Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение ТСР, компенсация морального вреда
Документ от 20.06.2023, опубликован на сайте 19.07.2023 под номером 107065, 2-я гражданская, об обеспечении медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-000013-40

Судья Бирюкова О.В.                                                                           Дело № 33-2771/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        20 июня 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г., 

судей Завгородней Т.Н., Карабанова А.С., 

при секретаре Абросимовой А.В.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О., 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-723/2023 по апелляционному представлению прокурора Засвияжского района г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 февраля 2023 года, которым постановлено:    

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Беспаловой Джамили Темурлановны  компенсацию морального вреда, причиненного Беспаловой Полине Дмитриевне, 31 марта 2011 года рождения, в размере 15 000 рублей.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., законного представителя несовершеннолетней *** – Беспаловой Д.Т., поддержавших доводы апелляционного представления, судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней ***., обратился в суд с исковым заявлением к государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами  реабилитации, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указано, что ***., ***.2011 года рождения, является ***, инвалидность!% установлена на срок до 01.09.2023. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида № 143.14.73/2022(2) от 11.08.2022 ***. подлежит обеспечению ***. Согласно выписным эпикризам ГБУЗ «Детская городская клиническая больница № 9 им. Г.Н. Сперанского ДЗМ», ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» несовершеннолетней ***. по жизненным показаниям рекомендовано проведение периодической ***, требующим активации водой/готовые к применению для *** (не менее 6 штук в сутки). Между тем, с 01.09.2022 несовершеннолетняя ***. указанными средствами реабилитации не обеспечивается. 08.12.2022 законному представителю *** ответчиком выдано направление на получение технических средств реабилитации, по которому *** поставщиком предложено получить ***. От их получения законный представитель была вынуждена отказаться. Таким образом, ответчиком не соблюдаются рекомендации лечебного учреждения относительно размера ******: при нуждаемости в силу возраста ***, законному представителю предлагаются катетеры ***. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд возложить на государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность обеспечивать *** *** 6 штук в сутки; решение в данной части привести к немедленному исполнению; взыскать с ответчика в пользу Беспаловой Д.Т. компенсацию морального вреда, причиненного ***.2011 года рождения, необеспечением необходимыми техническими средствами реабилитации в размере 25 000 рублей.

 

В связи с реорганизацией государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на основании ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определением суда от 16.01.2023 произведена замена ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.

 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Ульяновской области, ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева», АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие», ГБУЗ «Детская городская клиническая больница № 9 им. Г.Н. Сперанского ДЗМ».

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционном представлении прокурор не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

В обоснование доводов представления указывает, что предметом спора в данном случае является не нарушение прав *** на обеспечение техническими средствами реабилитации за прошлый период, а обеспечение средствами реабилитации ненадлежащих параметров. Суд данное утверждение стороны истца во внимание не принял. При этом, имеется судебная практика того же суда по аналогичному спору с положительным решением суда. Отмечает, что судом положения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 применены в недействующей редакции.

 

Возражения на апелляционное представление не поступили.

 

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Выслушав пояснения прокурора и законного представителя несовершеннолетней, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Как установлено судом и следует из материалов дела, Беспалова ***2011 года рождения, является ***. *** установлена *** на срок до 01.09.2023, что подтверждается справкой серии МСЭ-2021 № 0828476, выданной Бюро № 14 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России 01.09.2022 (л.д. 8).

 

Для проведения реабилитационных мероприятий *** разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации *** (ИПРА) № 143.14.73/2022 (2) к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № 1208.14.73/2022 от 11.08.2022, согласно которой несовершеннолетняя ***. с 01.09.2022 по 01.09.2023 подлежит обеспечению техническим средством реабилитации: к*** штук в сутки (л.д. 10-16).

 

По заявлению от 07.09.2022 несовершеннолетняя ***. состояла на учете в качестве нуждающейся в обеспечении ***) (л.д. 17-21).

 

08.12.2022 законному представителю *** выдано направление на получение технического средства реабилитации № 20235816, от которого она отказалась по причине неподходящего размера (л.д. 22).

 

Согласно отрывному талону к направлению № 20279548 от 09.12.2022 и акту № 10-03737 от 10.12.2022 законным представителем несовершеннолетней получены *** в количестве 149 штук, *** от 12Ch (л.д. 89-90).

 

08.12.2022 законный представитель несовершеннолетней *** – Беспалова Д.Т. обратилась в Прокуратуру Ульяновской области с заявлением о нарушении прав *** на обеспечение техническими средствами реабилитации - катетерами. По результатам проведенной прокуратурой проверки прокурором Засвияжского района г. Ульяновска в интересах *** подан в суд настоящий иск (л.д. 6).

 

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что несовершеннолетняя *** не была обеспечена ответчиком техническими средствами реабилитации, которые необходимы ей для создания достойных условий жизни, поддержания жизнедеятельности и сохранения здоровья, пришел к выводу о том, что на Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда, определив размер данной компенсации в 15 000 рублей.

 

В указанной части решение суда не обжалуется, в связи с чем, предметом проверки судебной коллегии не является.

 

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчика обязанности обеспечивать *** ***: 6 штук в сутки, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку *** не была обеспечена уполномоченным органом техническими средствами реабилитации, она имеет право на выплату денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства, в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N 57н.

 

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

 

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

 

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

 

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

 

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

 

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

 

В соответствии с ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

 

Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

 

В абзаце 2 пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

 

Подпунктом «а» пункта 3 названных Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

 

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

 

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное *** техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается *** в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации *** технические средства реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены *** самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

 

В соответствии с пунктом 5 приведенного Порядка компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно, и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги *** за собственный счет, а также предъявления ряда документов.

 

В силу пункта 6 Порядка решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия указанного решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

 

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что если *** не был обеспечен техническими средствами реабилитации, он имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные средства.

 

При этом действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обеспечение техническими средствами реабилитации, необходимыми несовершеннолетней ***., за прошлый период, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый периоды.

 

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции об отказе прокурору Засвияжского района г. Ульяновска, действующему в интересах ***., в удовлетворении исковых требований о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить *** техническими средствами реабилитации основан на нормах действующего законодательства.

Доводы апелляционного представления о том, что судом первой инстанции положения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 применены в недействующей редакции не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку данное обстоятельство на правильность выводов суда не повлияло.

 

Доводы апелляционного представления о том, что предметом спора в данном случае является не нарушение прав *** на обеспечение техническими средствами реабилитации за прошлый период, а обеспечение средствами реабилитации ненадлежащих параметров, в том числе со ссылкой на пункт 4.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, признаются судебной коллегией несостоятельными.

 

Так, в индивидуальной программе реабилитации или абилитации *** установлена нуждаемость ***) (код 21-01-20).

 

Приказом Минтруда России от 05.03.2021 № 106н утвержден перечень показаний и противопоказаний для обеспечения *** техническими средствами реабилитации, применяемый на момент возникновения спорных правоотношений, в котором под кодом «21-01 специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники)» указано, что катетеры под номером 21-01-20 при наличии медицинских показаний назначаются *** по заключению врача-специалиста медицинской организации.

 

Согласно выписному эпикризу ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева», выписке из медицинской карты стационарного больного ГБУЗ «Детская городская клиническая больница № 9 им. Г.Н. Сперанского ДЗМ» несовершеннолетней *** (л.д. 68-71, 84-86).

 

Из технического задания и спецификации, являющихся приложением к государственному контракту № 526 на поставку специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения ***, заключенному 11.11.2022 государственным учреждением - Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (заказчик) с АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» (поставщик), усматривается, что поставщик обязуется осуществить поставку в том числе, *** включительно, в количестве 7 582 шт. (л.д. 91-106).

 

Действительно, в ходе судебного разбирательства было установлено, что несовершеннолетняя *** катетерами необходимого ей размера с начала реабилитационных мероприятий обеспечена не была.

 

Вместе с тем, сама по себе нуждаемость ребенка-инвалида в спорном техническом средстве реабилитации размером по *** ответчиком не оспаривалась.

 

В данном случае, с учетом характера спора, прокурором избран ненадлежащий способ защиты восстановления нарушенных прав ***., который не соответствует установленному законом порядку обеспечения *** техническими средствами реабилитации.

 

Ссылки в представлении на иную судебную практику не могут быть учтены судебной коллегией, так как судебные акты были приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела, с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами, и преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.

 

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в обжалуемой части по доводам апелляционного представления не имеется.

 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Засвияжского района г. Ульяновска – без удовлетворения.   

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 июня 2023 года.