Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании компенсации за ТСР
Документ от 11.07.2023, опубликован на сайте 21.07.2023 под номером 107101, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение технического средства реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Царапкина К.С.                                               73RS0001-01-2023-000046-38

Дело № 33-3160/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   11 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 февраля 2023 года по гражданскому делу № 2-667/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области в интересах Бахитова Равила Якубовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования защиты Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение технического средства реабилитации, удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования защиты Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Бахитова Равила Якубовича расходы на приобретение технических средств реабилитации по индивидуальной программе реабилитации инвалида № *** от 19.08.2010 в размере 3876 руб.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области, действуя в интересах инвалида *** Бахитова Р.Я., обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования защиты Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение технического средства реабилитации.

Требования мотивированы тем, что Бахитов Р.Я., *** года рождения, согласно справке *** является инвалидом ***. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 19.08.2010 №*** Бахитов Р.Я. подлежит обеспечению ***. В связи с необеспечением данным техническим средством реабилитаций Бахитов Р.Я. был вынужден приобрести за счет собственных денежных средств ***, в подтверждение чего им был представлен товарный чек от 19.08.2022 № 186, в соответствии с которым приобретены 2 коробки данного вида ТСР (***) для *** по 30 штук каждая, на общую сумму 4634 руб. Однако в компенсации затраченных на приобретение технического средства реабилитации денежных средств Бахитову Р.Я. было отказано со ссылкой на то, что в кассовом чеке отсутствовали сведения о количестве приобретенных технических средств реабилитации.

С учетом изложенного, прокурор просит взыскать с ОСФР по Ульяновской области в пользу Бахитова Р.Я. денежные средства, затраченные на приобретение технического средства реабилитации (***) на общую сумму 4634 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение. В обоснование доводов жалобы не соглашается с размером взысканной в пользу истца компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации. ОСФР по Ульяновской области были приняты решения о выплате Бахитову Р.Я. компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации. Согласно приказу от 07.02.2023 истцу выплачена компенсация в сумме 5900 руб. 40 коп. за приобретенные им *** для калоприемника из расчета 64 руб. 60 коп. за единицу с учетом цен государственного контракта от 01.11.2022 № ***. Таким образом, Бахитов Р.Я. не был обеспечен требуемыми техническими средствами реабилитации (***) в период с 22.09.2022 по 18.11.2022, что составляет 57 дней, а значит, размер взысканной суммы должен составить 3682 руб. 20 коп. (64 руб. 60 коп. х 57 дней)

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Бахитов Р.Я., *** года рождения, является инвалидом ***, что подтверждается справкой ***

В соответствии с разработанной Бахитову Р.Я. индивидуальной программой реабилитации №*** к акту освидетельствования от 19.08.2010 № *** истец подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе, ***

На период рассмотрения дела в суде первой инстанции Бахитов Р.Я. указанными техническими средствами реабилитации в полном объеме обеспечен не был, в связи с чем был вынужден приобрести их самостоятельно, а именно: 19.08.2022 на сумму 4634 руб. (60 шт.), что подтверждается представленным в материалы дела кассовым чеком (л.д. 24).

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд исходил из того факта, что действующее законодательство предусматривает возможность компенсировать инвалиду его расходы на самостоятельное приобретение ТСР.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 6 ст. 11).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно п. 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

Согласно п. 15.1 Правил в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ответчиком, вышеуказанные правила обеспечения Бахитова Р.Я. техническими средствами реабилитации не выполнены, в связи с чем истец имеет право на получение денежно компенсации самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации.

Доводы апелляционной жалобы о неверном расчете судом взыскиваемой в пользу Бахитова Р.Я. компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации отклоняются судебной коллегией в связи со следующим.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н (далее - Порядок).

Так, согласно пункту 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно представленным ОСФР по Ульяновской области сведениям последняя закупка *** осуществлялась в рамках государственного контракта от 01.12.2022 № ***, по условиям которого цена за единицу указанного технического средства реабилитации составляет 64 руб. 60 коп. (л.д. 62-84).

Из отзыва ОСФР по Ульяновской области следует, что в 2022 году Бахитову Р.Я. по актам приема-передачи от 17.02.2022, 07.04.2022 и 05.12.2022 были выданы *** в общем количестве 180 штук (30+120+30).

При этом доказательств того, что истец обеспечивался положенными ему *** в период до 25.01.2022, материалы дела не содержат.

Кроме того, на основании приказа от 07.02.2023 истцу выплачена компенсация за самостоятельно приобретенные *** в количестве 120 штук в сумме 5900 руб. 40 коп.

Следовательно, с учетом выплаты указанной компенсации Бахитов Р.Я. был обеспечен в 2022 году указанными техническими средствами реабилитации в количестве 300 штук (180+120).

Между тем, учитывая нуждаемость истца в указанных технических средствах реабилитации в количестве 30 штук в месяц, его годовая норма обеспеченности составляет 360 штук.

Из представленных материалов дела следует, что Бахитов Р.Я. 19.08.2022 приобрел 60 штук ***, то есть в том количестве, которым его не обеспечили.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о взыскании в пользу Бахитова Р.Я. компенсации за самостоятельно приобретенные им 19.08.2022 технические средства реабилитации являются правильными, поскольку подтверждаются собранными по делу доказательствами.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 февраля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска..

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.07.2023