Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обязать устранить несанкционированное складирование мусора
Документ от 04.07.2023, опубликован на сайте 12.07.2023 под номером 107075, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2023-000100-17

Судья Зубрилина Е.А.                                                                        Дело №33а-3031/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                                4 июля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «город Ульяновск» на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 14 февраля 2023 года по делу                 №2а-642/2023, по которому постановлено:

административный иск прокурора Засвияжского района г.Ульяновска к администрации города Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска выразившееся в непринятии мер по устранению несанкционированного складирования мусора на земельном участке расположенном вблизи ТЦ «Пушкаревское кольцо» с координатами 54.304525, 48.352614, 54.304550, 48.352936, 54.304585, 48.353473.

Обязать администрацию города Ульяновска ликвидировать несанкционированное складирование мусора на земельном участке расположенном вблизи ТЦ «Пушкаревское кольцо» с координатами 54.304525,48.352614,54.304550,48.352936,54.304585,48.353473.

В удовлетворении административного иска к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Правительству Ульяновской области ПАО «Т Плюс» отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителей администрации города Ульяновска Горячевой А.Ю., Резванова А.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Холодилиной Ю.О., не согласившейся с апелляционной жалобой, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «город Ульяновск», Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, ПАО «Т Плюс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить несанкционированное складирование мусора на земельном участке, расположенном вблизи ТЦ «Пушкаревское кольцо» с координатами 54.304525, 48.352614, 54.304550, 48.352936, 54.304585, 48.353473.

В обоснование административного иска указано, что в ходе проведенных прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска мероприятий в сфере надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения в деятельности администрации города Ульяновска. Установлено, что на особо охраняемой природной территории «Черное озеро» в г.Ульяновске имеется несанкционированная свалка.

Согласно реестру мест несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов на территории г.Ульяновска данная свалка не значится. Обязанность непосредственно организовать устранение негативного воздействия на окружающую среду отнесена к компетенции муниципального образования, выбор способа осуществления данной обязанности является правом муниципального образования.

Прокурор просил признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по устранению несанкционированного складирования мусора на земельном участке, расположенном вблизи ТЦ «Пушкаревское кольцо», с координатами 54.304525, 48.352614, 54.304550, 48.352936, 54.304585, 48.353473; обязать административного ответчика ликвидировать несанкционированное складирование мусора на указанном земельном участке.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, ПАО «Т Плюс», в качестве заинтересованных лиц – Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, Министерство жилищно–коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «город Ульяновск» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости от 31.01.2023 №КУВИ-001/2023-21394321 земельный участок, на котором расположен «Памятник природы «Экологический парк «Черное озеро» находится в собственности Ульяновской области. Таким образом, администрация города Ульяновска является ненадлежащим ответчиком, поскольку охрана памятника природы и проведение природоохранных мероприятий на особо охраняемой природой территории «Черное озеро» относится к компетенции подведомственного учреждения Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области.

Ссылается на то, что в ходе проведения совместного осмотра установлено, что на указанной в исковом заявлении территории отсутствует свалка мусора. Большую часть осмотренного мусора составляет покрытие, сошедшее с труб теплосети. Ответственность за обеспечение сохранности труб теплосетей возложена на ПАО «Т Плюс» и не относится к компетенции администрации города Ульяновска. В материалах дела имеются фотоизображения, позволяющие определить принадлежность отходов, расположенных на земельном участке, собственнику труб теплосети ПАО «Т Плюс».

Суд не принял во внимание, что территория, на которой находится мусор, расположена в границах прилегающих территорий к ТЦ «Пушкаревское кольцо». Ответственность за благоустройство прилегающей территории возлагается на лиц, ответственных за эксплуатацию ТЦ «Пушкаревское кольцо». Соответственно, требования о ликвидации несанкционированного складирования мусора также должны были быть предъявлены к собственникам ТЦ «Пушкаревское кольцо».

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме представителей администрации города Ульяновска Горячевой А.Ю., Резванова А.Е. и прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Холодилиной Ю.О., другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы настоящего административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суде в связи со следующим.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Как установлено судом, в результате прокурорской проверки на особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ) «Черное озеро» в г.Ульяновске на земельном участке расположенном вблизи ТЦ «Пушкаревское кольцо» (координаты 54.304525, 48.352614, 54.304550, 48.352936, 54.304585, 48.353473) имеется несанкционированное складирование мусора.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости собственником земельного участка с кадастровым номером 73:24:030502:9, на котором расположена ООПТ «Черное озеро», является Ульяновская область, данный участок и ООПТ «Черное озеро» территориально находятся в границах муниципального образования «город Ульяновск».

Прокурором района 03.03.2022 в адрес главы города Ульяновска Вавилина Д.А. было внесено представление об устранении нарушений в сфере санитарно– эпидемиологического благополучия населения, по итогам рассмотрения которого администрация города Ульяновска установила факт складирования мусора на территории парковки «Пушкаревского кольца» со стороны экопарка «Черное озеро» и обязалась в рамках проведения комплекса работ по благоустройству привести несанкционированное место складирования отходов в нормативное состояние.

Согласно письму главы города Ульяновска Вавилина Д.А. от 21.09.2022 № 40811ог на имя прокурора Ульяновской области Теребунова А.А.  несанкционированная свалка на территории ООПТ «Черное озеро» включена в реестр несанкционированных свалок, выявленных на территории муниципального образования «город Ульяновск». Ликвидацию свалки планируется провести в рамках мероприятий по благоустройству муниципального образования «город Ульяновск» в 2022 году (л.д. 11).

Начальнику Управления по благоустройству администрации города Ульяновска Ермакову А.С. было поручено сообщить о принятых мерах по указанному выше вопросу до 24.10.2022.

22.11.2022 во исполнение предписания от 03.03.2022 и поручения о проверке принятых мер Ермаковым А.С. указано, что в сентябре 2022 года была проведена санитарная уборка указанной выше территории, для вывоза крупногабаритного мусора необходимо использование специальной техники, и данные мероприятия в связи со сложившимися погодными условиями перенесены на весенне–летний период 2023 года (л.д. 8). 

Таким образом, факт нахождения несанкционированного складирования мусора администрацией установлен и не оспаривался.

В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на указанном выше земельном участке.

В соответствии с ч.  1 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

В территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ № 131-ФЗ).

Таким образом, местное самоуправление осуществляет свои полномочия, в том числе по решению вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий.

В соответствии с п. 1 Устава города Ульяновска администрация города Ульяновска местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области

Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования «город Ульяновск (в Засвияжском районе г.Ульяновска), которое непосредственно ответственно за содержание (в том числе за недопущение размещения отходов) не только земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, но и расположенных в границах муниципального образования земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретным пользователем, суд правомерно возложил на администрацию города Ульяновска обязанность по ликвидации спорной свалки.

В силу установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права довод администрации города Ульяновска в апелляционной жалобе о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку именно на органы местного самоуправления законом возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией отходов на землях расположенных в границах муниципального образования.

Принятое по делу решение является правильным, основано на надлежащей оценке представленных в дело доказательств, верном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 14 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «город Ульяновск» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.07.2023.