Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении периодов работы в мед стаж
Документ от 18.07.2023, опубликован на сайте 21.07.2023 под номером 107232, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды для назначения досрочной страховой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                 73RS0001-01-2023-000550-78

Дело № 33-3388/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   18 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Герасимовой Е.Н., Шлейкина М.И.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гафуровой Закии Абдулкаюмовны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 апреля 2023 года, с учетом определения от 22 мая 202 года об исправлении описки в решении суда, по гражданскому делу № 2-1134/2023, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Гафуровой Закии Абдулкаюмовны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области об отмене решения №192392/22 об отказе в установлении пенсии по старости; о возложении обязанности включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального  закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" и произвести льготное исчисление периодов работы в должности фельдшера с 03.08.2004 по 27.02.2008, с 05.03.2008  по 31.03.2009, периода отпуска по уходу за ребенком с 11.02.1997 по 12.07.1998; о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 06.09.2022 - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения представителя истца Гафуровой З.А. – адвоката Гриценко А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гафурова З.А. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов.

Требования мотивированы тем, что Гафурова З.А. обратилась в ГУ-ОПФР по Ульяновской области с заявлением о назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 20.12.2022 №192392/22 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности медицинского стажа.

Ответчик необоснованно не засчитал в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, отпуск по уходу за ребенком, 05.12.1996 года рождения, указав, что отпуск начался после 06.10.1992, а также периоды работы с 03.08.2004 по 27.02.2008 в должности фельдшера здравпункта ООО «МЦ «Академия», с 05.03.2008 по 31.03.2009 – в должности фельдшера медицинского пункта в Ульяновской ТЭЦ-1 филиала «Волжская территориальная генерирующая компания» по причине того, что указанные организации не относятся к учреждениям здравоохранения.

С указанным отказом Гафурова З.А. не согласна, поскольку на работу в ООО «МЦ «Академия» она была принята 02.08.2004 в порядке перевода из ГУЗ «ЦК МСЧ» г. Ульяновска, то есть с сохранением всех прав и льгот, предусмотренных трудовым законодательством. Кроме того, работая фельдшером, истец выполняла все необходимые требования, предъявляемые к медицинским работникам.

С учетом изложенного, Гафурова З.А. просила отменить решение ОСФР по Ульяновской области от 11.01.2022 № 192392/22; обязать ответчика включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии в льготном исчислении следующие периоды: с 11.02.1997 по 12.07.1998 - отпуск по уходу за ребенком, с 03.08.2004 по 27.02.2008 - работа в должности фельдшера здравпункта ООО «МЦ «Академия», с 05.03.2008 по 31.03.2009 - работа в должности фельдшера медицинского пункта в Ульяновской ТЭЦ-1 филиале ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания»; обязать ответчика назначить истцу пенсию досрочно, с даты обращения за ее назначением, то есть с 06.09.2022.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО «Медицинский центр «Академия», ООО «Теплогенерирующая компания», ГУЗ «ЦК МСЧ им. заслуженного врача России В.А. Егорова», ОАО «Автодеталь-Сервис».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Гафурова З.А. просит отменить решение суда, принять новое решение. В обоснование доводов жалобы ссылается на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Полагает, что судом не учтены показания свидетелей, подтвердивших, что характер ее работы в ООО «МЦ «Академия» остался прежним, а также оставлено без внимания решение Заволжского районного суда города Ульяновска по аналогичному иску Алюкаевой Н.М., рассмотренному в 2006 году.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гафурова З.А. обратилась в ГУ-ОПФР по Ульяновской области с заявлением от 06.09.2022 о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 20.12.2022 № 192392/22 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии, на дату обращения у Гафуровой З.А. продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет 29 лет 10 месяцев 2 дня, при требуемом не менее 30 лет (л.д. 10-15).

При этом ответчик не включил истице в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-Ф3 следующие периоды: с 11.02.1997 по 12.07.1998 - отпуск по уходу за ребенком, с 03.08.2004 по 27.02.2008 - работа в должности фельдшера здравпункта ООО «МЦ «Академия», с 05.03.2008 по 31.03.2009 - работа в должности фельдшера медицинского пункта в Ульяновской ТЭЦ-1 филиале ОАО «ВоТГК».

Полагая, что имеет право на включение спорных периодов в специальный страховой стаж в льготном исчислении, Гафурова З.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истицы в должности фельдшера здравпункта ООО «МЦ «Академия» и в должности фельдшера медицинского пункта в Ульяновской ТЭЦ-1 филиале ОАО «ВоТГК» не подлежит включению в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении, поскольку Списками должностей и учреждений, дающих право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества не поименованы. С учетом имеющегося у истицы специального страхового стажа право на досрочное назначение страховой пенсии у нее не возникло.

Рассматривая данный пенсионный спор в пределах доводов жалобы истца Гафуровой З.А., судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с п. «н» ч. 1 указанного Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее – Список № 781).

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 (далее – Список № 1066), – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 (далее – Список № 464), – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Из трудовой книжки Гафуровой З.А. следует, что она с 03.08.2004 была принята в порядке перевода из ГУЗ ЦК МСЧ в ООО «МЦ «Академия» на должность фельдшера здравпункта, где проработала до своего увольнения 27.02.2008 (л.д. 19-26).

В период с 05.03.2008 по 31.03.2009 Гафурова З.А. работала в должности фельдшера медицинского пункта Ульяновской ТЭЦ-1 ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», что также подтверждается сведениями из ее трудовой книжки.

Следовательно, в спорные период работы Гафуровой З.А. действовал Список № 781, который предусматривает включение в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, лицам, работающим в учреждениях здравоохранения.

В соответствии с ч. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (в редакции, действовавшей до 01.09.2014) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно ч. 1 ст. 123.21 ГК РФ (в редакции, действующей с 01.09.2014) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 87 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью (ч. 3 ст. 87 ГК РФ).

В силу ч. 1 ст. 96 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. (ч. 3 ст. 96 ГК РФ).

Статьей 66 ГК РФ акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью отнесены к коммерческим корпоративным организациям.

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.

Таким образом, основной целью указанных обществ, как коммерческих организаций, является получение прибыли, в связи с чем в силу ч. 1 ст. 50 ГК РФ названные организации являются коммерческими и, следовательно, не могут быть отнесены к учреждениям.

Аналогичные разъяснения приведены в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в соответствии с которым при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае изменение организационно-правовой формы учреждения не происходило.

Истец Гафурова З.А. прекратила трудовую деятельность в ГУЗ ЦК МСЧ с 02.08.2004, и в спорные периоды работала в коммерческих организациях, работа в которых не дает ей права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Доводы апелляционной жалобы о том, что она была принята на работу в ООО «МЦ «Академия» в порядке перевода из ГУЗ ЦК МСЧ не имеет правового значения, поскольку нормы трудового законодательства, предусматривающие возможность принимать работника в порядке перевода от предыдущего работодателя, на возникшие пенсионные правоотношения не распространяются.

Кроме того, исходя из разъяснений содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Из материалов дела следует, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен Гафуровой З.А.. с 11.02.1997 по 12.07.1998, то есть после вступления в законную силу Закона Российской Федерации от 2509.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

Следовательно, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 11.02.1997 по 12.07.1998 в специальный стаж Гафуровой З.А. включению не подлежит, а исковые требования в данной части являются необоснованными.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение правильность принятого судом решения. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства дела, исследованы судом и изложены в обжалуемом решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 апреля 2023 года, с учетом определения суда от 22 мая 202 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гафуровой Закии Абдулкаюмовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.07.2023