У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0009-01-2022-000871-33
Судья Жучкова Ю.П.
Дело №33а-2544/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 14 июня 2023 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Полуэктовой С.К.,
судей Васильевой
Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Чичкиной
А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Карсунский район» Ульяновской области на решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 17 февраля 2023 года по делу №2а-1-40/2023,
которым постановлено:
уточненные
административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного
прокурора к администрации муниципального образования «Карсунский район»
Ульяновской области о возложении обязанности по разработке и утверждению схемы
водоснабжения и водоотведения муниципального образования удовлетворить.
Признать незаконным
бездействие администрации муниципального образования «Карсунский район»
Ульяновской области выразившееся в неразработке и неутверждении схемы водоснабжения
и водоотведения в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области.
Возложить на
администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области
обязанность по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения в р.п. Карсун
Карсунского района Ульяновской области в соответствии с нормами действующего
законодательства. Указанные мероприятия провести в течение одного года со дня
вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
установила:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с
административным иском к администрации муниципального образования «Карсунский
район» Ульяновской области о возложении обязанности по разработке и утверждению
схемы водоснабжения и водоотведения в р.п. Карсун Карсунского района
Ульяновской области.
Требования мотивированы тем, что согласно Уставу муниципального
образования «Карсунский район» Ульяновской области к вопросам местного значения
муниципального образования относится организация в границах муниципального
образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. В
соответствии с п.п. 1, 4, 5 ст.38 Федерального закона «О водоснабжении и
водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения,
холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со
схемами водоснабжения и водоотведения поселений. Схемы водоснабжения и
водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного
самоуправления.
В соответствии с п.2 ст.42 Федерального закона «О водоснабжении и
водоотведении» (вступившим в силу 10.12.2011) до 01.07.2013 органы местного
самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию
водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и
водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему
водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию,
устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно п.6 ст.38 названного Федерального закона порядок разработки и
утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требования к их содержанию
утвержден постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 №782 «О схемах
водоснабжения и водоотведения».
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов
утверждаются органами местного самоуправления. Однако схема водоснабжения и
водоотведения Карсунского городского поселения муниципального образования «Карсунский
район» Ульяновской области не утверждена. 15.04.2022 в адрес главы
администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской
межрайонной природоохранной прокуратурой внесено представление, по результатам
рассмотрения которого выявленные нарушения не устранены.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального
образования «Карсунский район» Ульяновской области, выразившееся в неразработке
и неутверждении схемы водоснабжения и водоотведения в р.п. Карсун
Карсунского района Ульяновской области, и возложить на административного
ответчика обязанность по разработке и утверждению схемы водоснабжения и
водоотведения в р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области в
соответствии с нормами действующего законодательства. Указанные мероприятия
провести в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено
муниципальное образование «Карсунское городское поселение» Карсунского района
Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – областное
государственное казенное предприятие «Ульяновский областной водоканал».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования
«Карсунский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит
его отменить как постановленное с нарушением норм материального права.
Указывает, что судом оставлено без внимания, что р.п. Карсун входит в
состав Карсунского городского поселения Карсунского района Ульяновской области.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О
водоснабжении и водоотведении» утверждение схемы водоснабжения поселения
относится к полномочиям городского поселения. Однако, административным истцом в
нарушение законодательства каких-либо требований к муниципальному образованию
«Карсунское городское поселение», за счет бюджета которого осуществляются
полномочия поселения, в том числе в области водоснабжения, не предъявлено. Кроме
того, разработка схемы не может быть исполнена администрацией, поскольку схемы
водоснабжения разрабатываются специализированной организацией.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не
явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив
правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная
коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в
связи со следующим.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией
Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06.10.2003
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы
организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также
государственные гарантии его осуществления.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения
муниципального, городского округа отнесена организация в границах
муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения
населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий,
установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4
части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О
водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что утверждение схем
водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов местного
самоуправления городских поселений, городских округов по организации
водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.
В части 5
статьи 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»
указано, что схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать: основные
направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития
централизованных систем водоснабжения и водоотведения; прогнозные балансы
потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных
вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития
поселений, городских округов; зоны централизованного и нецентрализованного
водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием
централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем
холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем
водоснабжения и водоотведения; карты (схемы) планируемого размещения объектов
централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или)
водоотведения; границы планируемых зон размещения объектов централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения
в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку
стоимости их реализации.
Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а
также Требования
к содержанию схем водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 №782.
В пункте 2 названных Правил дано определение понятию «схемы
водоснабжения и водоотведения», под которыми понимается совокупность
графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе
топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и
текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем
горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и
направлений их развития.
По делу установлено, что рабочий поселок Карсун является
административным центром Карсунского городского поселения
и Карсунского района Ульяновской области.
Решением Совета Депутатов муниципального образования Карсунское
городское поселение Карсунского района Ульяновской области от 26.09.2013 №07
муниципальное учреждение администрация муниципального образования Карсунское
городское поселение Карсунского района Ульяновской области ликвидировано (том 1
л.д. 228).
В соответствии со ст. 27 Устава муниципального образования
Карсунское городское Карсунского района Ульяновской области, принятого решением
Совета депутатов муниципального образования Карсунское городское поселение
Карсунского района Ульяновской области от 25.12.2019 № 64, полномочия
администрации Карсунского городского поселения в полном объеме исполняет
администрация муниципального образования «Карсунский район» Ульяновкой области
(том 1 л.д. 100-128а).
Согласно ст.37 Устава муниципального образования Карсунское городское
Карсунского района Ульяновской области к полномочиям администрации поселения,
исполняемым администрацией муниципального образования «Карсунский район»
Ульяновкой области, относится, в том числе, организация в границах поселения
электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, снабжение
населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством
российской Федерации.
Уставом муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской
области (п. 4.1, подп. 40 п. 4.2 ст. 41) также предусмотрено,
что администрация Карсунского района исполняет полномочия администрации
муниципального образования «Карсунское городское поселение» Карсунского района
Ульяновской области в полном объеме, в том числе: в сфере водоснабжения и
водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и
водоотведении» (том 1 л.д. 78-79).
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что в нарушение
требований законодательства администрацией Карсунского района Ульяновской
области не разработаны и не утверждены схемы водоснабжения и водоотведения
рабочего поселка Карсун – административного центра Карсунского городского поселения
и Карсунского района Ульяновской области, суд
первой инстанции на основании надлежащей оценки приведенных норм права пришел к
правильному выводу, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора является
администрация муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской
области, которая наделена всеми полномочиями ликвидированной администрации
Карсунского городского поседения, в том числе, по формированию и исполнению
местного бюджета поселения (п. 4.2 ст. 41 Устава муниципального
образования «Карсунский район» Ульяновкой области).
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что схемы водоснабжения
разрабатываются специализированной организацией, не опровергают правильность
принятого по делу решения и не освобождает администрацию района от совершения
действий, направленных на исполнение требований закона по разработке и
утверждению схемы водоснабжения и водоотведения в р.п. Карсун Карсунского
района Ульяновской области.
Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены
обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно исследованы
представленные в дело доказательства, верно применен материальный закон.
регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих
безусловную отмену решения, не допущено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда
не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 17 февраля 2023 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования
«Карсунский район» Ульяновской области –
без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 26.06.2023.