Печать
Закрыть окно
Судебный акт
По делу по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ
Документ от 01.06.2023, опубликован на сайте 28.06.2023 под номером 106855, Админ. 2 пересмотр, ст. 17.15 ч.1 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Леонтьева И.А.                                                         Дело № 7-224/2023

73RS0002-01-2023-000393-11

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            1 июня 2023 года

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации г.Ульяновска Домаевой Ирины Валерьевны на решение судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 28 марта 2023 года                 (№12-233/2023),

 

установил:

 

постановлением и.о.начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 16.12.2022 администрации г.Ульяновска (далее - Администрация) назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 28.03.2023 указанное постановление изменено, исключен из мотивировочной части постановления текст следующего содержания: «суд в решении от 01.03.2018 установил должнику месячный срок со дня вступления решения в законную силу, т.е. суд посчитал срок достаточным для исполнения решения суда», в остальном постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник Администрации Домаева И.В. не соглашается с вынесенными постановлением и решением суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу - прекращению.

В обоснование жалобы указывает, что в целях исполнения решений судов Администрацией направлены обращения в Ульяновскую Городскую Думу о выделении финансирования на исполнение исполнительных производств. В ответ на данные обращения Ульяновская Городская Дума сообщила, что указанным вопросам уделяется первоочередное  внимание, вопросы финансирования в необходимом объеме бюджетных обязательств муниципалитета по исполнению решений судов о капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов, оплате штрафов и исполнительского сбора стоят на контроле Комитета по бюджету и налогам Ульяновской Городской Думы. Объем финансирования увеличен. Бюджет предусматривает поэтапное исполнение решений судов в 2023-2024 гг.

Несмотря на прилагаемые усилия в данной сфере сохраняется сложная ситуация вследствие дефицита средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

Ссылается на то, что администрация г.Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в ее распоряжении, носят целевой характер. Бюджет МО «г.Ульяновск» утверждается ежегодно Ульяновской Городской Думой.

Обращает внимание суда, что вопросы капитального ремонта многоквартирных жилых домов отнесены к ведению Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска.

Общая потребность в денежных средствах на исполнение судебных актов в сфере капитального ремонта многоквартирных домов составляет более 2,4 миллиардов рублей.

Просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения или на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.

Ссылается на судебную практику Конституционного Суда РФ и презумпцию невиновности.

Подробно позиция защитника Администрации Домаевой И.В. изложена в жалобе.

В судебное заседание защитник Администрации не явился, о слушании дела извещен, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.

Частью 1 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за  неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Как следует из постановления о назначении административного наказания по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ от 16.12.2022, в вину Администрации вменено то, что она, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, до 19.09.2022, не исполнила требования, содержащиеся в исполнительном листе ***, выданном на основании решения Заволжского районного суда г.Ульяновска, вступившего в законную силу, которым на Администрацию возложена обязанность произвести капитальный ремонт кровли, межпанельных швов многоквартирного жилого дома №1 по проспекту Генерала Тюленева в городе Ульяновске, систем горячего и холодного водоснабжения в техподполье указанного дома. 

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Администрации подал жалобу в суд, по результатам рассмотрения которой судьей Засвияжского районного суда г.Ульяновска вынесено решение об изменении постановления путем исключения из мотивировочной части постановления текста следующего содержания: «суд в решении от 01.03.2018 установил должнику месячный срок со дня вступления решения в законную силу, т.е. суд посчитал срок достаточным для исполнения решения суда», в остальном постановление оставлено без изменения.

Вместе с тем состоявшиеся акты признать законными нельзя, по следующим основаниям.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 ст.17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Частью 2.1 ст.17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные, в том числе, с соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, после вынесения постановления о наложении административного штрафа (введена Федеральным законом от 16.12.2019 №442-ФЗ с 27.12.2019).

Из материалов дела следует, что 15.10.2012 возбуждено исполнительное производство №***

29.10.2012 с должника взыскан исполнительский сбор.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 19.08.2019, вступившим в законную силу 21.11.2019, Администрация привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ. Штраф не оплачен.

Статьей 4.6 КоАП РФ определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Частью 2 ст.31.2 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч.1.3 ст.32.2 данного кодекса.

В ч.1 ст.31.9 КоАП РФ определено общее правило, согласно которому постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

При применении ст.4.6 КоАП РФ и решении вопроса о том, считается ли лицо подвергнутым административному наказанию, подлежит установлению момент, когда исполнение постановления о назначении административного наказания было окончено в полном объеме, учитывая при этом положения ст.31.9 КоАП РФ о сроках давности исполнения постановления о назначении административного наказания.

В том случае, когда отсутствуют сведения об уплате административного штрафа в течение двух лет со дня вступления постановления о назначении данного административного штрафа в законную силу, а также не имеется сведений о перерыве течения названного срока давности, днем окончания исполнения постановления о назначении административного штрафа (независимо от календарной даты, когда судебным приставом-исполнителем принято решение об окончании исполнительного производства) будет являться день, в который истекли два года со дня вступления данного постановления в законную силу.

Следовательно, лицо будет считаться подвергнутым соответствующему административному наказанию до истечения одного года с указанного дня.

Данная позиция изложена в п.56 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018.

Таким образом, на момент истечения срока исполнения требований исполнительного документа ***, установленного судебным приставом (до 19.09.2022) Администрация считалась подвергнутой административному наказанию по постановлению судебного пристава-исполнителя, вынесенному в рамках данного исполнительного производства по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ 19.08.2019, которое вступило в законную силу 21.11.2019.

Наличие ранее вынесенного и вступившего в законную силу постановления о наложении на должника административного штрафа за неисполнение им содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа влечет ответственность по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, что согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.08.2020 №16-5093/2020.

Как следует из содержания исполнительного документа *** должнику необходимо выполнить работы капитального характера.

Вместе с тем, ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ введена Федеральным законом от 16.12.2019 №442-ФЗ, вступившим в силу 27.12.2019.

Для квалификации правонарушения по указанной части требуется неисполнение должником исполнительного документа, в срок, вновь установленный судебным приставом исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа. Такое постановление в отношение должника последний раз выносилось 19.08.2019, вступило в законную силу 21.11.2019, т.е. до введения ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ.

При этом в материалах дела отсутствуют сведения о том, что после начала действия Федерального закона от 16.12.2019 №442-ФЗ в отношении Администрации по данному исполнительному производству было вынесено иное постановление по ст.17.15 КоАП РФ, которое на 19.09.2022 вступило бы в законную силу.

В связи с изложенным вмененное Администрации в постановлении от 16.12.2022 деяние не подлежало квалификации по ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, что согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.04.2021 №16-1766/2021.

Вместе с тем, при вынесении решения судья районного суда не учел указанные обстоятельства и то, что в данном случае неисполнение требований исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, при наличии ранее вынесенного и вступившего в законную силу постановления о наложении на должника административного штрафа за неисполнение им содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет, в данном случае, ответственность по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.

Таким образом, вмененное администрации г.Ульяновска деяние квалифицировано по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ неверно.

Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.17.15, ч.2 ст.17.15 КоАП РФ имеют единый родовой объект посягательства, однако санкции данных норм тождественными не являются, переквалификация действий невозможна, поскольку при этом будет ухудшено положение лица, привлекаемого к ответственности.

Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации деяния с ч.1 ст.17.15 КоАП РФ на ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Таким образом, в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ Администрация не подлежит привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление и.о. начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 16.12.2022 и решение судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 28.03.2023,  вынесенные в отношении Администрации по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,

 

р е ш и л:

 

постановление и.о.начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 16 декабря 2022 года и решение судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 28 марта 2023 года, вынесенные в отношении администрации г.Ульяновска по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ  отменить.

Производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении администрации г.Ульяновска прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                              Д.А. Логинов