Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании нормативного правового акта
Документ от 01.06.2023, опубликован на сайте 21.06.2023 под номером 106665, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                                                   Дело № 3а-197/2022

73OS0000-01-2023-000084-02

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1 июня 2023 года                                                                                           г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному  исковому заявлению муниципального учреждения Администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области  о признании недействующим решения муниципального учреждения Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области четвертого созыва № 04 от 19 января 2023 года «Об утверждении Реестра должностей муниципальной службы муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области»,

 

у с т а н о в и л :

 

муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области (далее также Администрация МО «Старомайнский район») обратилось в суд с административным исковым заявлением к муниципальному учреждению Совету  депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области четвертого созыва (далее также Совет депутатов МО «Старомайнское городское поселение») о признании недействующим решения муниципального учреждения Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области четвертого созыва № 04 от 19 января 2023 года «Об утверждении Реестра должностей муниципальной службы муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области».

В обоснование требования указало, что оспариваемое решение Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение», которым утвержден Реестр должностей муниципальной службы в МО «Старомайнское городское поселение», предусматривающий должность муниципальной службы – председатель контрольно-ревизионной комиссии МО «Старомайнское городское поселение», не соответствует нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а именно: пункту 1 приложения 1 к Закону Ульяновской области «О муниципальной службе в Ульяновской области», части 3 статьи 5 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Кроме того, статьей 3 оспариваемого решения установлено, что оно вступает в силу на следующий день после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 16 ноября 2021 года, что недопустимо в силу ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что закон или нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Оспариваемое решение нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в части возможности использования бюджетных средств МО «Старомайнское городское поселение» на осуществление  полномочий Администрации МО «Старомайнское городское поселение» Администрацией МО «Старомайнский район», в штатной  численности которой образованы должности муниципальной службы с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий Администрации городского поселения.

В судебном заседании представитель Администрации МО «Старомайнский район» Завьялова М.С. настаивала на удовлетворении требования по доводам, изложенным  в административном иске.

Представитель Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» в суд не явился, в возражениях  на административное исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении административного иска. Администрация МО «Старомайнский район»  не  вправе была обращаться с вышеуказанным административным иском, поскольку её права оспариваемым решением не нарушаются.

Процедура и порядок принятия обжалуемого решения, его опубликования  соблюдены. Решение принято по вопросу, отнесенному к компетенции представительного органа муниципального образования.

Кроме того, в настоящее время подготовлен и внесен на рассмотрение в Совет депутатов МО «Старомайнское городское поселение» проект решения  об отмене оспариваемого решения от 19 января 2023 года № 04.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав   пояснения представителя административного истца Завьяловой М.С.,  заключение прокурора об удовлетворении требований административного иска, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что 19 января 2023 года Советом депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области четвертого созыва было принято решение № 04 «Об утверждении Реестра должностей муниципальной службы муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области», которым утвержден Реестр должностей  муниципальной службы в муниципальном образовании «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области. Согласно указанному решению в данном Реестре предусмотрена должность муниципальной службы высшей группы  «Председателя контрольно-счетного органа муниципального образования «Старомайнское городское поселение», относящаяся к должностям муниципальной службы в контрольно-счетных органах муниципальных образований Ульяновской области, не наделенных правами юридического лица»: должность председателя контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Старомайнское городское поселение».

Как верно указал суд, Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию демократическим правовым государством, относит к основам его конституционного строя признание и гарантирование местного самоуправления, самостоятельность которого, будучи его основной сущностной чертой, проявляется, в частности, в решении органами местного самоуправления вопросов местного значения, а также в том, что эти органы, структура которых определяется населением, не входят в систему органов государственной власти (статья 1; статья 3, часть 2; статьи 12 и 130; статья 131, часть 1; статья 132, часть 1).

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), как указано в преамбуле к данному нормативному правовому акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Статьей 42 Федерального закона № от 6 октября 2003 года 131-ФЗ определено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы,  осуществляется Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, названный Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «Старомайнское городское поселение» в соответствии с его Уставом является Совет депутатов.

В силу изложенного оспариваемый нормативный правовой акт, которым утвержден реестр должностей муниципальной службы, принят Советом депутатов МО «Старомайнское городское поселение» в пределах предоставленных ему вышеуказанными правовыми актами полномочий.

Частью 1 статьи 39 Устава МО «Старомайнское городское поселение» предусмотрено, что официальным опубликованием муниципального правового акта органов местного самоуправления поселения считается первая публикация его полного текста в периодических печатных изданиях: газета «Муниципальный вестник Заволжья», газета «Старомайнские известия».

Оспариваемое решение  Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение № 04 от 19 января 2023 года «Об утверждении Реестра должностей муниципальной службы муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области» опубликовано в газете «Муниципальный вестник  Заволжья» от 23 января 2023 года № 7 (3032).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением процедуры его опубликования. По данным основаниям нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.

В части соответствия оспариваемого решения Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» № 04 от 19 января 2023 года нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»  под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Частью 2 этой же статьи определено, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с  реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Законом Ульяновской области от 7 ноября 2007 года № 163-ЗО  «О муниципальной службе в Ульяновской области» определены особенности муниципальной службы в Ульяновской области, утвержден реестр должностей муниципальной службы (приложение 1).

В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы -  приложением № 1 к  Закону Ульяновской области «О муниципальной службе в Ульяновской области» в перечне должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городских и сельских поселений Ульяновской области предусматривается должность  муниципальной службы в контрольно-счетных органах городских и сельских поселений Ульяновской области, не наделенных правами юридического лица, - должность инспектора контрольно-счетного органа, относящаяся к  ведущей группе должностей (п. 1.1.3.).

Данный перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городских и сельских поселений Ульяновской области не содержит такой должности  муниципальной службы в контрольно-счетных органах муниципальных образований Ульяновской области, не наделенных правами юридического лица, как должность председателя контрольно-счетного органа, относящаяся  к высшей группе должностей.

Кроме того,  в силу части  3  статьи  5  Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих  принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в редакции Федерального закона от 1 июля 2021 года № 255-ФЗ должности председателя, заместителей председателя и аудиторов  контрольно-счетного органа муниципального образования относятся к муниципальным должностям.

Таким образом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ устанавливается императивная норма об отнесении должностей председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования к муниципальным должностям.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение  Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение № 04 от 19 января 2023 года «Об утверждении Реестра должностей муниципальной службы муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области», которым в Реестр включена  должность председателя контрольно-ревизионной комиссии МО «Старомайнское городское поселение»,  не соответствует приведенным нормам  Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»,  Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих  принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Закона Ульяновской области от 7 ноября 2007 года № 163-ЗО  «О муниципальной службе в Ульяновской области».

При таких обстоятельствах административный иск  Администрации МО «Старомайнский район» подлежит удовлетворению.

Доводы административного ответчика о том, что у Администрации МО «Старомайнский район» отсутствует право на предъявления рассматриваемого административного иска,   являются несостоятельными.

Статьей 34 Устава МО «Старомайнское городское поселение» администрация поселения не образуется. Полномочия администрации поселения в полном объеме исполняет  Администрация МО «Старомайнский район».

Об исполнении Администрацией МО «Старомайнский район» полномочий администрации МО «Старомайнское городское поселение» указано и в пункте 4.1 Устава МО «Старомайнский район».

В силу этого суд считает обоснованными доводы представителя Администрации МО «Старомайнский район» о том, что оспариваемым решением Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» затрагиваются права Администрации МО «Старомайнский район», осуществляющей полномочия администрации МО «Старомайнское городское поселение»,.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание ответ Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» на запрос суда, согласно которому после принятия оспариваемого решения на должность председателя контрольно-ревизионной комиссии МО «Старомайнское городское поселение» никто не принимался, то есть данный нормативный правовой акт не применялся. Следовательно, оспариваемое административным истцом решение Совета депутатов МО «Старомайнское городское поселение» № 04 от 19 января 2023 года  следует признать недействующим со дня его принятия.

С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании МО «Старомайнское городское поселение».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

административное  исковое заявление муниципального учреждения Администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия решение муниципального учреждения Совета депутатов муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области четвертого созыва № 04 от 19 января 2023 года «Об утверждении Реестра должностей муниципальной службы муниципального образования «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района Ульяновской области»

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Муниципальный вестник Заволжья».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья -                                                                         О.Е.Кинчарова