Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении ТСР, взыскании компенсации морального вреда
Документ от 18.07.2023, опубликован на сайте 31.07.2023 под номером 107443, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

73RS0001-01-2023-001904-90

Судья Жилкина А.А.                                                                            Дело № 33-3283/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        18 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Самылиной О.П.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2192/2023 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 апреля 2023 года, которым постановлено:

 

исковые требования Прокурора Кузоватовского района Ульяновской области в интересах Богданова Виктора Михайловича, удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Богданова Виктора Михайловича *** 1 шт., в соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** № 2513 от 18 ноября 2013 года.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Богданова Виктора Михайловича, в счет компенсации морального вреда 3 000 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., объяснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Кузоватовского района Ульяновской области обратился в суд в защиту интересов Богданова В.М., с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указано, что Богданов В.М. является ***. Согласно индивидуальной программе реабилитации *** от 18.11.2013 Богданов В.М. нуждается в техническом средстве реабилитации – ***, которым до настоящего времени не обеспечен. На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, обязать ответчика обеспечить Богданова В.М. техническим средством реабилитации – ***, взыскать с ответчика в пользу Богданова В.М. компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

 

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в случае не предоставления *** уполномоченным органом по какой-либо причине технических средств реабилитации в соответствии с ИПРА, его право может быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации. Отмечает, что Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите *** в Российской Федерации», а также иными законами не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав ***. Само по себе право на получение ***ом за счет средств федерального бюджета технического средства реабилитации носит имущественный характер. Указывает, что выплата Отделением компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение ***ов техническими средствами реабилитации, что повлечет в дальнейшем ущемление прав других получателей ТСР (***ов) на поставку и изготовление технических средств реабилитации. Полагает, что доказательств причинения физических страданий Богданову В.М. в результате действий Отделения, выразившихся в несвоевременном обеспечении ***а ТСР, невозможности продолжать вести *** активную общественную жизнь, а также совершения ответчиком именно виновных действий, нарушающих личные неимущественные права Богданова В.М., либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, не представлено.

 

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Выслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Как следует из материалов дела, Богданов Виктор Михайлович, 22.07.1951 года рождения, является ***, *** установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2013 № 2375232.

 

Для проведения реабилитационных мероприятий Богданову В.М. разработана индивидуальная программа реабилитации *** – карта № 2321 к акту освидетельствования № 2513 от 18.11.2013 с определением нуждаемости в технических средствах реабилитации и услугах по реабилитации: ***: 1 шт., ремонт ТСР. Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных мероприятий – бессрочно.

 

Установленный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.03.2021 № 107н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями» срок пользования *** (не менее 5 лет) истек.

 

Заявление Богданова В.М. на обеспечение указанным техническим средством реабилитации зарегистрировано в информационной базе ответчика 19.12.2022.

 

На период рассмотрения дела в суде первой инстанции истец *** не обеспечен.

 

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить Богданова В.М. необходимым техническим средством реабилитации, а также взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей.

 

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 

На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, ***ности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

 

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки ***ов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты ***ов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение ***ам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

 

Одной из мер социальной поддержки ***ов является реабилитация ***ов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей ***ов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации»).

 

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации ***ов, предусматривающее, в том числе использование ***ами технических средств реабилитации.

 

Государство гарантирует ***ам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ***у за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации»).

 

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите ***ов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации ***а является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для ***а реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ***а, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации ***а является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения ***ов техническими средствами реабилитации и отдельных, категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается ***ом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) ***а (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства ***а (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты ***ам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

 

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления ***ом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет ***а (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение ***а (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) ***у (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи ***ом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения ***а (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для ***а, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения ***а (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением ***а (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

 

Поскольку ответчиком не представлены доказательства надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению ***а необходимым техническим средством реабилитации, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Богданова В.М. ***, согласно разработанной Бюро № 11 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» индивидуальной программе реабилитации *** от 18.11.2013.

 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что истец не воспользовался своим правом на самостоятельное приобретение технического средства реабилитации с последующей выплатой денежной компенсации расходов за счет средств Фонда, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, так как способ защиты нарушенного права выбирает сам истец исходя из своих возможностей, в том числе и финансовых.

 

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу Богданова В.М. компенсации морального вреда, в том числе в связи с тем, что действиями ответчика по несвоевременному обеспечению техническими средствами реабилитации нарушены имущественные права ***а, основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену либо изменение обжалуемого решения.

 

Согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

 

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п. 2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

На основании п. 1 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

 

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

 

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

 

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, ***ов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 

Установив, что в результате бездействия ответчика Богданов В.М. был лишен мер социальной защиты в виде обеспечения техническим средством реабилитации, необходимым для устранения стойких ограничений жизнедеятельности ***а, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области лежит обязанность по компенсации Богданову В.М. морального вреда.

 

При определении размера компенсации морального вреда суд принял во внимание обстоятельства, при которых был причинен вред, возраст и ***ность Богданова В.М., нуждаемость в технических средствах реабилитации, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную на него законом обязанность, что повлекло нарушение прав ***а, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей.

 

Выводы суда мотивированы, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

 

Размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, определен судом первой инстанции с учетом критериев, предусмотренных приведенными выше нормами материального права, и отвечает принципам разумности, справедливости и соразмерности.

 

Доказательств отсутствия вины в причинении морального вреда Богданову В.М. ответчиком не представлено.

 

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

 

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку не предоставлением необходимого технического средства реабилитации ответчик нарушил личные неимущественные права Богданова В.М.

 

Доводы апелляционной жалобы о том, что выплата компенсации морального вреда повлияет на сокращение бюджетных средств, ссылки на отсутствие причинно-следственной связи между непредставлением технических средств реабилитации и моральными страданиями истца, не опровергают выводов суда о том, что в результате виновного бездействия ответчика истцу причинен моральный вред.

 

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 июля 2023 года.