Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об организации деятельности ФАП
Документ от 14.06.2023, опубликован на сайте 20.06.2023 под номером 106624, 2-я гражданская, обязать организовать осуществление розничной торговли медицинскими препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2022-004337-41

 

Судья Шлейкин М.И.                                                                     Дело №33а-2596/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          14 июня 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,                       

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                 ГУЗ «Городская больница № 3» на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 20 декабря 2022 года по делу №2а-2875/2022, которым постановлено:

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ «Городская больница №3» о возложении обязанностей организовать розничную торговлю медицинскими препаратами  в фельдшерских – акушерских пунктах в сельских населенных пунктах, организовать  прохождение заведующей фельдшерского – акушерского пункта профессиональной переподготовки на выполнение фармацевтической деятельности удовлетворить в полном объеме.

Возложить на ГУЗ «Городская больница №3» обязанность организовать розничную торговлю медицинскими препаратами для медицинского применения в фельдшерских – акушерских пунктах в д. Кувшиновка, с. Анненково, с. Луговое, пос. Плодовый в соответствии с Приказом Минздрава России от 31.08.2016 №646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения» и Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на  ГУЗ «Городская больница №3» обязанность организовать прохождение заведующей фельдшерского – акушерского пункта  в с. Анненково Хисамутдиновой Рафией Феритовной профессиональной переподготовки на выполнение фармацевтической деятельности в соответствии с Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанностей организовать розничную торговлю медицинскими препаратами  в фельдшерских – акушерских пунктах в сельских населенных пунктах, организовать  прохождение заведующей фельдшерского – акушерского пункта профессиональной переподготовки на выполнение фармацевтической деятельности, обеспечить финансирование данных мероприятий оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя                   ГУЗ «Городская больница № 3»  - Гурьянова М.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском  в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ «Городская больница №3», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанностей организовать розничную торговлю медицинскими препаратами в фельдшерских – акушерских пунктах в сельских населенных пунктах, организовать прохождение заведующей фельдшерского – акушерского пункта профессиональной переподготовки на выполнение фармацевтической деятельности, обеспечить финансирование данных мероприятий.

Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой по вопросу надлежащего оказания медицинской помощи было установлено, что в нарушение ст. 41 Конституции РФ, ст. ст. 4, 10, 19, 69 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ст. ст. 52, 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в  фельдшерских – акушерских пунктах в                д. Кувшиновка, с. Анненково, с. Луговое, пос. Плодовый, которые входят в структуру  ГУЗ «Городская больница №3», не организована розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения.

При этом ГУЗ «Городская больница №3» получена лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, в соответствии с которой данное медицинское учреждение осуществляет деятельность по хранению лекарственных препаратов для медицинского применения, розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения непосредственно в вышеуказанных фельдшерских – акушерских пунктах в д. Кувшиновка, с. Анненково, с. Луговое, пос. Плодовый.

Кроме того, в нарушение п. 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденных Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н, заведующая фельдшерского – акушерского пункта в с.Анненково            Хисамутдинова Р.Ф. не прошла профессиональную переподготовку на осуществление фармацевтической деятельности.

В связи с этим, прокурор просил суд:

возложить на  ГУЗ «Городская больница № 3», а также  на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность организовать розничную торговлю медицинскими препаратами для медицинского применения в фельдшерских – акушерских пунктах в д. Кувшиновка, с. Анненково, с. Луговое, пос. Плодовый в соответствии с Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения» и Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

возложить на  ГУЗ «Городская больница № 3», а также  на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность организовать прохождение заведующей фельдшерского – акушерского пункта  в с.Анненково Хисамутдиновой Р.Ф. профессиональной переподготовки на выполнение фармацевтической деятельности в соответствии с Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность организовать финансирование указанных мероприятий.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Ульяновской области, Хисамутдинова Р.Ф.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ГУЗ «Городская больница № 3» не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Утверждает, что д. Кувшиновка, с. Анненково,                     с. Луговое, пос. Плодовый не относятся к населенным пунктам, расположенным в отдаленных и труднодоступных местностях (согласно Перечню отдаленных и труднодоступных местностей, утвержденных Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.01.2017 №36-П), имеют небольшую численность населения. Гражданам указанных поселений доступны аптечные пункты, расположенные в пос. Пригородный и Белый Ключ, транспортная доступность к ним имеется. Также в случае необходимости применения лекарственного средства при экстренной ситуации в фельдшерско-акушерском пункте имеются в наличии препараты, которые могут быть выданы гражданину бесплатно. Отмечает, что обращений граждан о нуждаемости в аптечных пунктах не поступало. Кроме того, обращает внимание, что финансовые средства на оснащение и содержание аптечных пунктов у ГУЗ «Городская больница № 3» отсутствуют.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 01.06.2023 постановлено перейти к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1).

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию      (часть 2).

Согласно ст.ст. 4 и 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу п.5 ст.19 указанного Федерального закона пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.69 Федерального закона от «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Согласно ст.79 названного Федерального закона медицинская организация, в числе прочего, обязана оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов (п.33 ст.4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»).

В соответствии со ст.52 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (ст.55 Федерального закона №61-ФЗ).

Согласно ст.4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность – деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2012 №24726), которое устанавливает правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации.

Согласно п.2 Положения организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями №№1-27 к настоящему Положению.

Пунктом 11 Приложения №15 к Положению предусмотрено, что одной из основных задач ФАПа является реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций.

Приказом Минздрава России от 20.04.2018 №182 «Об утверждении методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения» установлено, что в целях полного и своевременного удовлетворения потребности населения в лекарственных препаратах для медицинского применения на территории субъекта Российской Федерации рекомендуется планировать размещение аптечных организаций, площадей индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, с учетом пешеходно-транспортной доступности (п.9).

Как установлено по делу, в структуру  ГУЗ «Городская больница №3»  входят  фельдшерские – акушерские пункты в д.Кувшиновка, с.Анненково, с.Луговое, пос.Плодовый.

ГУЗ «Городская больница №3» получена лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, в соответствии с которой данное медицинское учреждение осуществляет деятельность по хранению лекарственных препаратов для медицинского применения, розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения непосредственно в вышеуказанных фельдшерских – акушерских пунктах в д.Кувшиновка, с.Анненково, с.Луговое, пос.Плодовый.

В фельдшерских – акушерских пунктах в д.Кувшиновка, с.Анненково, с.Луговое, пос.Плодовый  не организована розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения.

Иные аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, на территории указанных населенных пунктов отсутствуют.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку в д.Кувшиновка, с. Анненково, с.Луговое, пос. Плодовый отсутствуют аптечные организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами,  то  в силу вышеприведенных норм действующего законодательства,  ГУЗ «Городская больница №3», имеющая лицензию на фармацевтическую деятельность в фельдшерских – акушерских пунктах (ФАП), расположенных  в д.Кувшиновка, с.Анненково, с.Луговое, пос.Плодовый, обязано организовать в них розничную торговлю лекарственными препаратами в количествах, которые необходимы для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений. В связи с чем требования прокурора в указанной части удовлетворил.

Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения устанавливают требования к осуществлению розничной торговли аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, а также аптечными организациями и медицинскими организациями или их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации, при наличии у аптечных организаций, медицинских организаций, их обособленных подразделений лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, осуществляющих отпуск наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам, и направлены на обеспечение населения качественными, эффективными и безопасными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также дезинфицирующими средствами, предметами и средствами личной гигиены, посудой для медицинских целей, предметами и средствами, предназначенными для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковой оптикой и средствами ухода за ней, минеральными водами, продуктами лечебного, детского и диетического питания, биологически активными добавками, парфюмерными и косметическими средствами, медицинскими и санитарно-просветительными печатными изданиями, предназначенными для пропаганды здорового образа жизни.

Установленный судом срок для выполнения указанных мероприятий - в течение 12  месяцев с момента вступления решения суда в законную силу – судебная коллегия находит разумным и достаточным для выполнения судебного решения.

Также обоснованно были удовлетворены судом первой интсанции исковые требования о возложении на ГУЗ «Городская больница №3» обязанности организовать прохождение заведующей ФАП  в с.Анненково Хисамутдиновой Р.Ф. профессиональной переподготовки на выполнение фармацевтической деятельности, поскольку такая обязанность предусмотрена пунктом 2 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пунктом 2 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, но Хисамутдинова Р.Ф. профессиональную переподготовку на выполнение фармацевтической деятельности не проходила.

В удовлетворения требований прокурора в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечить финансирование данных мероприятий судом было обоснованно отказано.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд верно исходил из того, что ГУЗ «Городская больница №3» является некоммерческой бюджетной организацией, и в силу абзаца второго пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе осуществлять приносящую доходы деятельность при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Учредителем данного медицинского учреждения является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области (п.1.4 Устава).

Источниками финансовых ресурсов ГУЗ «Городская больница №3» являются средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе направляемые на реализацию целевых программ и выполнение государственных заданий; средства от приносящей доход деятельности, указанной в Уставе; средства территориального и федерального фондов обязательного медицинского страхования; прочие доходы; иные источники, не противоречащие законодательству РФ (п. 4.4. Устава).

Доходы, полученные учреждением от приносящей доходы деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение ГУЗ «Городская больница №3» (п. 4.5 Устава).

Таким образом,  устранение выявленных прокурором нарушений, возможно учреждением ГУЗ «Городская больница № 3» как самостоятельно, так и за счет средств, полученных в связи с оплатой медицинской помощи, оказанной в рамках системы обязательного медицинского страхования.

Недостаточное финансирование, на которое ссылается заявитель апелляционной жалобы, не может служить основанием для освобождения от возложенных на него законом обязанностей.

Сведений об обращении ГУЗ «Городская больница № 3» в Министерство здравоохранения Ульяновской области по вопросу выделения субсидии на исполнение требований прокурора суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                   ГУЗ «Городская больница №3» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи