Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении периода работы в общий стаж
Документ от 18.07.2023, опубликован на сайте 21.07.2023 под номером 107223, 2-я гражданская, о включении периодов в спецстаж, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Савелова А.Л.                                                    73RS0004-01-2022-009814-47

Дело № 33-3330/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                             18 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Герасимовой Е.Н., Шлейкина М.И.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Телятникова Сергея Борисовича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 20 февраля 2023 года по гражданскому делу № 2-358/2023, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Телятникова Сергея Борисовича к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, заместителю управляющего отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области Андрюшину Павлу Николаевичу о включении периодов работы с 01 января 1991 года по 10 октября 1992 года в общий трудовой и страховой стаж отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав объяснения истца Телятникова С.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Телятников С.Б. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области), заместителю управляющего Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области Андрюшину П.Н. о включении периодов работы в общий трудовой и страховой стаж.

Требования мотивированы тем, что в октябре 2021 года Телятников С.Б. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 09.11.2021 № 266793/21 ему было отказано в зачете стажа за период с 01.01.1991 по 10.10.1992. Однако в соответствии с записями в трудовой книжке Телятников С.Б. в период с 01.04.1984 по 10.10.1992 работал в Нефтегазоразведочной экспедиции «***» Таджикской ССР в должности инженера-связиста 2 категории.

С учетом изложенного, Телятников С.Б. просил обязать ОСФР по Ульяновской области зачесть в его общий страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости период работы в Нефтегазоразведочной экспедиции «***» Таджикской ССР с 01.01.1991 по 10.10.1992.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Телятников С.Б. просит отменить решение суда, принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Полагает, что ответчиком спорный период исключен необоснованно и в отсутствие доказательств. Суд применил закон, который на момент назначения истцу пенсии не вступил в законную силу, чем умалил права истца. Кроме того, судом был нарушен порядок исследования имеющихся доказательств, имеются также иные процессуальные нарушения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Телятников С.Б. 27.10.2021 обратился в ГУ-ОПФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д.54-55).

Решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 03.11.2021 Телятникову С.Б. с 27.10.2021 назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 49).

При этом решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 09.11.2021 № 266793/21 истцу было отказано во включении в общий трудовой и страховой стаж периода работы с 01.01.1991 по 10.10.1992 в должности инженера-связиста 2 категории в Нефтегазоразведочной экспедиции «***» Таджикской ССР, в связи с отсутствием подтверждения факта работы на территории Таджикистана за данный период компетентными органами иностранного государства (л.д.63-64).

Отказывая в удовлетворении исковых требований Телятникова С.Б. о включении в его общий страховой стаж периода работы с 01.01.1991 по 10.10.1992 в должности инженера-связиста 2 категории в Нефтегазоразведочной экспедиции «***» Таджикской ССР, суд первой инстанции, сославшись на условия Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанного в городе Душанбе 15 сентября 2021 года, исходил из того, что периоды, приобретенные на территориях других бывших республик Союза Советских Социалистических Республик, не учитываются при назначении на территории Российской Федерации страховой пенсии по старости, если право на пенсию возникает и без учета страхового стажа, приобретенного на территории Республики Таджикистан.

Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может ввиду следующего.

Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации, право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статья 15 Конституции Российской Федерации в пункте 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

На момент возникновения спорных правоотношений пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, при наличии у них страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, осуществлялось с применением Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 г. (далее - Соглашение), которое с 1 января 2023 г. прекратило свое действие в отношениях РФ с другими участниками.

В соответствии со статьей 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ).

Частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ (в ред. по состоянию на 27.10.2021) установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11 Закона № 400-ФЗ).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Закона № 400-ФЗ, в соответствии с которой при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).

В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).

Согласно пункту 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В силу пункта 59 Правил документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).

В трудовой книжки Телятникова С.Б. *** содержатся записи о его приеме на работу в Управление геологии Таджикской ССР с 19.03.1982, о переводе в Нефтегазоразведочную экспедицию Управление геологии Таджикской ССР с 01.04.1984 (с 16.11.1987 – Управление геологии Таджикской ССР преобразовано в производственное объединение ***») и об увольнение с 10.10.1992 (л.д. 56об. - 60).

Каких-либо оснований сомневаться в достоверности содержащихся в трудовой книжке Телятникова С.Б. записей у пенсионного органа не имелось.

При этом период работы истца до 01.01.1991 был включен пенсионным фондом в общий трудовой и страховой стаж Телятникова С.Б. без дополнительной проверки, что также подтверждает тот факт, что трудовая книжка истца была принята ответчиком как надлежащее доказательство его трудовой деятельности.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Телятникова С.Б. о включении в его общий трудовой и страховой стаж период работы с 01.01.1991 по 10.10.1992 в должности инженера-связиста 2 категории в Нефтегазоразведочной экспедиции «***» Таджикской ССР суд первой инстанции, применив к спорным правоотношениям Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанный в городе Душанбе 15 сентября 2021 года, не учел, что периоды работы истца в Республике Таджикистан, равно как и решение ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 09.11.2021 № 266793/21 имели место до вступления в силу указанного международного договора.

Судебная коллегия в данной части отмечает, что Телятников С.Б. как гражданин Российской Федерации имеет право на назначение страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, частью которого являлось Соглашение от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения». Российская Федерация на момент обращения истца за назначением страховой пенсии по старости из указанного соглашения не вышла. Договор от 15.09.2021 года между Республикой Таджикистан и Российской Федерации также не содержит условий, исключающих возможность применения положений Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».

При таких обстоятельствах выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных Телятниковым С.Б. исковых требований к ответчику ОСФР по Ульяновской области являются ошибочными, в связи с чем постановленное по делу решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 20 февраля 2023 года в указанной части подлежит отмене с принятием по делу нового решения о возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности включить Телятникову С.Б. в общий трудовой и страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости период его работы с 01.01.1991 по 10.10.1992 в должности инженера-связиста 2 категории в Нефтегазоразведочной экспедиции «***» Таджикской ССР.

Поскольку Андрюшин П.Н. является должностным лицом ОСФР по Ульяновской области, он не может быть признан надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем оснований для удовлетворения иска к данному ответчику не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 20 февраля 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Телятникова Сергея Борисовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в общий трудовой и страховой стаж.

Принять по делу в указанной части новое решение.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить Телятникову Сергею Борисовичу в общий трудовой и страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости период его работы с 01.01.1991 по 10.10.1992 в должности инженера-связиста 2 категории в Нефтегазоразведочной экспедиции «***» Таджикской ССР.

В остальной части решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 20 февраля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Телятникова Сергея Борисовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.07.2023