У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Сайгин
Н.В.
Дело № 7-297/2023
73RS0002-01-2023-001467-87
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
29 июня 2023 года
Судья Ульяновского
областного суда Жаднов Ю.М.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Сурмаковой
Ольги Александровны на постановление врио начальника – старшего судебного
пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по
Ульяновской области от 16 февраля 2023 года и решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 27 апреля 2023 года (дело
№ 12-459/2023),
у с т а н о в и л:
постановлением врио
начальника – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 16.02.2023
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области (далее – министерство) привлечено к административной ответственности по
ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
За совершение этого
правонарушения министерству назначено наказание в виде административного штрафа
в размере 30 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 27.04.2023 указанное
постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник министерства Сурмакова О.А.
не соглашается с вынесенными по делу постановлением должностного лица и
решением судьи районного суда, полагает их подлежащими отмене, а производство
по делу – прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что должностное лицо УФССП России по Ульяновской области пришло к
необоснованным выводам о вине министерства только на основании длительного
неисполнения решения суда. При вынесении постановления должностное лицо
ограничилось лишь констатацией выявленных нарушений, однако наличие
(отсутствие) обстоятельств уважительности причин неисполнения министерством
судебного акта, а следовательно, вины в совершении вменяемого административного
правонарушения не установлено. Не указано, какие конкретно меры могли быть
объективно приняты министерством для исполнения решения суда.
Отмечает, что
министерство является исполнительным органом государственной власти и все
денежные средства, находящиеся в распоряжении министерства имеют целевой
характер и используются в соответствии с «Ведомственной структурой расходов
бюджета Ульяновской области».
Обращает внимание,
что министерством принимаются последовательные и объективные меры для поэтапной
ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями
детей-сирот. Исходя из доведённого финансирования, систематически проводится
работа по приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской области,
прорабатывается вопрос о выделении дополнительного финансирования.
Считает, что в
решении суда необоснованно указано, что Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области неоднократно устанавливался новый
срок для исполнения требований исполнительного документа.
Также указывает, что
после замены должника по исполнительному производству в отношении Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не
выносилось постановление о взыскании исполнительского сбора.
Полагает, что
неисполнение требований неимущественного характера хотя и во вновь установленный
срок, но без наличия постановления о взыскании исполнительского сбора с
нынешнего должника не образует состава административного правонарушения по ст.
17.15 КоАП РФ.
Указывает, что
реальная возможность исполнения решения суда у министерства отсутствовала.
Исполнение судебного решения было невозможным вследствие обстоятельств, которые
с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события,
тождественного непреодолимой силе.
Отмечает, что
обстоятельства возможности (невозможности) исполнения министерством требований
исполнительного документа с учетом имеющегося финансирования судом не
рассматривались, и какая-либо оценка в этой части судом не дана.
Подробно позиция
защитника министерства Сурмаковой О.А. изложена в жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежащим образом извещались о
времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть
жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в
полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние министерства верно
квалифицировано по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за
неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного
характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения
постановления о взыскании исполнительского сбора.
В ходе рассмотрения
дела было правильно установлено, что должником после вынесения постановления о
взыскании исполнительского сбора не исполнены в установленный срок содержащиеся
в исполнительном документе требования неимущественного характера.
Из материалов дела
усматривается, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 02.04.2021 на Министерство строительства и архитектуры
Ульяновской области (в настоящее время должником по делу является Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области) возложена
обязанность обеспечить Д*** Г*** В*** благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых
помещений на территории Новомалыклинского района Ульяновской области (л.д.
22-25).
26.01.2022 было
возбуждено исполнительное производство № *** и установлен пятидневный срок
для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 26).
В установленный для
добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.
24.06.2022 в
отношении первоначального должника в рамках исполнительного производства
№ *** вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 27).
Постановлением
судебного пристава-исполнителя от 17.08.2022 (л.д. 29) произведена замена
должника по исполнительному производству № *** и должником по данному
исполнительному производству Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области (министерство).
В этот же день
17.08.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено
постановление о назначении нового срока исполнения судебного решения до
30.11.2022 (л.д. 30).
01.12.2022 составлен
акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное
требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до
30.11.2022 министерством не исполнено (л.д. 31).
По данному факту
23.01.2023 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области составлен
протокол в отношении министерства об административном правонарушении,
предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 34).
Как уже отмечалось
выше, постановлением врио начальника межрайонного отдела судебных приставов по
исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области от 16.02.2023 министерство привлечено к административной
ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП
РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 27.04.2023 указанное постановление
оставлено без изменения.
С учетом
длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятия
министерством необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда общей
юрисдикции, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что
министерство обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1
ст. 17.15 КоАП РФ за то, что, являясь должником, не исполнило содержащиеся в
исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до
30.11.2022 после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в
соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам лица,
привлекаемого к ответственности, судьей дана должная правовая оценка,
основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении
норм материального и процессуального права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Доказательств
фактического совершения должником действий, направленных на исполнение решения
суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено.
К уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения министерством решения суда, а также свидетельствующих о том, что
должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в
материалах дела не имеется.
Возложенная на
должника обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, жилыми помещениями не ставится в зависимость от наличия
или отсутствия достаточного финансирования средств либо иных условий.
Взыскание исполнительского сбора с
первоначального должника и отсутствие постановления о взыскании исполнительского
сбора с привлекаемого лица наличие состава выявленного правонарушения не
опровергают, так как в силу положений ч. 4 ст. 52 Федерального закона «Об
исполнительном производстве» от
02.10.2007 № 229-ФЗ для правопреемника
все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство,
обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны
исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Иные доводы жалобы
также не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут
отмену состоявшегося по делу судебного решения.
При назначении
наказания требования ст. 4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в
соответствии с санкцией ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в минимальном размере.
Руководствуясь ст.
ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление врио
начальника – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 16 февраля
2023 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 27
апреля 2023 года оставить без изменения, жалобу защитника Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Сурмаковой
Ольги Александровны – без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Ю.М. Жаднов