Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание действий
Документ от 11.07.2023, опубликован на сайте 13.07.2023 под номером 107136, 2-я гражданская, Признать действия министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и ГКУ Ульяновской области Николаевское лесничество по согласованию Каймакову Ю.А. и Каймаковой Е.А. и выделению из земельного участка с кадастровым номером 73:09:000000:137 двух земельных участков с кадастровыми номерами 73:09:033001:2197 и 73:09:033001:2198 и переводе их из земель лесного фонда в земли населенных пуенктов незаконными., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0014-01-2023-000040-46

Судья Довженко Т.В.                                                                   Дело № 33а-3001/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                  11 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Ю.В.,

судей Васильевой  Е.В.,  Жаднова Ю.М.

при секретаре Юшиной  В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Николаевского района Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 21 марта 2023 года по делу                            № 2а-1-60/2023, по которому постановлено:

административное исковое заявление прокурора Николаевского района Ульяновской области в  защиту прав и законных интересов Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество» о признании действий по согласованию и выделению земельных участков, их переводе из одной категории земель в другую незаконными, отмене распоряжений, признании незаконной постановки земельных участков на кадастровый учет, возложении обязанностей на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество», признании бездействия ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество» по осуществлению надлежащего лесного контроля незаконным, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад председательствующего Смирновой Ю.В.,   пояснения прокурора Макейкиной Е.В., поддержавшей доводы  апелляционного представления, возражения  представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  Митрофановой С.В., Каймаковой Е.А., Каймакова Ю.А. и его представителя  Мокроусова С.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным,         судебная коллегия

 

установила:

прокурор Николаевского района Ульяновской области обратился в суд с административным  исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество» о признании действий по согласованию и выделению земельных участков, их переводе из одной категории земель в другую незаконными, отмене распоряжений, признании незаконной постановке земельных участков на кадастровый учет, возложении обязанностей на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество», признании бездействия ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество» по осуществлению надлежащего лесного контроля незаконным.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Николаевского района проведена проверка по факту выделения из земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного на территории ГУЗ «Детский противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро», двух земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** и переводе их из земель лесного фонда в земли населенных пунктов с целью последующей передачи Каймакову Ю.А. и Каймаковой Е.А., в ходе которой в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество» выявлены нарушения прав Российской Федерации.

Установлено, что на основании распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 18.11.2008 № 329 лесной участок, расположенный по адресу: Белоозерское участковое лесничество, квартал 86, выдел 6, квартал 87 выделы 2,4,6,9,10,12,14 площадью 11,00 га  передан в постоянное (бессрочное) пользование ГУЗ «Детский Противотуберкулезный санаторий «Белое Озеро» для использования в целях рекреационной деятельности, категория земель: «земли лесного фонда», вид разрешенного использования: «защитные леса», находится в собственности Российской Федерации и в Генеральный план развития муниципального образования «Дубровское сельское поселение» не включен и в границы населенных пунктов не входит.

На данном земельном участке располагаются два жилых дома, расположенных по адресу: ***.

На основании свидетельств о государственной регистрации прав от 15.01.2013  Каймакова Е.А. и Каймаков Ю.А. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: ***.

На основании свидетельства о государственной регистрации прав от 05.09.2005 Каймакова Е.А. и Каймаков Ю.А. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: ***

15.04.2022 Каймакова Е.А. и Каймаков Ю.А. обратились в Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области с заявлениями о согласовании предоставления на праве собственности земельных участков из земельного участка с кадастровым номером ***.

Распоряжениями Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области от 22.07.2022 № № 467 и 468 согласовано предоставление земельных участков в аренду и их образование из состава земельного участка с кадастровым номером ***, относящегося к землям лесного фонда и находящегося в федеральной собственности, а также изменение их категории и отнесение к землям «населенных пунктов».

25.07.2022 Каймакова Е.А. и Каймаков Ю.А. провели межевание на основании договора подряда от 20.07.2022, в результате которого из земельного участка с кадастровым номером *** образовано два земельных участка *** (площадью 976 м2) и *** (площадью 1352 м2), общая площадь которых составляет 2328 м2, что в 23 раза превышает площадь жилых строений, находящихся в собственности Каймаковых.

27.07.2022, несмотря на то, что земельный участок *** и образованные земельные участки *** и *** в границы населенных пунктов не входят, согласование Рослесхоза и Росимущества не получено, выезд на место при принятии вышеназванного решения не осуществлялся, какие-либо обследования не производились, 400 метровая водоохранная зона памятника природы регионального значения «Озера Белое» не учитывалась, а также положения Приказа Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 18.03.2011 № 7 в части запрета предоставления земельных участков не учитывалась, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области осуществлена государственная регистрация земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***.

Кроме этого, данные земельные участки выведены из состава «земель лесного фонда» и переведены в «земли населенных пунктов», при этом вид разрешенного использования остался «защитные леса».

Действия Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области по согласованию выделения из земельного участка с кадастровым номером *** двух земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** и переводе их из земель лесного фонда в земли населенных пунктов являются незаконными и привели к нарушению прав Российской Федерации.

Земельные участки в апреле 2022 г., в отсутствии правоустанавливающих документов, были огорожены Каймаковыми забором.

Однако, ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество» в нарушение ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации, а также п.32 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1098, надлежащий лесной контроль не был организован, меры по демонтажу данного забора, возведенного с нарушениями требований лесного законодательства, не принимаются.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Каймаков Ю.А., Каймакова Е.А., ГУЗ «Детский противотуберкулезный санаторий «Белое озеро», администрация МО «Дубровское сельское поселение».   

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Николаевского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование доводов  апелляционного представления указывает на доводы, аналогичные доводам административного искового заявления. Обращает внимание, что вопрос выделения из земельного участка  с кадастровым номером *** двух земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** и переводе их из земель лесного фонда в земли населенных пунктов с целью последующей  передачи их Каймаковым с местным населением не согласовывался, сходы и собрания граждан по данному вопросу не проводились.

Считает необоснованной ссылку суда на факт согласования возведения забора Каймаковыми с главным врачом ГУЗ «Детский противотуберкулезный санаторий «Белое озеро», поскольку вышеназванное учреждение собственником земельного участка не является и правом владения и распоряжения не обладает.

Не соглашается с выводом суда о пропуске трехмесячного срока на обращение в суд с данным иском.

При согласовании проекта документа территориального планирования не было получено положительного заключения Федерального агентства лесного хозяйства, то есть федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника земель лесного фонда - Российской Федерации.

В возражениях на апелляционное представление прокурора                                  ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество», Каймаков Ю.А. просят решение суда оставить без изменения,  апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции кроме прокурора                 Макейкиной Е.В., представителя Управления Россреестра по Ульяновской области -  Митрофановой С.В., Каймаковой Е.А., Каймакова Ю.А. и его представителя  Мокроусова С.Н., другие  лица, участвующие в деле, не явились,  о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено, что в ЕГРН содержатся актуальные сведения о принадлежащих на праве собственности Российской Федерации земельных участках:

1) о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: *** выдел 4, части выделов 2,3,5,7,9, категория «Земли лесного фонда», вид разрешенного использования «Защитные леса», с уточненной площадью 107 672 кв.м;

2) о земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***, категория земель «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «Защитные леса», с уточненной площадью 976 кв.м;

3) о земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***, категория земель «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «Защитные леса», с уточенной площадью 1352 кв.м (том 1, л.д. 12-41, 55-70).

Земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** образованы путем раздела с измененным земельным участком из земельного участка с кадастровым номером ***. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности Российской Федерации на образованные земельные участки осуществлены одновременно 27.07.2022 на основании заявлений от 26.07.2022 Сюндюкова О.И., действующего от имени Каймакова Ю.А. по доверенности, и межевых планов от 25.07.2022, подготовленных кадастровым инженером Сюндюковым О.И. по договору подряда на выполнение кадастровых работ от 20.07.2022. Заявления и документы представлены Сюндюковым О.И. от имени Каймакова Ю.А. на основании нотариальной доверенности от 22.07.2022.

В отношении земельного участка с кадастровым номером *** межевой план подготовлен в связи с образованием одного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, часть выделов 3,4,5,7 на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 22.07.2022 № 467 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» (далее - распоряжение № 467).

В отношении земельного участка с кадастровым номером *** межевой план подготовлен в связи с образованием одного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, часть выделов 3,4,5,7 на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 22.07.2022 № 468 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» (далее - распоряжение № 468).

Распоряжениями Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области № 467 и № 468  от 22.07.2022 Каймакову Ю.А. и     Каймаковой Е.А. предоставлены полномочия на обращение без доверенности с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и о государственной регистрации государственной собственности на указанные земельные участки. Также согласовано предоставление земельных участков в аренду, предусмотрено отнесение испрашиваемых земельных участков к категории «земли населенных пунктов».

Вышеуказанные распоряжения вынесены Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области на основании ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, п.2 ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», приказа Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» по результатам рассмотрения заявлений Каймакова Ю.А. и Каймаковой Е.А. (том 1, л.д. 98-99, 106-107).

Из распоряжения № 467 следует, что  на  земельном участке с кадастровым номером *** расположен жилой дом с кадастровым номером *** (актуальный адрес объекта в ЕГРН: ***).

Из распоряжения № 468 следует, что, что на земельном участке с кадастровым номером *** расположен жилой дом с кадастровым номером *** (актуальный адрес объекта в ЕГРН: ***).

Жилые дома являются ранее учтенными объектами недвижимости, их технический учет был осуществлен организацией технической инвентаризации в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу положений Федерального закона от 24.07.2007  № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», сведения о них были внесены в Государственный кадастр недвижимости, являющийся унаследованной системой ЕГРН 15.11.2011 в рамках исполнения государственного контракта от 30.09.2010 № 120-Д «Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 г.», в результате чего им были присвоены кадастровые номера *** и ***.

Изменения в сведения о категории земель земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** внесены ЕГРН 15.08.2022 на основании заявлений Каймакова Ю.А. от 10.08.2022, а также распоряжений № 467 и  № 468, соответственно.

Пересечение (наложение) границ земельного участка с кадастровым номером *** и земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** отсутствует.

ГКУ Ульяновской области «Николаевское лесничество», совместно с Прокуратурой Николаевского района Ульяновской области  в мае 2022 г. проводили осмотр вышеуказанных земельных участков, расположенных на них жилых домов и забора из профлиста. В ходе проведенных мероприятий было установлено, что забор не является капитальным сооружением и носит временный характер.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований суд пришел к выводу об отсутствии оснований  для удовлетворения иска.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

В соответствии со ст.4.7 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»), предусмотрено образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами                       п.7 ст.3.5 Федерального закона от 25.10.2001  № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Пунктом 7 статьи 3.5 Федерального  закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с ч.20 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014  № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.

В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.

Право собственности Каймакова Ю.А. и Каймаковой Е.А. на объекты недвижимости зарегистрированы до 01.01.2016.

Границы прибрежных и водоохранных зон водного объекта «Белое Озеро» в установленном порядке не определены.

Земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости образованы и поставлены на кадастровый учет в соответствии с нормами действующего законодательства, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

При  принятии решения судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, применены нормы закона, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям.

Вопреки доводам апелляционного представления образованные земельные участки  с кадастровыми номерами *** и *** из земельного участка с кадастровым номером *** из собственности Российской Федерации  не выбыли.

Установленных действовавшим на момент осуществления учетно-регистрационных действий законодательством оснований для приостановления или отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в указанных случаях не имелось.

Доводы административного истца об отсутствии оснований для применения к заявленному иску норм ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  не  являются основанием для отмены решения суда, принятого по итогам рассмотрения требований  прокурора  Николаевского района Ульяновской области  по существу.

Апелляционное представление  не содержит фактов, которые влияют на законность и обоснованность решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу                               ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 21 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление и дополнение к нему прокурора Николаевского района Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 13.07.2023.