Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об установлении разумных сроков отселения из аварийного жилья
Документ от 11.07.2023, опубликован на сайте 26.07.2023 под номером 107207, 2-я гражданская, об обязании к совершению действий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2023-000456-16

Судья Зубрилина Е.А.                                                                Дело №33а-2995/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                  11 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Смирновой Ю.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 1 марта 2023 года по делу №2а-987/2023, по которому постановлено:

административный иск прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних ***., *** к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления, возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома удовлетворить.

Признать незаконным п.2 постановления администрации города Ульяновска №1260 от 12.09.2022 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.*** до 31.12.2030.

Обязать администрацию города Ульяновска не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение об установлении разумных сроков отселения физических и юридических лиц аварийного дома №*** по ул. А*** г.***, путем внесения соответствующих изменений в постановление администрации города Ульяновска от 12.09.2022 №1260 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».

Об исполнении решения суда по административному делу сообщить в суд и заинтересованным лицам (жителям аварийного дома №*** по ул. А*** в г. У***) в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения.

Заслушав доклад председательствующего, пояснения прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Холодилиной Ю.О., Глуховой Л.Н., Суриной Е.О., Безбородовой Н.А., не согласившихся с апелляционной жалобой, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

 

прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действующий в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних ***., обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления, возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома и отселения из него жителей.

В обоснование административного иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки законности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов установлено, что постановлением администрации города Ульяновска №1260 от 12.09.2022 многоквартирный жилой дом № 42А по ул. Автозаводская г. Ульяновска признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение указанного дома предусмотрено до 31.12.2030.

Наряду с этим, дальнейшая эксплуатация вышеуказанного дома и проживание в нём граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение администрации города Ульяновска об установлении срока отселения дома до 31.12.2030 нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

Как следует из заключения об оценке соответствия многоквартирного дома, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции №46 от 21.07.2012, по результатам рассмотрения представленных документов межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома № 42А по ул. Автозаводская г. Ульяновска аварийным и подлежащим сносу в связи с техническим состоянием несущих строительных конструкций многоквартирного дома в целом, в связи с их разрушениями либо повреждениями и деформации, то есть исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома.

Выявленные дефекты и повреждения, указывающие на аварийное состояние отдельных конструкций, свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации многоквартирного жилого дома.

В постановление администрации города Ульяновска №1260 от 12.09.2022 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» включен дом №*** по ул.А*** в г.У*** со сроком отселения жильцов –31.12.2030. Указанный срок сноса и отселения жильцов дома является неразумным и чрезвычайно длительным.

До настоящего времени в аварийном жилом доме проживают как собственники жилых помещений, так и граждане - наниматели жилья, находящегося в муниципальной собственности. Дальнейшая эксплуатация жилого дома создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.

Прокурор просил признать незаконным п.2 постановления администрации города Ульяновска от 12.09.2022 №1260 «О признании многоквартирных домов аварийных и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.У***, ул.А***, д.4***, до 31.12.2030, обязать администрацию города Ульяновска установить разумные сроки сноса аварийного дома *** по ул.*** и отселения из него жителей.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Управление ЖКХ администрации города Ульяновска, Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, Глухов С.Н., Глухова Л.Н., Глухова Т.С., Самсонов В.В., Смирнов С.В., Самсонова Г.В., Ульянова С.М., Раевский С.В., ***., ***., Рослов В.Д., Рослов К.А., Обжогина И.М.,  *** Обжогин В.А., Сиплатов О.И., Безбородова Н.А., Тамилина М.Л., Карпова Г.А., Земскова Е.В.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жителей дома из аварийного дома, законом не установлены. Жилищным кодексом Российской Федерации также не установлены требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора Холодилиной Ю.О., заинтересованных лиц Глуховой Л.Н., Безбородовой Н.А., Суриной Е.О., другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В силу ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

По делу установлено, что многоквартирный жилой дом №*** по ул. А*** г. *** является двухэтажным, двухподъездным, количество жилых помещений - 14 квартир, год ввода в эксплуатацию - 1950, кровля скатная, материал кровельного покрытия - асбоцементные листы (шифер), стены кирпичные, перекрытия деревянные.

Заключением межведомственной комиссии данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации города Ульяновска от 12.09.2022 №1260 данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения физических и юридических лиц до 31.12.2030.

Многоквартирный жилой дом №*** по ул. А*** г. У*** включён в Областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018-2030 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П.

В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (ч.4 ст15 ЖК РФ).

В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Согласно пункту 49 указанного Положения, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из смысла названных норм, решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то восстановление жилищных прав не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

По заключению ООО «***» по результатам обследования от 21.03.2022 физический износ дома составляет от 80% до 100%. Многоквартирный дом, не соответствует требованиям нормативно-технической документации устроительстве, несущие и ограждающие конструкции здания потеряли способность воспринимать проектные нагрузки, нарушена пространственная жесткость.

В ходе обследования, проведенного специалистами Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области установлено, что многоквартирный дом имеет трещины кирпичной кладки, разрушение и выветривание стенового материала (цементного раствора); по периметру многоквартирного дома имеются многочисленные участки с разрушением штукатурного слоя цоколя, трещины; стропильная система на чердачном помещении имеет следы гниения, рассыхания, растрескивания; имеется разрушение отдельных элементов кровельного покрытия (шифера), повреждение и смещение отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровли к обрешетке, локальные участки с прогибами, сквозные отверстия; имеется разрушение перекрытия между чердачным помещением и кв. 13 (сквозное отверстие), значительное разрушение отмостки по всему периметру дома (отмостка практически отсутствует); обнаружены поврежденные участки: сквозные трещины в цокольной части раскрытием до 50 мм: выпадение отдельных камней цокольной части; трещины в теле керамического кирпича, раскрытием до 5 мм; множественные повреждения штукатурного слоя, его отслоение; стропильная система на чердачном помещении имеет следы гниения, рассыхания, растрескивания; имеются другие повреждения.

Выявленные дефекты и повреждения, указывающие на аварийное состояние конструкций дома, свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора в части признания неразумным срока отселения из многоквартирного дома жителей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, его техническое состояние представляет угрозу для проживающих в нем лиц, в связи с чем установленные административным ответчиком сроки отселения не отвечают признакам разумности, следовательно, оспариваемое постановление в данной части является незаконным.

С выводами районного суда в указанной части судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на исследованных доказательствах по делу, которым дана надлежащая правовая оценка.

Довод апелляционной жалобы о том, что определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, не опровергает установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем техническом состоянии конструкций жилого дома, и вывод суда о необходимости установления администрацией города Ульяновска реальных, более коротких, сроков отселения жильцов из аварийного дома в целях соблюдения их прав и охраняемых законом интересов.

Принятое по делу решение суда является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно исследованы представленные в дело доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 1 марта        2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.07.2023.