Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание перечней
Документ от 26.06.2023, опубликован на сайте 04.07.2023 под номером 106841, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-217/2023

73-OS0000-01-2023-000110-21

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

26 июня 2023 года                                                                    город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Евсиевича Олега Николаевича, Кунцевича Владимира Михайловича   о признании недействующими:

- пунктов 2883, 5674, 11 090, 11 091  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденных приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года;

- пунктов 2474, 4760, 9095, 9096 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденных приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года,

- пунктов 3847, 7303, 7304, 7305 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденных приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года,

- пунктов 8154, 14 791, 14 795, 14 796 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

 

У с т а н о в и л :

 

27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также приказ № 167-ПОД).

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также приказ № 192-ПР).

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также приказ № 245-пр).

29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 и 2022  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Кунцевич В.М. и Евсиевич О.Н. обратились в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (органу исполнительной власти Ульяновской области, в полномочия которого в настоящее время входит определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость), в котором просил признать недействующими со дня принятия пункты 2883, 5674, 11 090, 11 091  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденных приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года; пункты 2474, 4760, 9095, 9096 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденных приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года; пункты 3847, 7303, 7304, 7305 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденных приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года; пункты 8154, 14 791, 14 795, 14 796 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Указанными пунктами в Перечни включено принадлежащее им на праве общей долевой собственности здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***, и находящиеся в нем помещения с кадастровыми номерами ***, *** (собственник Евсиевич О.Н.), *** (собственник Кунцевич В.М.).

Кроме того, просили взыскать с ответчика госпошлину в размере по 600 руб. в пользу каждого.

Требования мотивировали тем, что здание и расположенные в нем помещения не отвечают критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.

Включение объектов недвижимости в Перечни нарушает их права, поскольку приводит к необходимости уплаты налога от кадастровой стоимости.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ООО «Климатехника», ООО «ДимВент», ООО «Техсервис».

В судебном заседании представитель административных истцов       - Мосорук В.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте  и времени рассмотрения дела.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении  исковых требований, указывая, что приказы были изданы  уполномоченным органом, с соблюдением процедуры их принятия и опубликования.

В отзыве, в частности, указано, что согласно акту обследования здания с кадастровым номером *** площадь помещений служебного назначения составляет 1872,5 кв.м из 1939,6 кв.м. всего помещения офисного назначения, что составляет 96% от общей площади объекта.

Согласно акту обследования здания с кадастровым номером *** площадь помещений служебного назначения составляет 813,8 кв.м из 880,9 кв.м всего помещения офисного назначения, что составляет 92% от общей площади объекта.

Согласно акту обследования здания с кадастровым номером *** площадь помещений служебного назначения составляет 305,8 кв.м из 305,8 кв.м всего помещения офисного назначения, что составляет 100% об общей площади объекта.

Согласно акту обследования здания с кадастровым номером *** площадь помещений  служебного назначения составляет 669,7 кв.м из 669,7 кв.м всего помещения офисного назначения, что составляет 100% от общей площади объекта. Таким образом, объекты недвижимости соответствуют критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.

Также просил учесть, что по сведениям сети «Интернет» в здании располагаются 5 организаций.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные исковые требования, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на объект недвижимости, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания приказа № 167-ПОД.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

Пунктами 2883, 5674, 11 090, 11091 в Перечень на 2019 год включены здание с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** и находящиеся в нем помещения с кадастровыми номерами ***.

Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 88 от          29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, соответственно, на 2020, 2021 и 2022 годы.

Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября 2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-ПР опубликован на официальноv интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.

Пунктами 2474, 4760, 9095, 9096 приказа № 192-пр, пунктами 3847, 7303, 7304, 7305 приказа № 245-пр, пунктами 8154, 14 791, 14 795, 14 796 приказа № 214-пр в Перечни на 2020, 2021 и 2022 годы включены здание с кадастровым номером  ***, расположенное по адресу: ***, и находящиеся в нем помещения с кадастровыми номерами *** (собственник Евсиевич О.Н.) , *** (собственник Кунцевич В.М.).

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

В настоящее время полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Определяя правомерность включения принадлежащего истцу на праве общей долевой собственности здания в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здание, строение, сооружение.

В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Таким образом, помещение может быть включено в перечень при условии, что оно располагается в здании административно-делового или торгового центра, либо само помещение отвечает критериям, установленным в подпункте 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ.

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 5 указанной статьи в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктами 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно п. 1 ст. 1.1 указанного закона в редакции на момент принятия приказов № 167-ПОД, № 192-пр, № 245-пр  налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

На момент издания приказа № 214-пр п. 1 ст. 1.1 закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.  То есть указание на размер площади объекта недвижимости было исключено из закона.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018г. № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

В ходе рассмотрения дела установлено, что здание с кадастровым номером ***, назначение – нежилое, наименование- административное здание с пристроями, расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для административного здания (л.д. 67 т.1).

Право собственности на здание не зарегистрировано, поскольку указанное здание разделено на отдельные помещения с кадастровыми номерами *** собственник Евсиевич О.Н.,  *** – собственник Кунцевич В.М., *** (собственник ***.), *** (собственник ***.), *** (снято с кадастрового учета).

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, однозначно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С учетом этого здание могло быть включено в Перечни при условии, что оно предназначено для использования или фактически используется в целях  делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения объектов торговли, общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом, как было указано выше, здание признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и (или) торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В данном случае 20% от общей площади здания составляет 387,92 кв.м.

Из технической документации на здание следует, что здание состоит из следующих частей: лит. А, А1, А3, А4, А5, А6, А7, А8. Здание имеет 2 этажа, Общая площадь здания – 2354,5 кв.м (по документам технического учета).  Помещения в здании именуются следующим образом: 1 этаж - склад, коридор, моечная, умывальная, туалет, душевая, лестничная клетка, котельная, тамбур, коридор, разгрузочная площадка, гараж, цех, коптильная, комната приема пищи, бытовое помещение, электрощитовая, кабинет, производственное, раздевалка, цех; 2 этаж – лестничная клетка, холл, кабинет, красный угол, архив, касса, коридор, умывальная, туалет, дешевая, комната приема пищи, санузел.

Назначение, разрешенное использование и наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) не предусматривает размещение в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Понятие «кабинет» не тожественно понятию «офис».

Таким образом, здание могло быть включено в перечни в случае фактического использования не менее 20% его площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическое обследование здания на момент включения в перечни Министерством не производилось.

Из акта обследования здания, составленного Министерством по состоянию на 26 мая 2023 года, следует, что  здание состоит из помещений офисного назначения – 67 кв.м, административного назначения (при складах) – 57,5 кв.м, складского назначения – 1748 кв.м, неиспользованных помещений офисного назначения – 67,1 кв.м.  Данный акт также не подтверждает, что в настоящее время не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения), используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С учетом вышеизложенного, оснований для включения здания в перечни не имелось.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что Евсиевичу О.Н. на праве собственности принадлежит являющееся предметом спора помещение в указанном здании: помещение с кадастровым номером ***, площадью 880,9 кв.м. Назначение помещения – нежилое.

Как было установлено выше, здание, в котором расположено указанное помещение, не является административно-деловым или торговым центром.

В связи с этим помещение могло быть включено в Перечни, если не менее 20% его площади предназначено или фактически используется для размещения в нем офисов, торговых объектов или объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Согласно техническому паспорту на нежилое помещение (составлен по состоянию на 12 сентября 2018 года) с кадастровым номером ***, площадь помещения составляет 882 кв.м. Классификация помещений следующая: складская – 285,9 кв.м, гаражи – 61,3 кв.м, учрежденческая – 308 кв.м, вспомогательная – 226,8 кв.м.  Наименование помещений: склад, тамбур, коридор, разгрузочная, гараж, комната для приема пищи, касса, кабинет, коридор, санузел,  комната отдыха.

Таким образом, назначение, разрешенное использование или наименование помещений безусловно не предусматривает размещение в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. 20% от общей площади помещения (880,9 кв.м по сведениям ЕГРН) составляет 176,8 кв.м.

Обследование помещения на предмет установления его фактического использования до включения его в перечни Министерством не производилось.

Судом было проверено фактическое использование здания и помещений в нем.

По сообщению УФНС России по Ульяновской области по адресу: ***, в период с 2019 года по2022 год были зарегистрированы 5 организаций: ***», ***», *** «***». В отношении ООО «ДСК» принято решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.

Согласно имеющимся в материалах дела договорам аренды  в период с 2018 по 2021 год включительно ***» арендовало у Евсиевича О.Н. помещение площадью 15,9 кв.м, под офис и 136 кв.м для размещения склада.  В настоящее время по пояснениям представителя истца, данная организация в помещении не располагается (л.д. 36-49 т.2).

На основании договора аренды, начиная с 2014 года, ***» арендует у Евсиевича О.Н. помещение общей площадью 67 кв.м для размещения исполнительного органа общества (л.д. 50-64 т.2).

В период с 1 августа 2016 года по 1 сентября 2022 года ***» арендовало у Евсиевича О.Н. помещение площадью 55,66 кв.м для размещения офиса.

***» в период с 2018 года по настоящее время арендует у Евсиевича О.Н. под офис помещение площадью 19,2 кв.м (л.д. 65-66 т.2).

Таким образом, на 2019 и 2020 год площадь помещений, используемых под офисы других организаций, составляла 157,76 кв.м (то есть менее 20%).

По состоянию на 2021 и 2022 год ***» арендовало у Евсиевича О.Н. под офис 16,4 кв.м. Таким образом, площадь помещений офисного назначения на 2021 и 2022 годы составила 174,16 кв.м, что также менее 20% от общей площади помещения с кадастровым номером ***

На основании договора аренды от 20 января 2022 года 20,6 кв.м арендует у Евсиевича О.Н. ***» (л.д. 27-28 т.2). Вместе с тем данная площадь не подлежит учету в 2022 году, поскольку  договор аренды заключен уже после утверждения Перечня на 2022 год.

Согласно акту обследования помещения с кадастровым номером ***, составленному Министерством по состоянию на 26 мая 2023 года, в помещении имеются помещения офисного назначения – 67 кв.м, складского назначения – 746,8 кв.м, неиспользуемые помещения офисного назначения – 67,1 кв.м. Таким образом, акт обследования не подтверждает факт использования не менее 20% (то есть 176,18 кв.м) площади помещения для размещения в нем офисов, торговых объектов и объектов общественного питания и бытового обслуживания.

С учетом вышеизложенного, помещение с кадастровым номером *** подлежит исключению из перечней, поскольку не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.

Евсиевич О.Н. также является собственником помещения с кадастровым номером ***, площадью 305,8 кв.м.

Из технической документации на здание следует, что помещение с кадастровым номером *** представляет собой помещение № 19. В техническом паспорте на здание указана его площадь 308,9 кв.м. Наименование помещения – склад. (л.д. 88 т.1).

На основании договора аренды от 1 февраля 2012 года указанное помещение под склад арендовало у Евсиевича ***» (л.д. 211 т.1)

На основании договора аренды от 1 октября 2020 года  указанное помещение у Евсиевича О.Н. арендует ***». При этом 25,65 кв.м - под торговую площадь (торговая площадь выделена и свободно идентифицируется), 283,25 кв.м. – под склад (л.д. 186-207 т.1).  Площадь, арендуемая под торговую, может быть учтена только в 2021 и  2022 году, однако она составляет менее 20% (20% = 61,16 кв.м).

Из акта обследования помещения, составленного Министерством по состоянию на 26 мая 2023 года, следует, что помещение с кадастровым номером *** состоит из помещений административного назначения – 9,1 кв.м, и складского назначения – 296,7 кв.м.

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения помещения в Перечни не имелось.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Кунцевич В.М. является собственником помещения с кадастровым номером ***, площадью 669,7 кв.м, помещения располагаются на 1 и 2 этажах. Назначение – нежилое помещение.

Данное помещение находится в здании с кадастровым номером ***, которое не является административно-деловым или торговым центром.

Назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании, как было указано выше, безусловно не предусматривает размещение в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно договору аренды от 1 мая 2020 года помещение общей площадью 335 кв.м на 1 этаже арендует у Кунцевича В.М. ***. для использования под цех по переработке рыбы (л.д.232-233 т.1).

Согласно акту обследования помещения с кадастровым номером ***, составленному Министерством по состоянию на 26 мая 2023 года, помещение состоит из помещений административного назначения – 48,4 кв.м, и складского назначения – 621,3 кв.м.

Таким образом, Министерством не представлено доказательств соответствия принадлежащих истцам помещений требованиям, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах требования истцов подлежат удовлетворению. 

На основании ст. 111 КАС РФ в пользу истцов подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме по 600 руб. в пользу каждого. По квитанции госпошлина в сумме 1200 руб. уплачена Евсиевичем О.Н. Вместе с тем в ходе рассмотрения дела представитель истцов подтвердила, что расходы по оплате госпошлины несли оба истца – по 600 руб. каждый. 

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административные истцы являются плательщиками налога на имущество за 2019 – 2022 годы, и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (действуют на один год), признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцами пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Евсиевича Олега Николаевича и Кунцевича Владимира Михайловича  удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

- пункты 2883, 5674, 11 090, 11 091  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года,

- пункты 2474, 4760, 9095, 9096 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года,

- пункты 3847, 7303, 7304, 7305 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года,

- пункты 8154, 14 791, 14 795, 14 796 Перечня объектов недвижимости имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области расходы по оплате госпошлины: в пользу Евсиевича Олега Николаевича - 600 руб., в пользу Кунцевича Владимира Михайловича – 600 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                             Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 30 июня 2023 года.