Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Жилье во внеочередном порядке
Документ от 24.05.2023, опубликован на сайте 20.06.2023 под номером 106666, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, понуждении предоставить жилое помещение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2022-005400-08

Судья Кудряшева Н.В.                                                                Дело № 33-2139/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       24 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Игнатова Федора Алексеевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 января 2023 года, по гражданскому делу № 2-146/2023, по которому постановлено:

исковые требования Игнатова Фёдора Алексеевича, действующего от имени несовершеннолетнего  И*** А*** Ф*** к Администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, муниципальному образованию «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области  в лице администрации поселения  о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению жилого помещения вне очереди удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области  в лице администрации поселения   предоставить *** И*** А*** Ф***, ***2015 года рождения с учетом факта постоянного проживания с отцом Игнатовым  Федором Алексеевичем во внеочередном порядке  в черте муниципального образования «Новомайнское городское поселение»  Мелекесского района Ульяновской области благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма  по установленным нормам предоставления жилого помещения.

В остальной части иска  Игнатову Фёдору Алексеевичу, действующему от имени несовершеннолетнего  И*** А*** Ф*** к Правительству Ульяновской области о понуждении к предоставлению жилого  помещения во внеочередном порядке отказать.

В удовлетворении исковых требований Игнатову Фёдору Алексеевичу к Администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области о признании незаконным действий (бездействий) по не предоставлению  Игнатову Алексею Федоровичу, 2015 года рождения жилого помещения по договору социального найма отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Игнатов Ф.А., в интересах несовершеннолетнего Игнатова А.Ф.  обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о признании бездействия незаконным, понуждении к предоставлению жилого помещения вне очереди.

Требования мотивировал тем, что он является отцом  несовершеннолетнего И*** А.Ф., *** 2015 года рождения, являющегося ***. Мама ребенка  И***  Н*** А*** умерла ***2019 года.  Он один  занимается воспитанием своего сына.  Поскольку в собственности жилья они не имеют, то вынуждены снимать жилье  по адресу: ***.  Они с сыном имеют временную регистрацию  по адресу: *** Он в целях защиты интересов сына  неоднократно обращался в администрацию МО «Новомайнское городское поселение» с заявлениями  о предоставлении  муниципального жилья по договору социального найма, поскольку на пенсию  сложно растить сына,  дополнительно оплачивать съемное жилье. Постановлением администрации  поселения МО «Новомайнское городское поселение» от 09.07.2020 №85 он и его сын  были поставлены  на учет в качестве нуждающихся  в жилых помещениях под номером 17, постановлением  от 26.10.2021 №127 его семью признали малоимущей. И*** А.Ф.  страдает тяжелой формой хронического заболевания, имеет право  на внеочередное  получение жилого помещения. Постановлением  администрации  поселения МО «Новомайнское городское поселение»  от 26.10.2021 №128 И*** А.Ф., 2015 года рождения принят  на учет в качестве нуждающегося  в жилом помещении по договору социального найма  во внеочредном порядке, принят на учет под номером 2. Однако поскольку в собственности  поселения  жилое помещение отсутствует,  то предоставить  жилое помещение И*** А.Ф. не представляется возможным.  Истец в интересах сына обратился в Администрацию МО «Мелекесский район»  Ульяновской области  20.04.2022  о предоставлении жилого помещения  по договору социального найма  во внеочередном порядке, на что получил отписку от 04.05.2022 №73-ИОМСУ-08.01/1772 о том,  что  свободное благоустроенное жилое помещение отсутствует. 11.04.2022 он обращался в Правительство Ульяновской области, обращение переслали в администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области. Считает, что действия (бездействие)  администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области по не предоставлению И*** А.Ф., ***.2015 года рождения,  ребенку-инвалиду жилого помещения по договору социального найма  являются незаконными.

Просил суд  признать незаконными действия (бездействия) администрации  МО «Мелекесский район» Ульяновской области по не предоставлению  И*** А.Ф., 2015 года рождения жилого помещения по договору социального найма, возложить на Правительство Ульяновской области  обязанность предоставить *** И*** А.Ф.  на состав семьи из двух человек  во внеочередном порядке  благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма по установленным нормам предоставления жилого помещения. 

Судом к участию в деле в качестве соответчика по делу привлечено Муниципальное образование «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в лице администрации поселения.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Игнатов Ф.А. выражает несогласие с решением суда, просит его изменить, принять новое решение, которым возложить на Правительство Ульяновской области обязанность предоставить *** И*** А.Ф. с учетом постоянного проживания с отцом, осуществляющим за ним постоянный уход, в г.Димитровграде или в г.Ульяновске в виде отдельной квартиры, площадью не менее 40 кв.м.

В обоснование доводов жалобы считает, что решение суда фактически не исполнимо, поскольку в МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области социальное жилье для инвалидов не строится и не приобретается в виду отсутствия финансовых возможностей. Считает, что при вынесении решения суда должна быть учтена нуждаемость и норма жилья, рассчитанная на двух человек ребенка и его отца.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы. судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями несовершеннолетнего И*** А*** Ф***, ***.2015 года рождения являются Игнатов Фёдор Алексеевич и И*** Н*** А***, что подтверждается копией свидетельства о рождении ребенка (л.д.10).

Мать ребенка И*** Н*** А***а умерла ***.2019 года (л.д.39,64).

И*** А.Ф., ***.2015 года рождения имеет категорию «*** установлена до 20.01.2033 года, что подтверждается справкой МСЭ-2018 №0837994 (л.д.8).

Игнатов Ф.А. и И*** А.Ф. постоянно зарегистрированы по адресу: ***, временно зарегистрированы и проживают по адресу: *** (л.д.70).

Согласно ответу Председателя МУ Комитета по управлению   муниципальным имуществом  и земельным отношениям администрации  МО «Новомалыклинский район» Ульяновской области от 11.11.2022 семья Игнатовых в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий  по договорам социального найма  на территории МО «Новомалыклинский район» не значится (л.д.89).

Согласно выписки из протокола врачебной комиссии №145/17 от 06.09.2021 года  И*** А.Ф.   является *** и  имеет,  в том числе диагноз: ***, заболевание входит в Перечень  тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (на основании приказа Минздрава России № 987н от 29.11.2012 «Об утверждении перечня заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (л.д.66).

Судом установлено, что 09.07.2020 Постановлением  администрации  поселения  МО «Новомайнское  городское поселение» от 09.07.2020 №85 семья Игнатова Ф.А. в составе двух человек была поставлена на учет в качестве  нуждающейся  в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма  на территории МО «Новомайнское городское поселение» (л.д.15).

По заявлению Игнатова Ф.А.  от 27.09.2021 постановлением администрации  поселения  МО «Новомайнское  городское поселение»  от 26.10.2021 №127/1 его семья снята с учета в качестве нуждающейся  в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма  на территории МО «Новомайнское городское поселение» (л.д.58).

Согласно протоколу заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации поселения МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области  от 19.10.2021  И*** А.Ф. признан  малоимущим и  постановлением администрации поселения МО «Новомайнское  городское поселение»  от 26.10.2021 №128 поставлен на учет  по улучшению жилищных условий по договору социального найма  во внеочередном порядке  (л.д. 83-84).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что И*** А.Ф. и Игнатов  Ф.А.  жилыми помещениями  по договору социального найма во внеочередном порядке не обеспечены.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанций правильно применил положения статей 14, 49, 51 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».  Установив, что истец и его ребенок-инвалид в установленном порядке признаны нуждающимися в жилом помещении, а Игнатов Ф.А. страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанном вперечне, обоснованно пришел к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена только на администрацию МО «Новомайнское городское поселение», как на орган местного самоуправления, к компетенции которого относится реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч. ч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам упомянутой категории жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав (предоставление жилого помещения вне очереди) и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

В силу изложенного, предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, является полномочием органа местного самоуправления.

Данная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 4 июля 2018 года.

Как установлено материалами дела, вышеуказанные правила обеспечения *** И*** А.Ф., ***2015 года рождения  с учетом факта постоянного проживания с отцом Игнатовым Ф.А. во внеочередном порядке  в черте муниципального образования «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям по договору социального найма  по установленным нормам предоставления жилого помещения не выполнены. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований в данной дасти.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Правительство Ульяновской области, на которое надлежит возложить обязанность по обеспечению *** И*** А.Ф. с учетом факта постоянного проживания с отцом Игнатовым  Ф.А. во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением в г.Димитровграде, либо в г.Ульяновске, являлись предметом рассмотрения суда нижестоящей инстанции и обоснованно отклонены со ссылкой на положения п. 5 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия      

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 января 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Игнатова Федора Алексеевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи          

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 мая 2023 года.