Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ
Документ от 22.06.2023, опубликован на сайте 04.07.2023 под номером 106890, Админ. 2 пересмотр, ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Сайгин Н.В.                                                                       Дело № 7-283/2023

73RS0002-01-2023-001463-02

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   22 июня 2023 года

 

Судья Ульяновского областного суда Жаднов Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Сурмаковой Ольги Александровны на решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 25 апреля 2023 года (дело № 12-455/2023),

 

у с т а н о в и л:

 

постановлением врио начальника – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 16.02.2023 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее – министерство) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

За совершение этого правонарушения министерству назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 25.04.2023 указанное постановление изменено, из мотивировочной части исключен текст следующего содержания: «Необходимо принять во внимание и тот факт, что решение суда и требования исполнительного документа не исполняются министерством более двух лет со дня вступления в законную силу».

В остальном постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник министерства Сурмакова О.А. не соглашается с вынесенными по делу постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, полагает их подлежащими отмене, а производство по делу – прекращению.

В обоснование жалобы указывает, что должностное лицо УФССП России по Ульяновской области пришло к необоснованным выводам о вине министерства только на основании длительного неисполнения решения суда. При вынесении постановления должностное лицо ограничилось лишь констатацией выявленных нарушений, однако наличие (отсутствие) обстоятельств уважительности причин неисполнения министерством судебного акта, а следовательно, вины в совершении вменяемого административного правонарушения не установлено, не указано какие конкретно меры могли быть объективно приняты министерством для исполнения решения суда.

Отмечает, что министерство является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении министерства имеют целевой характер и используются в соответствии с «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области».

Обращает внимание, что министерством принимаются последовательные и объективные меры для поэтапной ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из доведённого финансирования, систематически проводится работа по приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской области, прорабатывается вопрос о выделении дополнительного финансирования.

Считает, что в решении суда необоснованно указано, что Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области неоднократно устанавливался новый срок для исполнения требований исполнительного документа. После замены должника по исполнительному производству в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области также не выносилось постановление о взыскании исполнительского сбора.

Полагает, что неисполнение требований неимущественного характера хотя и во вновь установленный срок, но без наличия постановления о взыскании исполнительского сбора с нынешнего должника не образует состава административного правонарушения по ст. 17.15 КоАП РФ.

Указывает, что реальная возможность исполнения решения суда у министерства отсутствовала. Исполнение судебного решения было невозможным вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

Отмечает, что обстоятельства возможности (невозможности) исполнения министерством требований исполнительного документа с учетом имеющегося финансирования судом не рассматривались, и какая-либо оценка в этой части судом не дана.

Подробно позиция защитника министерства Сурмаковой О.А. изложена в жалобе.

В судебное заседание участники производства по делу не явились, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что действия (бездействие) министерства верно квалифицированы по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В ходе рассмотрения дела было правильно установлено, что должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не исполнены в установленный срок содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера.

Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.09.2020 на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (в настоящее время должником по делу является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области) возложена обязанность предоставить М*** М*** В*** специализированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск» (л.д. 23-26).

11.12.2020 было возбуждено исполнительное производство № *** и установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 27).

В установленный для добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.

23.12.2020 в отношении первоначального должника в рамках исполнительного производства № *** вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 28).

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 17.08.2022 (л.д. 31) произведена замена должника по исполнительному производству № *** и должником по данному исполнительному производству Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (министерство).

В этот же день 17.08.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о назначении нового срока исполнения судебного решения до 30.11.2022 (л.д. 32).

01.12.2022 составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до 30.11.2022 министерством не исполнено (л.д. 33).

По данному факту 23.01.2023 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области составлен протокол в отношении министерства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (л.д. 36).

Как уже отмечалось выше, постановлением врио начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 16.02.2023 министерство привлечено к административной ответственности по   ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 25.04.2023 указанное постановление изменено.

С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятия министерством необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда общей юрисдикции, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что министерство обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за то, что, являясь должником, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 30.11.2022 после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым предыдущими инстанциями дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам лица, привлекаемого к ответственности, судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права.

В ходе настоящего рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.

Доказательств фактического совершения должником действий, направленных на исполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено.

К уважительным причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения министерством решения суда, а также свидетельствующих о том, что должник осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется.

Возложенная на должника обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования средств либо иных условий.

При этом следует учесть, что длительное неисполнение судебного решения противоречит интересам взыскателя, который относится к наиболее уязвимому слою населения и приводит к нарушению его прав, в том числе права на эффективную судебную защиту.

Взыскание исполнительского сбора с первоначального должника и отсутствие постановления о взыскании исполнительского сбора с привлекаемого лица наличие состава выявленного правонарушения не опровергают, так как в силу положений ч. 4 ст. 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

Иные доводы жалобы также не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.

При назначении наказания требования ст. 4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в минимальном размере.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,

 

р е ш и л:

 

решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 25 апреля 2023 года оставить без изменения, жалобу защитника Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Сурмаковой Ольги Александровны – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                  Ю.М. Жаднов