3а-211/2023
73OS0000-01-2023-000099-54
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
15
июня 2023 года город Ульяновск
Ульяновский
областной суд с составе
судьи
Трифоновой Т.П.
при
секретаре Шапошниковой М.В.
с
участием прокурора Макейкиной Е.В.,
рассмотрев
в открытом судебном заседании административному дело по административному иску Машталовой Натальи
Анатольевны о
признании недействующими:
-
пункта 3247 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год,
утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области №
167-ПОД от 27 ноября 2018 года;
-
пункта 2770 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 192-пр от 27 ноября 2019 года;
-
пункта 4302 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 245-пр от 11 ноября 2020 года,
У с т а н о в и л :
27 ноября 2018 года
Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области
издан приказ № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества,
в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на
2019 год» (далее также приказ № 167-ПОД).
27 ноября 2019 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ № 192-пр «Об определении
перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также приказ №
192-пр).
11 ноября 2020 года
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области был издан приказ № 245-пр «Об определении
перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» (далее также приказ №
245-пр).
Указанными приказами
определены Перечни объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на
имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 годы
соответственно. Перечни являются
приложениями к приказам.
Машталова Н.А.
обратилась в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением к Агентству
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в
настоящее время Агентство государственного имущества Ульяновской области), Министерству
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании
недействующими пункта 3247 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год,
утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области №
167-ПОД от 27 ноября 2018 года; пункта
2770 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база
определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом
Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27
ноября 2019 года; пункта 4302 Перечня
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020
года, а также просила взыскать в свою пользу расходы по госпошлине в сумме 900
руб.
Требования
мотивировала тем, что указанными пунктами в Перечни было включено принадлежащее
ей здание с кадастровым номером ***, площадью 402,7 кв.м, расположенное по
адресу: ***. Наименование здания – «административное здание». Здание
расположено на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного
использования «под зданиями». Включение здания в перечни произведено незаконно,
поскольку оно не отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены муж истца – Машталов В.Н. и его
финансовый управляющий Кухарский Р.В.
В судебном заседании
представитель административного истца
- Романычева Л.В. заявленные требования поддержала по основаниям,
изложенным в административном иске.
Остальные участники
процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными
о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в
письменном отзыве просила отказать в удовлетворении исковых требований истца. Указала на то, что
приказы были изданы уполномоченным
органом, с соблюдением процедуры их принятия и опубликования.
Принадлежащее истцу
здание было включено в Перечни на основании содержащихся в ЕГРН сведений о его
наименовании – «Административное здание», расположено на земельном участке с
видом разрешенного использования – «под зданием». Данное здание было включено в
Перечни обоснованно, поскольку оно отвечает критериям, установленным ст. 378.2
НК РФ, является административно- деловым
центром.
Кроме того, по
сведениям в сети «Интернет» в здании расположено 8 организаций.
Заслушав пояснения представителя
истца, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные
исковые требования, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на
объект недвижимости, суд приходит к следующему.
Производство по
административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется
в соответствии с положениями главы 21
КАС РФ.
В соответствии с частью 1
статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании
нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе
обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые
являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым
актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права,
свободы и законные интересы.
Согласно пункту «и»
части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление
общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в
совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы
и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным
законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным
в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2
и 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации).
Правительство
Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство
Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных
правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской
области).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года №
1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных
отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемых
актов.
В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го
числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций
определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества,
указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в
электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по
Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и
официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического
использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с
требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.
В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных
отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года утвержден
перечень объектов недвижимого
имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая
стоимость, на 2019 год.
Пунктом 3247 в Перечень на 2019 год включено принадлежащее истцу здание с
кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***.
Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда»
№ 88 от 29 ноября 2018 года и на
официальном сайте Агентства
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21
августа 2019 года) утверждено Положение
о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с п.
1.1 указанного Положения Министерство
строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство)
является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим
на территории Ульяновской области государственное управление в сферах
градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных
материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный
контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и
(или) иных объектов недвижимости.
Согласно подпункту
«а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа
очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на
этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1
и 2 пункта 1
статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении
которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее
- перечень).
Во исполнение
вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября
2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, которыми утверждены Перечни
объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется
как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области,
соответственно, на 2020, 2021 годы.
Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264)
от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.
Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября
2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.
Пунктом 2770 приказа № 192-пр, пунктом 4302 приказа № 245-пр в
Перечни на 2020, 2021 годы включено принадлежащее истцу на праве собственности
здание с кадастровым номером ***.
Учитывая
вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что
оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными
органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений
Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества
Ульяновской области) и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской
области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции,
установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в
которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением
процедуры официального опубликования.
В настоящее время
полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах
1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования
зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями,
предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ осуществляет Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области (п. 33-34 Положения о Министерстве
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года №
1/51-П).
Определяя
правомерность включения принадлежащего истцу на праве общей долевой
собственности здания в перечни, суд
приходит к следующему.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с
настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих
муниципальных образований.
Как указано в статье
400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие
правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в
соответствии со статьей 401
настоящего Кодекса.
Статьей 401 НК РФ
предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах
муниципального образования недвижимое имущество, в том числе, здание, строение, сооружение.
В соответствии с п.
1 ч. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей,
установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в
отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом
налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и
помещения в них.
В соответствии с п.
3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее
нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному
или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих
условий:
1) здание (строение,
сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного
использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового,
административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение,
сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях
делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового,
административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное
использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов
общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями,
содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами
технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает
размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая
централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное
оборудование, парковки);
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) в целях делового,
административного или коммерческого назначения признается использование не
менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей
офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты
для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с
пунктом 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно
стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат
одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из
следующих условий:
1) здание (строение,
сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного
использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение,
сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях
размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания. При этом:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений
общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения,
сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином
государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания;
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых
объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания
признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания.
Согласно п. 4.1 ст.
378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение,
сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким
собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и
торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение)
предназначено для использования или фактически используется одновременно как в
целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях
размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания.
В целях настоящего
пункта:
здание (строение,
сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в
целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях
размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или
наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого
здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в
Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета
(инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов
и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные
помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки),
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания;
фактическим
использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового,
административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого
здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной
инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для
проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов
общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктами 2 и 7
статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы
исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1,
2
и 4 пункта 1
настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется
законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской
Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости
объектов недвижимого имущества.
Законом Ульяновской
области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на
территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории
Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены
особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов
недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30
Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также
предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования
налогоплательщиками.
Согласно п. 1 ст.
1.1 указанного закона в редакции на момент принятия оспариваемых истцом
приказов налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого
имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых
центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных
центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.
Согласно статье 1
Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала
применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы
по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов
налогообложения» единой датой
начала применения на территории Ульяновской области порядка определения
налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой
стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.
Пунктом 9
статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что
вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений
определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования
зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3,
4,
5 настоящей
статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством
финансов Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018г. № 136-П утвержден Порядок
определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и
помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество
организация определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.3
указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования
зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений,
содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах
технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов
государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления
муниципальных образования Ульяновской области
и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах
недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.
По результатам сбора
и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об
определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и
помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.
В случае
недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для
определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и
помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).
При проведении
обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по
месту их нахождения (п. 1.5).
В ходе рассмотрения
дела установлено, что Машталова Н.А. является собственницей здания площадью
402,7 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** Назначение
здания –«нежилое здание», наименование –
«административное здание» (л.д. 25-27 т.1).
Указанное здание
расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, категория земель –
земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «под зданиями».
При этом на
указанном земельном участке расположено еще 6 объектов капитального
строительства с кадастровыми номерами: ***, *** и *** – здания без указания
площади, с кадастровым номером *** – здание трансформаторной подстанции
площадью 20,8 кв.м; с кадастровым номером ***, площадью 712,1 кв.м, здание –
бытовка; с кадастровым номером ***, площадью 277,5 кв.м, здание
производственного цеха.
Таким образом, вид
разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание,
не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного
и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного
питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом этого
здание могло быть включено в Перечни при условии, что оно предназначено для
использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого
назначения, а также для размещения объектов торговли, общественного питания и
(или) объектов бытового обслуживания.
При этом, как было
указано выше, здание признается предназначенным для использования в целях
делового, административного или коммерческого назначения либо размещения
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового
обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование
помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в
соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре
недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких
объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной
инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для
проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и (или) торговых объектов,
объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В данном случае 20%
от общей площади здания составляет 80,54 кв.м.
Наименование здания
«административное здание» не
свидетельствует о том, что оно
предназначено для использования в целях делового,
административного или коммерческого назначения, а также для размещения объектов
торговли, общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В материалы дела
Министерством представлен акт обследования здания от 9 декабря 2020 года. В нем
указано, что здание состоит из административных (офисных), служебных помещений,
помещений бытового обслуживания (СТО) и гаражей. Площадь административных
(офисных) помещений составляет 75,7 кв.м, площадь помещений бытового
обслуживания (СТО) составляет 77,8 кв.м.
Вместе с тем в здании помещения площадью 77,8 кв.м, используемого под
СТО, не имеется.
Кроме того, данный
акт составлен уже после издания перечней. В нем не содержится указание, какие
помещения включены в состав административных (офисных) помещений. Фотоматериалы
здания, на которых имеется снимок металлических ворот с надписью «СТО» не
подтверждают факт использования помещения в качестве объекта бытового
обслуживания.
Согласно технической
документации на здание с кадастровым номером *** (лит. Б,Б1) площадью 402,74
кв.м, представляет собой административное здание (л.д. 160 т.1). Классификация
помещений в указанном здании следующая: гаражи – 170,65 кв.м, учрежденческая –
150,84 кв.м, служебная – 81,25 кв.м.
Из экспликации к
плану строения следует, что помещения в здании именуются следующим образом:
кабинет (отнесены к учрежденческой площади), тамбур, лестничная клетка,
подсобная, коридор, гараж (л.д. 161-162 т.1). Вместе с тем наименование
«кабинет» не тождественно наименованию «офис».
Таким образом, назначение,
разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20
процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) не предусматривает размещение
в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные
приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование,
парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
бытового обслуживания.
С учетом
вышеприведенных положений законодательства здание могло быть включено в перечни
при условии фактического использование не менее 20% его площади для размещения офисов
и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные
помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки),
торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового
обслуживания.
Фактическое
обследование здания до включения его в перечни не производилось.
Судом было проверено
фактическое использование здания.
По сообщению УФНС
России по Ульяновской области по адресу: ***, в период с 2019 года по настоящее
время располагалась 21 организаций: ***»,
***», ***», ***», ***», ***», ***», ***», ***», ***», ***», ***», ***», ***», ***»,
***, ***», ***», ***», ***», ***».
При этом 12 из указанных
организаций исключены из ЕГРЮЛ - ***» (сведения признаны недостоверными 21
августа 2017 года л.д. 244 т.1), ***» (сведения признаны недостоверными 12
ноября 2018 года л.д. 246 т.1) , ***» (сведения признаны недостоверными 23
августа 2017 года л.д. 248 т.1) , ***» - сведения о прекращении деятельности 31
января 2019 года, ***» - сведения об адресе местоположения признаны
недостоверными 23 августа 2017 года, ***», ***» - Маршалова Н.А. и Маршталов
В.Н. являлись учредителями, организация исключена из ЕГРЮЛ 22 июня 2022 года, ***»
- исключена из ЕГРЮЛ 15 сентября 2022 года, ***», ***» – учредителями являлись
Машталовы В.Н. и Н.А., исключена из ЕГРЮЛ 28 января 2021 года, ***», ***».
***» (***) –
признано несостоятельным, открыто конкурсное производство 25 января 2020 года,
Машталова Н.А. является одним из учредителей.
7 организаций - ***»,
***», ***», «***», ***», ***», *** арендуют помещения в здании конторы – лит.
А, А1, площадью 617,66 кв.м по техническому паспорту (л.д. 35, л.д. 229-243
т.1).
Представителем истца
были представлены договоры аренды здания
с кадастровым номером ***.
Согласно
предоставленным сведениям на основании договора безвозмездного пользования от 1
января 2020 года (л.д. 119-120 т.1) *** арендует в здании помещения площадью
89,1 кв.м, из которых часть помещения № 9
площадью 5,84 кв.м - для использования в качестве подсобного помещения,
помещение № 14 площадью 42,19 кв.м - под гараж, помещение № 15 площадью 41,07 –
под склад. Согласно экспликации к плану строения помещение № 9 – кабинет,
помещения № 14 и 15 – гараж.
Также из материалов
дела следует, что Машталова Н.А. является индивидуальным предпринимателем. Как
пояснила её представитель в ходе рассмотрения дела, в здании находится рабочий
кабинет Машталовой Н.А., а также рабочий кабинеты бухгалтера, поскольку
Машталова Н.А. являлась учредителем нескольких юридических лиц,
зарегистрированных по данному адресу: ***».
Учитывая
вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что здание не отвечает критериям,
установленным ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем оснований для включения здания в
перечни не имелось.
При таких
обстоятельствах требований истца подлежат удовлетворению.
Определяя момент, с
которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны
недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что
административный истец является плательщиком налога на имущество за 2019 – 2021
годы, и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия
(действуют на один год), признание отдельных положений приказов с момента
вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав
и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3
КАС РФ.
Следовательно,
оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует
признать недействующими с момента их принятия.
На основании ст. 111
КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 900 руб.
Руководствуясь статьями 175-180,
215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное
исковое заявление Машталовой Натальи
Анатольевны удовлетворить.
Признать
недействующими со дня принятия:
- пункт 3247 Перечня объектов
недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как
кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства
государственного имущества и земельных
отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года;
-
пункт 2770 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 192-пр от 27 ноября 2019 года;
-
пункт 4302 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых
налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год,
утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области № 245-пр от 11 ноября 2020 года.
Сообщение о принятии
настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его
вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».
Взыскать с Министерства имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области в пользу Машталовой Натальи Анатольевны
расходы по госпошлине в сумме 900 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Трифонова Т.П.
Решение изготовлено
27 июня 2023 года.