. Отмечает, что результаты общественных обсуждений носят рекомендательный характер, не порождают правовых последствий и не могут нарушать какие-либо права административного истца. Процедура проведения общественных обсуждений рассматриваемого проекта и заключение о результатах общественных обсуждений не были оспорены и отменены в установленном порядке, соблюдение процедуры подтверждается выводами Ленинского районного суда по делу №2а-3175/2022, Ульяновского областного суда по делу №33а-207/2023. Считают, что нормативный правовой акт может быть признан недействительным только в случае его несоответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Административным истцом такое несоответствие не доказано.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Бацарова Д.В. – Юрзин П.Н., представитель Мусина Р.А. – Селезнев А.А. просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле,  не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса подготовка и утверждение документации по планировке территории и принятие решений о резервировании земель являются формами реализации документов территориального планирования. Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории ... элементов планировочной структуры, ... установленных ... генеральными планами ... городских округов... (часть 1 статьи 41.1 ГрК).

Согласно части 6 статьи 45 Градостроительного кодекса не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 ГрК), предусматривающей размещение объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 ГрК, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (при их наличии), объектов регионального значения в областях, указанных в части 3 статьи 14 ГрК, объектов местного значения муниципального района в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 ГрК, объектов местного значения поселения, муниципального округа, городского округа в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК, если размещение таких объектов не предусмотрено соответственно документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 ГрК, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (при их наличии), документами территориального планирования субъекта Российской Федерации в областях, указанных в части 3 статьи 14 ГрК, документами территориального планирования муниципального района в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 ГрК, документами территориального планирования поселений, муниципальных округов, городских округов в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Бацаров Д.В. является собственником земельного участка № 1 по генплану с кадастровым номером *** площадью 1000 кв. м по улице *** между домами №8 и №14 в Ленинском районе г.Ульяновска (земли поселений) под строительство индивидуального жилого дома. Право собственности Бацарова Д.В. на спорный земельный участок возникло на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи земельного участка от 05.10.2021, по которому спорный объект был приобретён у ООО «Строймаркет на Московском».

По договору от 01.11.2021 земельный участок передан в аренду Мусину Р.А. на срок 11 месяцев в целях строительства индивидуального жилого дома. В соответствии с дополнительным соглашением от 22.09.2022 договор аренды продлен на неопределенный срок.

В ходе подготовительных работ на участке были спилены деревья, что вызвало недовольство жителей рядом расположенных домов, в связи с чем Администрацией города были приняты постановления: №1966 от 13.12.2021 «О принятии решения о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе города Ульяновска» (далее – Постановление №1966), № 2004 от 15.12.2021 «О принятии решения о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска» (далее – Постановление №2004), № 775 от 02.06.2022 «Об утверждении проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска» (далее – Постановление №775). 

Постановлением № 1966 от 13.12.2021 принято решение: в целях размещения автомобильной дороги по ул.*** зарезервировать вышеуказанный земельный участок до 01.12.2024 для муниципальных нужд МО «город Ульяновск»; Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в срок до 30.12.2021 внести изменения в проект планировки территории центральной части города Ульяновска; Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска в срок до 30.12.2021 подготовить схему резервируемых земель, подготовить проект постановления главы города Ульяновска о резервировании земель, обеспечить ознакомление заинтересованных лиц со схемой и перечнем в течение 10 рабочих дней со дня официального опубликования постановления о резервировании; зарегистрировать в Управлении Росреестра по Ульяновской области ограничения прав на земельные участки, расположенные в границах резервируемых земель, в течение 20 дней со дня принятия постановления о резервировании направить его копию в Управление Росреестра по Ульяновской области.

Постановлением  № 2004 от 15.12.2021 принято решение о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории центральной части города Ульяновска, утвержденный постановлением администрации города Ульяновска от 23.07.2009 №5845, применительно к территории, расположенной в элементе планировочной структуры, ограниченном улицами Радищева, Красногвардейской, Корюкина (в районе земельного участка с кадастровым номером ***). Указанное постановление было опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» №117 от 17.12.2021).

18.03.2022 главой города Ульяновска принято Постановление №8 «О проведении общественных обсуждений по проекту постановления  администрации города Ульяновска «Об утверждении проекта внесения изменений в проект  планировки территории центральной части МО «город Ульяновск», которым постановлено провести общественные обсуждения, утверждено оповещение о начале общественных обсуждений. В соответствии с оповещением проект и информационные материалы будут размещены на официальном сайте  администрации города Ульяновска  www.ulmeria.ru. Указанное постановление было опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» №23 от 22.03.2022.     

Заключением о результатах общественных обсуждений от 14.04.2022 Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска рекомендовало утвердить проект внесения изменений в проект планировки территории центральной части МО «город Ульяновск» применительно  к территории, расположенной в элемента планировочной структуры, ограниченном улицами Рылеева, Красногвардейской, Корюкина (в районе земельного участка с кадастровым номером ***. Указанное заключение было опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» №32 от 15.04.2022. 

19.07.2022 Администрацией города Ульяновска вынесено постановление №980 «Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в Ленинском районе города Ульяновска, согласно которому вышеуказанный земельный участок административного истца следует изъять для муниципальных нужд в целях строительства автомобильной дороги по ул*** в Ленинском районе г.Ульяновска.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда от 20.04.2022 по делу №2-1313/2022 и апелляционным определением по делу №33-4414/2022 от 08.11.2022 установлено, что  Постановлением Совмина РСФСР от 05.12.1985 №543 в целях обеспечения дальнейшего планомерного и комплексного развития города Ульяновска, повышения градостроительного и архитектурного уровня застройки, улучшения качества строительства и благоустройства города утвержден Генеральный план города Ульяновска с Основными положениями генерального плана.

Согласно выкопировке с Генерального плана города Ульяновска 1985 года, выкопировке с Проекта размещения строительства на 1986-1990 годы с приложениями до 1995 года (стадия: Генеральный план 1 очереди строительства), представленных Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, он не содержат координат, позволяющих идентифицировать на нем спорный земельный участок и элементы транспортной инфраструктуры. Однозначных выводов относительно расположения спорного участка на территории элементов транспортно - инженерной инфраструктуры сделать нельзя.

В реестре муниципального имущества числится автодорога  протяженностью 189 м, которая передана в управление Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска. Данные сведения внесены 27.02.2008, то есть после принятия Постановлений  мэра города Ульяновска в 2004 году.

В соответствии с проектом планировки территории центральной части города Ульяновска, утвержденным постановлением Главы города Ульяновска от 23.07.2009 № 5845, спорный земельный участок расположен на территории элементов планировочной структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы).

Генеральный план города Ульяновска, утвержденный Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83, не содержит отображение  каких-либо объектов местного значения, элементов транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильной дороги на территории функциональной зоны, ограниченной улицами Радищева, Красногвардейской, Корюкина и бульваром Пластова, в месте нахождения участка с кадастровым номером ***

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности Земельному и Градостроительному кодексам РФ, а также нарушена процедура опубликования, в связи с чем вынес решение об удовлетворении административного иска.

С выводами районного суда, которые подробно мотивированы в оспариваемом решении и основаны на анализе установленных по делу обстоятельств во взаимосвязи с положениями действующего законодательства, судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, закреплённая в оспариваемых постановлениях цель резервирования земельного участка (строительство дороги) не соответствует его реальной цели (сохранение зелёных насаждений). В период до 13.12.2021 Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска не обращалось в адрес Администрации города Ульяновска за реализацией мероприятий, целей, задач или вопросов, связанных с размещением автомобильной дороги, за резервированием и (или) выкупом земельного участка Бацарова Д.В. для муниципальных нужд, а также с информацией о том, что имеющаяся дорога не соответствует предъявляемым требованиям.

Кроме того, Постановлением главы администрации города Ульяновска от 27.01.2020 №84 утверждена Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры МО «город Ульяновск» на период 2020-2035 годов». Данной программой не предусмотрено мероприятий по строительству или реконструкции автомобильной дороги в районе земельного участка административного истца.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока для обращения в суд судебная коллегия находит несостоятельными, как не основанные на  материалах дела.

Так, в соответствии со ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В  силу ч. 11 ст. 56.6 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии.

Постановление №980 получено Бацаровым Д.В. по почте 31.10.2022, административный иск об оспаривании постановления № 980 подан 24.01.2023, то есть с соблюдением установленного ст.219 КАС РФ срока.

Постановление № 1966 в установленном законом порядке не публиковалось, об указанном постановлении Бацарову Д.В. стало известно в ходе рассмотрения Ленинским районным судом г.Ульяновска гражданского дела  №2-1313/2022 по иску прокурора Ленинского района г.Ульяновска об отмене постановлений о предоставлении земельного участка, возложении обязанности на Администрацию города Ульяновска принять меры, направленные на его изъятие, возложении обязанности на Бацарова Д.В. возвратить земельный участок в собственность администрации города Ульяновска.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что отказ в удовлетворении административного искового заявления исключительно по мотиву пропуска срока обращения в суд, без принятия судом мер, направленных на выяснение обстоятельств, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок, без установления иных обстоятельств, предусмотренных ч. 9 ст. 226 КАС РФ, а также без исследования фактических обстоятельств административного дела является недопустимым и противоречит задачам административного судопроизводства (п.42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 4 (2020)).

Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемые постановления не нарушают права административного истца и не относятся к нормативно-правовым актам, а их оспаривание должно было осуществляться по правилам Главы 22 КАС РФ, судебной коллегией отклоняются.

Решение суда по указанному делу, вынесенное по итогам рассмотрения в порядке Главы 22 КАС РФ, отменено апелляционной инстанцией с указанием на необходимость рассмотрения в порядке Главы 21 КАС РФ.

Постановление №1966 от 13.12.2021 является нормативным актом, поскольку направлено на изменение правового режима земель. При этом оно напрямую затрагивает права и законные интересы административного истца, являющегося собственником резервируемого земельного участка.

Что касается доводов заявителя об ошибочности вывода суда о нарушении процедуры общественных обсуждений, то они являются необоснованными и какими-либо объективными данными не подтверждаются.

Так, наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, суд устанавливает на основе доказательств (ч. 1 ст.59 КАС). Бремя доказывания законности нормативных актов, в том числе соблюдения установленной для их принятия процедуры общественных обсуждений, лежит на ответчике (ч. 9 ст. 213, ч. 11 ст. 226 КАС).

Утверждение административным ответчиком о том, что разработанный в соответствии с постановлением № 2004 проект внесения изменений в проект планировки территории прошёл общественные обсуждения и материалы проекта были размещены на официальном сайте администрации города Ульяновска в информационно­-телекоммуникационной сети «Интернет» материалами дела не подтверждается. Как установлено судом первой инстанции, материалы проекта на сайте отсутствуют и ответчиком не было доказано их размещение там, а также размещение оповещения о начале общественных обсуждений в районе спорного участка.

В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств и ошибочном толковании норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, принятый по делу судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 марта 2023 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.07.2023