УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-01-2023-000042-14
Судья Лобина Н.В.
Дело № 33-2650/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
14 июня 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Завгородней Т.Н., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Воронковой И.А.,
с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-1-98/2023 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 6 марта 2023 года, которым постановлено:
уточненные исковые
требования прокурора Карсунского
района Ульяновской области в защиту интересов Куликовой Натальи Алексеевны,
удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН ***) обеспечить
Куликову Наталью Алексеевну (паспорт ***) техническим средством реабилитации –
креслом - ***) в соответствии с ее индивидуальной программой реабилитации №
570.18.73/2018 от 7 мая 2018 года.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Куликовой
Натальи Алексеевны компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований о компенсации морального
вреда в большей части и в иске к государственному учреждению здравоохранения
«Карсунская районная больница им. врача В.И. Фиошина» отказать.
Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения прокурора
Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
установила:
прокурор Карсунского района Ульяновской области
обратился в суд в защиту интересов Куликовой Н.А., с исковым заявлением к
Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области, ГУЗ «Карсунская
районная больница им. врача В.И. Фиошина» о возложении обязанности по
обеспечению техническим средством реабилитации, взыскании компенсации
морального вреда. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой
района проведена проверка по обращению *** Куликовой Н.А. о нарушении
ответчиками ее прав на предоставление мер государственной социальной поддержки.
В ходе проверки установлено, что Куликова Н.А. является *** по общему
заболеванию. Ей была разработана индивидуальная
программа реабилитации от 07.05.2018 № 570.18.73/2018. Согласно данной
программе Куликова Н.А. должна быть обеспечена ***). Куликова Н.А. обеспечена
18.09.2015 *** на период по 17.09.2021. По заявлению от 20.12.2022,
поступившему через личный кабинет Единого портала предоставления государственных
и муниципальных услуг, Куликова Н.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся
в обеспечении ***, однако до настоящего времени данным техническим средством
реабилитации не обеспечена. Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив
исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, прокурор просил суд обязать ответчиков обеспечить
Куликову Н.А. техническим средством реабилитации ***); взыскать с ответчиков в
пользу Куликовой Н.А. компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое
решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что истец до
настоящего времени не обеспечена необходимым техническим средством реабилитации
по не зависящим от ответчика
обстоятельствам. В Отделении имеется действующий государственный контракт № 540
от 16.11.2022 на поставку кресел колясок с ручным приводом комнатных и
прогулочных для обеспечения инвалидов в 2023 году, по которому отсутствуют
свободные единицы. Сформировать направление Куликовой Н.А. по данному контракту
станет возможным в случае отказа от получения получателей, имеющих направление.
Полагает, что в данном случае право истца может быть реализовано путем выплаты
денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства
реабилитации. Отмечает, что компенсация морального вреда в отношении
имущественных прав действующим законодательством не предусмотрена, выплата
компенсации морального вреда в пользу истца будет произведена из бюджетных
средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами
реабилитации и на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства
реабилитации, что повлечет в дальнейшем ущемление прав других получателей
технических средств реабилитации ***). Считает, что доказательств причинения
физических страданий Куликовой Н.А. в результате действий Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области, выразившихся в несвоевременном обеспечении инвалида техническими
средствами реабилитации, не представлено.
В возражениях на апелляционную жалобу Куликова Н.А. выражает
несогласие с ее доводами, просит оставить решение суда без изменения.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной
инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях
относительно жалобы, представления.
Выслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не
усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Куликова
Наталья Алексеевна, 16.07.1980 года рождения, является ***, ***, что
подтверждается справкой серии МСЭ-2007 № 2407363 (л.д. 47).
Для
проведения реабилитационных мероприятий Куликовой Н.А. разработана
индивидуальная программа (ИПРА) № 570.18.73/2018 к протоколу проведения
медико-социальной экспертизы № 672.18.73/2018 от 07.05.2018, согласно которой
истец подлежит обеспечению техническим средством реабилитации – *** (***) с
07.05.2018-бессрочно (л.д. 14-18).
По сведениям, представленным Отделением Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области Куликова Н.А. 18.09.2015 обеспечена *** на период по 17.09.2021.
Заявление
Куликовой Н.А. на обеспечение указанным техническим средством реабилитации
зарегистрировано в информационной базе ответчика 20.12.2022 (л.д. 11-13).
На
период рассмотрения дела в суде первой инстанции истец *** не обеспечена.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о
возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить Куликову Н.А.
необходимым техническим средством реабилитации, а также взыскании с ответчика
компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей.
Судебная
коллегия полагает, что выводы
суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального
права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим
обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, оценка
которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации
каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер
социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995
года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим
государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской
Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими
гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и
других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской
Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является
реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного
восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной
и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 года №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из
содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше
Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов,
предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств
реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение
реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг,
предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств
федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995
года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная
программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения
уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями
медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа
реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими
органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также
организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных,
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями, согласно пункту 4 которых заявление о
предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном)
либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту
жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана)
или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства
инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии
с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и
высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением
полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты
инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее -
уполномоченный орган).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При
отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида
(ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением,
указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает)
инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный
срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о
проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть
размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере
закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном)
заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида
(ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках
государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано
направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида,
нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со
дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении
технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с
привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного
использования, - 60 календарных дней.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства
надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению инвалида
необходимым техническим средством реабилитации, суд первой инстанции
обоснованно возложил обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Куликову
Н.А. ***, согласно разработанной Бюро № 18 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской
области» индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида от
07.05.2018 № 570.18.73/2018.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что
истец не воспользовалась своим правом на самостоятельное приобретение
технического средства реабилитации с последующей выплатой денежной компенсации
расходов за счет средств Фонда, не имеет правового значения для рассмотрения
настоящего спора, так как способ защиты нарушенного права выбирает сам истец
исходя из своих возможностей, в том числе и финансовых.
Ссылки ответчика на не предоставление технических средств
реабилитации по объективным, не зависящим от Фонда, причинам, подлежат отклонению,
поскольку право истца на получение технического средства реабилитации не может
ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые ответчик указывает в
жалобе, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что
противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федерального
законодательства в области социальной защиты.
Судебная коллегия также соглашается с решением суда в части
взыскания с ответчика компенсации морального вреда, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность,
честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни,
неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода
выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные
нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона,
неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если
гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания)
действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на
принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях,
предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной
компенсации указанного вреда (п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации).
При
определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание
степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд
должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с
индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п. 2 ст. 151
Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской
Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33
«О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в
законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных
нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не
означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда,
причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты.
Установив, что бездействием ответчика Куликовой Н.А.
причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие
рекомендованных средств реабилитации, необходимых ей по состоянию здоровья,
неизбежно влечет ограничение ее жизнедеятельности, создавая при этом
дополнительные препятствия для социальной адаптации, суд первой инстанции пришел
к правильному выводу о том, что на Отделении Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области лежит обязанность по компенсации
инвалиду морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд
принял во внимание фактические обстоятельства дела, длительность срока и
причины несвоевременного обеспечения истца техническим средством реабилитации,
возраст и состояние здоровья Куликовой Н.А., характер имеющегося у нее
заболевания, необходимость в технических средствах реабилитации, степень вины
ответчика, не исполнившего возложенную на него законом обязанность, что
повлекло нарушение прав инвалида, гарантированных Конституцией Российской
Федерации, в связи с чем пришел к выводу о взыскании в пользу истца компенсации
морального вреда в размере 3 000 рублей.
Размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области, определен судом первой инстанции с учетом критериев, предусмотренных
приведенными выше нормами материального права, и отвечает принципам разумности,
справедливости и соразмерности.
Меры
социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям
граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их
жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение
достоинства их личности.
С
учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что требования истца о
компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений,
несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку не предоставлением необходимого
технического средства реабилитации ответчик нарушил личные неимущественные
права Куликовой Н.А.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выплата компенсации
морального вреда повлияет на сокращение бюджетных средств, ссылки на отсутствие
причинно-следственной связи между непредставлением технических средств реабилитации
и моральными страданиями истца, не опровергают выводов суда о том, что в
результате виновного бездействия ответчика истцу причинен моральный вред.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции
является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по
доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную
отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Карсунского районного суда Ульяновской области от 6 марта 2023 года оставить
без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Карсунский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 21 июня 2023 года.