УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-007172-81
Судья Грачева Т.Л.
Дело № 33-2484/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
6 июня 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Завгородней Т.Н., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Воронковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-5241/2022 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области
на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 декабря 2022 года, с
учетом определения судьи того же суда от 12 марта 2023 года об исправлении
описки, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть
имени заслуженного врача России В.А. Егорова» выписывать Маркеловой Елене
Михайловне льготные рецепты на медицинские изделия - ***» по количеству используемых *** (исходя из количества 8 штук в сутки),
этиловый ***. в месяц до момента отмены осуществления самоконтроля *** по
медицинским показаниям.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
бесплатно обеспечивать Маркелову Елену Михайловну, льготными рецептами на медицинские изделия: ланцеты к устройству прокалывания кожи ***» по
количеству используемых *** (исходя из
количества 8 штук в сутки) и этиловым спиртом в количестве 100 г. в месяц до момента отмены
осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям.
В остальной части иска отказать.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действуя в
интересах Маркеловой Е.М., обратился в
суд с исковым заявлением, в котором просил суд обязать ГУЗ «Центральная
клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова»
выписывать Маркеловой Е.М. льготные рецепты на *** к устройству прокалывания
кожи ***», исходя из количества
8 штук в сутки и этиловый спирт в количестве 100 г в месяц; обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать Маркелову Е.М. ланцетами
к устройству прокалывания кожи «***», исходя
из *** и этиловым спиртом ***. в месяц в соответствии с льготными рецептами; взыскать
с Министерства здравоохранения Ульяновской области компенсацию морального вреда
в размере 10 000 рублей; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Маркелова Е.М. обратилась в суд с самостоятельными
требованиями, аналогичными по содержанию предъявленным в ее интересах
прокурором, иски объединены в одно производство.
Исковые требования обосновываются тем, что Маркелова Е.М.
наблюдается в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная часть имени
заслуженного врача России В.А. Егорова» с диагнозом: сахарный диабет 1 типа с
множественными осложнениями. На основании решения Засвияжского районного суда
г. Ульяновска от 17.02.2021 ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная
часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» обязано выписывать истцу
бесплатные рецепты на тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови в
соответствии с ее медицинскими показаниями, исходя из количества 8 штук в
сутки. Контроль уровня глюкозы крови осуществляется истцом с использованием
глюкометра ***». В соответствии с инструкцией к данному прибору, для его
использования необходимы: прибор, тест-полоска и устройство для прокалывания кожи
с установленным ланцетом. В качестве устройства для прокалывания кожи истец
использует «***», в соответствии с
инструкцией к которому, перед получением капли крови с помощью устройства для
прокалывания кожи необходимо установить ланцет. Кроме того, для дезинфекции
участка кожи, из которого предполагается получить каплю крови для использования
***, необходим ***. Вместе с тем, в предоставлении *** Маркеловой Е.М.
отказано, льготные рецепты на их получение лечащим врачом ГУЗ «Центральная
клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В. А.
Егорова» не выписываются.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в настоящее время
производить выписку медицинских изделий – ланцетов ***» по количеству используемых *** а также обеспечивать истца
данным медицинским изделием не представляется возможным, так как оно не включено
на законодательном уровне ни в один льготный перечень. Обращает внимание на то
обстоятельство, что медицинскими изделиями льготные категории граждан обеспечиваются
в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018
№ 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм
человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня
медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при
предоставлении набора социальных услуг». Перечень медицинских изделий,
отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора
социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации
№ 3053-р включает в себя следующие медицинские изделия: *** *** для определения
содержания глюкозы в крови, ***», которые не
включены ни в один льготный
перечень, приведет к нарушению Министерством ст. 306.4 Бюджетного кодекса
Российской Федерации.
Возражения
на апелляционную жалобу не поступили.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной
инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях
относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41
Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое
благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством,
Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых
ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и
социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в
сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный
закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации».
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в
Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение
прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами
государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты
здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья
являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования,
средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и
юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные
законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от
21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в
том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую
без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных
медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором
добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от
21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы
обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья
осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской
Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и
специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с
законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от
21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты,
приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских
целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими
принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению,
включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем
для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний,
мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований,
восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или
физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности,
функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического,
иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм
человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они
сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам
и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 №
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Правовые и организационные основы предоставления
государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан
отнесены инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999
№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого
гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального
закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно
необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии
с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных
средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
На основании ч. 1 ст. 43 Федерального от 21.11.2011 № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданам,
страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим
заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается
медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих
медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается
Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной
инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших
(ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от
01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний,
представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых
заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности
и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп
населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, согласно которому лицам, страдающим диабетом
предоставляются бесплатно все лекарственные средства, ***.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Маркелова Е.М.
является инвалидом ***, наблюдается в ГУЗ «Центральная клиническая
медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» с
диагнозом: *** с множественными осложнениями.
Согласно выписному эпикризу из истории болезни № 13555/С2019 ФГБУ
«Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства
здравоохранения Российской Федерации истцу рекомендован самоконтроль гликемии.
Контроль уровня *** осуществляется Маркеловой Е.М. с использованием ***
«***» и устройства для прокалывания кожи «***».
Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от
17.02.2021 по гражданскому делу № 2-375/2021 на ГУЗ «Центральная клиническая
медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» возложена
обязанность выписывать Маркеловой Е.М. бесплатные рецепты *** для измерения
уровня *** в соответствии с ее медицинскими показаниями, исходя из количества -
8 штук в сутки (л.д. 52-56).
Решение суда вступило в законную силу.
Из
руководства пользователя к прибору для определения ***» и устройства для
прокалывания кожи «***» усматривается,
что для использования прибора необходимы тест-полоска и устройство для
прокалывания пальца с установленным ланцетом; перед получением капли крови с
помощью устройства для прокалывания кожи необходимо установить ланцет (л.д.
24-26).
По
результатам обращения истца в ГУЗ «Центральная клиническая медико-санитарная
часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова» в выдаче рецептов на ***
«***» и ***, было отказано.
Удовлетворяя
исковые требования в части обеспечения Маркеловой Е.М. этиловым спиртом, суд первой
инстанции, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от
30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым
утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном
лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения
отпускаются по рецептам врачей бесплатно, исходил из того, что согласно данному
перечню при заболевании «диабет» предусмотрено бесплатное обеспечение этиловым
спиртом (100 г в месяц).
Оснований для взыскания с Министерства
здравоохранения Ульяновской области компенсации морального вреда суд не
усмотрел.
Поскольку решение суда первой инстанции в
указанной части сторонами не обжаловано, его законность и обоснованность в силу
положений ч. 2 ст. 327.1
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются предметом
проверки судебной коллегии.
Разрешая исковые требования в части бесплатного обеспечения
истца расходными материалами к устройству прокалывания кожи «***», суд первой инстанции пришел к правильному
выводу о наличии оснований для возложения на ГУЗ «Центральная клиническая
медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова»
обязанности выписывать Маркеловой Е.М. льготные рецепты на обеспечение ланцетами к устройству прокалывания кожи «***» по количеству используемых *** (исходя из количества 8 штук в сутки),
на Министерство здравоохранения Ульяновской области - бесплатно обеспечивать истца
указанными медицинскими изделиями до момента отмены осуществления самоконтроля
гликемии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой
инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении
спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым
следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие
значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального
закона и установленным обстоятельствам дела.
Судом
первой инстанции правомерно учтено, что к числу государственных гарантий в
сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально
значимыми заболеваниями, среди которых «***», бесплатной медицинской помощи, к
такому виду помощи относится контроль уровня глюкозы в крови. При этом
использование по назначению такого медицинского изделия, как г***, невозможно
без расходных материалов к нему, а именно без ланцетов, являющихся составной
частью системы контроля уровня глюкозы в крови и требующих периодической
замены.
Учитывая,
что применение системы контроля уровня глюкозы в крови необходимо истцу по
жизненным показаниям, то обеспечение расходными материалами к ней, без которых
функционирование данного средства диагностики и применение его по назначению
невозможно, должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных
средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую
помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии
с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Вопреки
доводам апелляционной жалобы отсутствие в федеральных и территориальных
программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи конкретного
наименования медицинского изделия не может лишать инвалида права на
гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение Маркеловой
Е.М. медицинскими изделиями - ***»
приведет к нарушению Министерством положений ст. 306.4 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, ввиду нецелевого использования бюджетных средств,
являются несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 10 Федерального
закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской
Федерации» инвалидам гарантировано за счет средств федерального бюджета
проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг,
предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, утвержденным
Правительством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции
является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по
доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную
отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 декабря 2022 года, с учетом
определения судьи того же суда от 12 марта 2023 года об исправлении описки
оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 14 июня 2023 года.