Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности направить сведения в Социальный фонд
Документ от 18.07.2023, опубликован на сайте 21.07.2023 под номером 107230, 2-я гражданская, об обязании представить документы в пенсионный фонд, ОТКАЗАНО в удовлетворении ИСКА (заявлении)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шабинская Е.А.                                              73RS0001-01-2023-000157-93

Дело № 33-2942/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   18 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Герасимовой Е.Н., Шлейкина М.И.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу и дополнение к ней Клочкова Евгения Александровича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 марта 2023 года по гражданскому делу № 2-812/2023, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Клочкова Евгения Александровича к публичному акционерному обществу нефтегазовая компания «РуссНефть» о возложении обязанности предоставить сведения в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Клочкова Е.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчиков ПАО НК «РуссНефть» и АО «УльяновскНефть» Балтабаевой А.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Клочков Е.А. обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу нефтегазовая компания «РуссНефть» (далее – ПАО НК «РуссНефть») о возложении обязанности предоставить сведения в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что по достижении 60-летнего возраста истец обратился в пенсионный орган за назначением страховой пенсии по старости, где ему стало известно, что работодателем документы, дающие право на льготную пенсию, в пенсионный орган не предоставлялись.

Согласно трудового договора от 01.10.2008 № 1383-08 истец был принят на работу в ОАО «Ульяновскнефть». На основании трудового договора от 01.07.2019 № 485-19 истец был принят в порядке перевода в ПАО НК «РуссНефть». В результате перевода условия труда не изменились, однако работодателем был изменен класс вредности в сторону улучшения.

Таким образом, с 2008 года истец был принят на работу с вредными условиями труда, класс условий труда 3, подкласс 3.3, в 2016 году подкласс был изменен на 3.2 без проведения аттестации рабочего места, с 01.07.2019 в связи с переводом в другую организацию оставлена та же сетка вредности – класс 3, подкласс 3.2, а в 2020 году без проведения аттестации рабочего места изменен подкласс на 3.1. При этом была проведена аттестация похожего рабочего места, хотя должна быть выполнена аттестация рабочего места Клочкова Е.А.

Работодатель не отразил профессию истца с вредными условиями труда в списках №№ 1, 2 до 01.10.2013, не оплатил взносы по дополнительному тарифу, в связи с работой истца с вредными условиями труда.

С учетом изложенного, Клочков Е. А. просил обязать ПАО НК «Русснефть» направить в отношении него в Пенсионный фонд Российской Федерации документы по списку с 2008 года по 2013 год согласно аттестации рабочего места с вредными условиями труда класс 3, подкласс 3.3; с 2013 года по 01.04.2022 года на основании Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.2013, оплатить взносы по дополнительному тарифу по стажу с вредными условиями труда, дающие право на льготную пенсию, согласно правильной специальной оценки труда на рабочем месте Клочкова Е. А.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, АО «УльяновскНефть».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Клочкова Е.А. просит отменить решение суда, принять новое решение. Также просит проверить его доводы и обязать работодателя восстановить льготный стаж на основании представленных им документов, удовлетворив исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Отмечает, что неоднократно обращался к работодателю по вопросам предоставления сведений о его льготном стаже и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в пенсионный орган. Государственная инспекция труда в ответ на его обращения ссылается на утрату архивных документов, вследствие бездействия работодателя ему порекомендовали обратиться в суд. Считает, что степень вредности условий труда была снижена работодателем незаконно, в отсутствие надлежащей аттестации его рабочего места.

В возражениях на апелляционную жалобу ПАО НК «РуссНефть» и АО «Ульяновскнефть» просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Определением Ульяновского областного суда от 04.07.2023 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО «УльяновскНефть».

В силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Согласно части 1 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск может быть предъявлен в суд совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие).

Процессуальное соучастие допускается, если предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или ответчиков (пункт 1 части 2 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу 2 части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе. После привлечения соответчика или соответчиков подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Клочков Е.А. просил возложить на ПАО НК «Русснефть» обязанность предоставить в Фонд социального страхования сведения о льготном характере работы истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости за период с 2008 по 2022 годы.

При этом из материалов дела усматривается, что истец работает в ПАО НК «Русснефть», только начиная с 1 июля 2019 года, а в период с 1 октября 2008 года по 30 июня 2019 года работал в ОАО «УльяновскНефть» (в настоящее время – АО «УльяновскНефть»).

Между тем, разрешая исковые требования Клочкова Е.А., суд вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика АО «УльяновскНефть» не разрешил и к участию в деле по своей инициативе не привлек.

Следовательно, при рассмотрении настоящего дела судом допущено существенное нарушение норм процессуального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 1 октября 2008 года Клочков Е.А. был принят в порядке перевода из ЗАО «СП «***-Ульяновск» на работу в ОАО «УльяновскНефть» (в настоящее время – АО «УльяновскНефть») на должность ***.

С 1 августа 2009 года истец переведен на должность ***

С 1 января 2012 года Клочков Е.А. переведен на должность ***

с 1 июля 2019 года истец уволен из АО «УльяновскНефть» и принят в порядке перевода в ПАО НК «РуссНефть» в ***

Указанные сведения подтверждаются представленной в материалы дела копией трудовой книжки истца (т. 1, л.д. 9-10).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 декабря 2022 года признаны незаконными приказы ПАО НК «РуссНефть» от 28 марта 2022 года № 70-лс «О применении дисциплинарного взыскания», от 1 апреля 2022 года № 74-лс «О применении дисциплинарного взыскания», от 1 апреля 2022 года № 154-к о прекращении действия трудового договора и увольнении Клочкова Е. А. с должности *** по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей. Клочков Е.А. восстановлен в должности *** ПАО НК «РуссНефть» со 2 апреля 2022 года. С ПАО НК «РуссНефть» в пользу Клочкова Е.А. взыскана заработная плата за время вынужденного прогула за период со 2 апреля 2022 года по 6 декабря 2022 года в сумме 217 866 руб. 39 коп., компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Клочков Е.А. указал, что за период его работы с 1 октября 2008 года по 1 апреля 2022 года работодатель, несмотря на тяжелые условия труда истца, не включил его должность в перечень работ, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и не произвел отчисление страховых взносов по дополнительному тарифу.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона № 27-ФЗ).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона № 27-ФЗ).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ).

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (подпункт 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 27-ФЗ).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ).

Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.

Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 г. № 987н, действовавшей в период возникновения спорных отношений и до 19 февраля 2017 г. - даты вступления в силу приказа Министерства труда России от 21 декабря 2016 г. № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»), сведения о трудовом (страховом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов.

Согласно пункту 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 987н, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.

По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.

При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проведенной проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.

Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные сведения.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам (пункт 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 г. № 987н).

Аналогичные требования к порядку ведения индивидуального (персонифицированного) учета предусмотрены действующей Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 года № 211н.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 года № 519п утвержден Порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (далее – Порядок № 519п).

Пунктом 3 Порядка № 519п установлено, что территориальные органы Пенсионного фонда России осуществляют корректировку сведений персонифицированного учета и вносят уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет: по заявлению зарегистрированного лица о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет; при выявлении территориальным органом ПФР по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, неполных (недостоверных) сведений.

Согласно п. 4 Порядка № 519п в целях корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет зарегистрированное лицо (представитель зарегистрированного лица) представляет заявление, а также документы, в том числе подтверждающие основания для корректировки сведений персонифицированного учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет: о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых (засчитываемых) в страховой стаж (подп. 1); о периодах обучения и об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж (подп. 2); о заработке до 1 января 2002 года для исчисления размера страховой пенсии, в том числе о доходе, полученном в связи с выполнением предпринимательской деятельности (подп. 3); о трудовой деятельности за период с 1 января 2020 года (подп. 4).

Корректировка сведений персонифицированного учета по вопросу уточнения сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, в отношении сведений за периоды работы у страхователя, осуществляющего деятельность, производится путем выполнения территориальным органом Пенсионного фонда России по месту регистрации страхователя процедуры по приему и включению в индивидуальный лицевой счет зарегистрированного лица сведений персонифицированного учета, представленных страхователем в соответствии с уведомлением, в целях устранения имеющихся расхождений (пункт 15 Порядка № 519п).

При выявлении неполноты (недостоверности) сведений по результатам проведенной территориальным органом Пенсионного фонда России проверки в отношении сведений, представленных страхователем, осуществляющим деятельность, территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации страхователя: направляет уведомление страхователю; производит внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет (на основании сведений, представленных страхователем в целях устранения имеющихся расхождений) в соответствии с пунктом 15 данного Порядка (пункт 18 Порядка № 519п).

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета.

Из материалов дела следует, что ПАО НК «РуссНефть» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является добыча нефти. С 16 июля 2007 года Общество зарегистрировано в качестве страхователя.

При этом как установлено судом, страхователем ПАО НК «РуссНефть» в отношении своего работника Клочкова Е.А. сведения о периоде его работы в данной организации были представлены для отражения в системе индивидуального (персонифицированного) учета без указания о льготном характере работы, дающим право на включение данного периода в специальный страховой стаж.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Аналогичное положение установлено и пунктом 1 части 1 статьи 30 действующего с 01.01.2015 г. Федерального закона № 400-ФЗ - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (часть 6 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

В соответствии с п. «а» ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с вредными условиями труда, применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 1).

В разделе X (Переработка нефти, газа, газового конденсата, угля и сланца) Списка № 1 профессии *** не поименованы.

Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрено, что для включения в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с вредными условиями труда необходима совокупность таких условий, как включение должности (профессии) в Список № 1; соответствие класса условий труда вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда; начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как отражено в многочисленных определениях Конституционного суда Российской Федерации, в том числе от 20 июля 2021 г. № 1490-О, такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан, работавших на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированных по результатам специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест, с учетом уплаты работодателями за такие периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу, а оспариваемая норма, будучи его элементом, не может рассматриваться как нарушающая права лиц, не относящихся к указанной категории, включая заявителя.

Между тем, из представленных материалов дела следует, что занимаемые Клочковым Е.А. в спорные периоды должности *** не поименованы в Списке № 1, в связи с чем работа в указанных должностях не дает ему право на включение этих периодов в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Вопреки доводов истца сам по себе факт работы с вредными (опасными) условиями труда не порождает у него права на включение периода этой работы в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Из представленных материалов дела следует, что в связи с работой во вредных условиях труда Клочкову Е.В. предоставлены следующие гарантии и компенсации: доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 8 (восемь) процентов от его тарифной ставки, дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней, сокращенная продолжительность рабочего времени  не более 36 часов в неделю, сокращенная продолжительность ежедневной работы (смены): 8 часов, обеспечение молоком или другими равноценными продуктами, обеспечение средствами индивидуальной защиты, проведение периодических медицинских осмотров.

При таких обстоятельствах, у работодателей Клочкова Е.А. в лице ПАО НК «РуссНефть» и АО «УльяновскНефть» не имелось оснований для направления в пенсионный фонд для учета в системе индивидуального (персонифицированного) учета сведений о льготном характере работы Клочкова Е.А. в период с 2008 по 2022 годы, дающей ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой с вредными условиями труда, и уплаты страховых взносов в повышенном размере, в связи с чем в удовлетворении заявленных Клочковым Е.А. исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 марта 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Клочкова Евгения Александровича к публичному акционерному обществу нефтегазовая компания «РуссНефть», акционерному обществу «УльяновскНефть» о возложении обязанности предоставить сведения индивидуального (персонифицированного) учета и произвести отчисления страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.07.2023