УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-007894-49
Судья Грачева Т.Л.
Дело № 33-2680/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
14 июня 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Завгородней Т.Н., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Абросимовой А.В.,
с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-72/2023 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 января 2023
года, с учетом определения судьи того же суда от 20 марта 2023 года об
исправлении описки, которым постановлено:
исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска,
действующего в интересах Михайловой Кристины Сергеевны, несовершеннолетнего ***, удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области
в пользу *** в лице его законного представителя Михайловой Кристины Сергеевны в
возмещение средств, затраченных на приобретение медицинских изделий, 13 613 рублей.
Взыскать
с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя
несовершеннолетнего *** Михайловой Кристины Сергеевны компенсацию морального
вреда в размере 2 000 рублей.
В остальной части иска о взыскании компенсации морального
вреда отказать.
Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения прокурора
Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия,
установила:
прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действуя в
интересах Михайловой К.С. и несовершеннолетнего ***., обратился в суд с исковым
заявлением к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании
расходов на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда. В
обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой Засвияжского
района г. Ульяновска проведена проверка по обращению Михайловой К.С.,
являющейся законным представителем несовершеннолетнего ***., 22.10.2015 года
рождения, о нарушении его прав на предоставление льготного обеспечения
медицинскими изделиями. В ходе проведенной проверки было установлено, что несовершеннолетний
***., страдающий ***, учитывая высокую вариабельность *** и необходимость
введения малых доз ***, переведен на помповую ***. При этом в результате
бездействий ответчика в период времени с июля 2021 года по апрель 2022 года
законный представитель ***. – Михайлова К.С. вынуждена была приобретать
расходные материалы за свой счет, а именно: 06.07.2021 *** на сумму 1 017
рублей; 30.08.2021 *** на сумму 961 рубль; 30.09.2021 *** на сумму 951 рубль;
22.12.2021 *** на сумму 1 568 рублей; 04.03.2022 *** на сумму 2 279 рублей;
29.04.2022 *** на сумму 6 837 рублей. На основании изложенного, прокурор просил
суд взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу несовершеннолетнего
*** в лице его законного представителя Михайловой К.С. в возмещение средств,
затраченных на приобретение медицинских изделий, 13 613 рублей, а также
компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены ГУ «Ульяновская
государственная аптека», ГУЗ «Городская Поликлиника № 5», ГУЗ «Детская
городская клиническая больница города Ульяновска».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы указывает, что обеспечение медицинскими
изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно
производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по
судебному решению. Отмечает, что Министерство проводило все возможные
мероприятия для организации закупок льготных медицинских изделий. Полагают, что
истец не представил исчерпывающих доказательств причинения ему физических или
нравственных страданий, которые были следствием бездействия Министерства, а
взысканная судом сумма компенсации морального вреда является необоснованно
завышенной.
В возражениях на апелляционную жалобу законный представитель
несовершеннолетнего ***. - Михайлова К.С. просит решение суда оставить без
изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим
образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной
инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях
относительно жалобы, представления.
Выслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает
оснований для отмены либо изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ***, 22.10.2015
года рождения, имеет статус *** по заболеванию *** и состоит на *** ГУЗ
«Детская городская клиническая больница города Ульяновска».
Из медицинской карты ***. усматривается, что лечащим врачом по
медицинским показаниям несовершеннолетнему выписываются льготные рецепты, в том
числе на приобретение лекарственного препарата «***.
В полном объеме рецепты не обеспечиваются, в связи с чем законный
представитель ***. за счет собственных денежных средств приобрела: 06.07.2021 ***
стоимостью 1 017 рублей; 30.08.2021 ***
стоимостью 961 рубль; 30.09.2021 *** стоимостью 951 рубль; 22.12.2021 ***
стоимостью 1 568 рублей; 04.03.2022 *** стоимостью 2 279 рублей; 29.04.2022 ***
стоимостью 6 837 рублей. Всего медицинских изделий Михайловой К.С. за указанный
период было приобретено на общую сумму 13 613 рублей (т. 1 л.д. 61-70).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ребенок в
связи с имеющимся у него заболеванием (***) имеет право на бесплатное получение
медицинских изделий по рецептам врача (фельдшера), однако, учитывая, что
положенными ему медицинскими изделиями ***. обеспечен не был, с Министерства
здравоохранения Ульяновской области следует взыскать денежные средства,
затраченные законным представителем несовершеннолетнего на самостоятельное
приобретение этих медицинских изделий.
С учетом установленного факта нарушения порядка
и сроков предоставления несовершеннолетнему медицинских изделий, суд первой инстанции возложил на ответчика
обязанность выплатить истцу компенсацию морального вреда в размере 2 000
рублей, определив ее исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во
внимание требования разумности и справедливости.
Согласно
ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения
оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета,
страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской
Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое
благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция
Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей,
гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в
сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона
от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации».
В ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены такие
основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере
охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных
гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
ответственность органов государственной власти и органов местного
самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере
охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость
отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 ст. 4 Федерального
закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право
на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы
в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и
иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского
страхования (части 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и
способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны
здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан
Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и
специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с
законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от
21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим
социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями,
представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и
обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских
организациях (часть 1); перечень социально значимых заболеваний и перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается
Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной
инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни
заболевших (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004
№ 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально
значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной
классификации болезней (МКБ-10) E10 - E14).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» утвержден Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех
лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в
возрасте до 18 лет.
Правовые и организационные основы предоставления
государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких
граждан отнесены дети-инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999
№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого
гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального
закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно
необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии
с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных
средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
При разрешении спора суд правильно исходил из того, что
обязанность по организации обеспечения ***. бесплатно на период амбулаторного
лечения медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения
Ульяновской области.
Установив, что ответчик надлежащим образом не организовал
обеспечение несовершеннолетнего ***. бесплатно необходимыми медицинскими
изделиями, суд пришел к правильному выводу о наличии предусмотренных законом
оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области
понесенных расходов в пользу законного представителя несовершеннолетнего в
размере 13 613 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции,
поскольку они основаны на правильном применении норм материального права,
регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам
дела и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана
судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство
проводило все возможные мероприятия для организации закупок льготных
медицинских изделий, являются несостоятельными.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от
30.07.1994 № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в
аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных,
профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения,
вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных
учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П «О Министерстве
здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве
здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство
здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по
обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами
лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц,
страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан
лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания
для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических
прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению
продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый
Правительством Российской Федерации; организовывает обеспечение граждан,
включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение
государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной
услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №
178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для
медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в
соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении
лекарственных средств», медицинскими изделиями, а также специализированными
продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только
заключить контракт на закупку лекарственных препаратов, изделий медицинского
назначения для льготной категории граждан, но и обеспечить их наличие в
аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не представил
исчерпывающих доказательств причинения ему физических или нравственных
страданий, которые были следствием бездействия Министерства, судебной коллегией
отклоняются, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность,
честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни,
неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения,
свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные
нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона,
неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или
нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а
также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на
нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (п. 1 ст. 151
Гражданского кодекса Российской Федерации).
При
определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание
степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд
должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с
индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п. 2 ст. 151
Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской
Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33
«О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в
законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных
нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не
означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда,
причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Поскольку не обеспечение медицинскими изделиями нарушает
личные неимущественные права гражданина на охрану его жизни и здоровья, суд
первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для
взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца
компенсации причиненного морального вреда в размере 2 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с размером взысканной
компенсации морального вреда, учитывая объем причиненных ребенку-инвалиду
нравственных страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности,
справедливости и соразмерности.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции
является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по
доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную
отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 января 2023 года, с учетом
определения судьи того же суда от 20 марта 2023 года об исправлении описки,
оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 21 июня 2023 года.