Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилья
Документ от 31.05.2023, опубликован на сайте 21.06.2023 под номером 106617, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-008153-48                                     

Судья Сизов И.А.                                                                                Дело № 33-2297/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      31 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.,

при секретаре Котельниковой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ирмашевой Любови Олеговны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 февраля 2023 года, по гражданскому делу № 2-239/2023, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Ирмашевой Любови Олеговны к администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью, Министерству социального развития Ульяновской области, администрации города Ульяновска  о признании решений незаконными, возложении обязанности восстановить в очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановить в сводном списке граждан-участников подпрограммы (на представление жилищного сертификата), выдать государственный жилищный сертификат – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения представителя ответчика Министерства социального развития Ульяновской области – Фроловой Е.В., возражавшей против доводов  апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ирмашева Л.О. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска, Министерству социального развития Ульяновской области, Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска  о признании решений незаконными, возложении обязанности восстановить в очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановить сводный список граждан-участников подпрограммы (на представление жилищного сертификата), выдать государственный жилищный сертификат.

Требования мотивировала тем, что она является вдовой умершего ***.2019 И*** Р.С., *** ЧАЭС и ветерана боевых действий, получает пенсию по случаю потери кормильца и денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью за умершего супруга. Её супруг, И*** Р.С. в период прохождения военной службы по контракту с 17.10.1984 по 01.10.1986 принимал участие в боевых действиях в Афганистане, в период с 02.10.1986 по 15.11.1986 выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. И*** Р.С. с младшей дочерью И*** Э.Р. были зарегистрированы в трехкомнатной квартире общей площадью 63,3 кв.м, по адресу: *** где им принадлежало по 1/6 доли. С 2001 года она с И*** Р.С. и дочерью И*** Э.Р. проживали на съемной квартире. Собственного жилья она не имеет. В 2016 году И*** Р.С. обращался в администрацию г. Ульяновска с письменным заявлением поставить его и его семью (он, жена, дочь) в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Администрацией города Ульяновска в постановке было отказано. Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12.05.2017  исковые требования И*** Р.С. были удовлетворены, он с составом семьи 3 человека (И*** Р.С., Ирмашева Л.О. и И*** Э.Р.) признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, имеющего право на льготы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». ***.2019 И*** Р.С. умер. 15.05.2019 она обратилась в администрацию г. Ульяновска с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы умершего инвалида вследствие ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в силу решения Ленинского районного суда от 12.05.2017. Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 13.06.2019 (протокол № 10) ей было отказано в признании её нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со статьёй 51, пункт 1, подпункт 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации по причине того, что она суммарно обеспечена учетной нормой. 27.08.2019 она обратилась в Министерство социального развития Ульяновской области с заявлением о выдаче ей жилищного сертификата в силу решения Ленинского районного суда от 12.05.2017. Однако 20.09.2019 в выдаче жилищного сертификата ей было отказано со ссылкой на то, что  выдать сертификат И*** Р.С. с составом семьи 3 человека в 2019 году представлялось возможным, но в связи с тем, что решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 13.10.2019 (протокол № 10) Ирмашева Л.О. снята с жилищного учета в связи с обеспеченностью учетной нормой площади жилого помещения как член семьи собственника жилого помещения, то оснований выдать ей жилищный сертификат не имеется.

Просила суд признать незаконным решение комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 13.06.2019 (протокол № 10) о снятии Ирмашевой Л.О. с жилищного учета в связи с обеспеченностью учетной нормой площади жилого помещения; обязать администрацию города Ульяновска восстановить Ирмашеву Л.О. в очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой постановки на учет -29.06.2017 в силу решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12.05.2017; признать незаконным решение Министерства социального развития Ульяновской области от 20.09.2019 об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата; обязать Министерство социального развития Ульяновской области восстановить Ирмашеву Л.О. в сводном списке граждан - участников подпрограммы (на представление жилищного сертификата) на 2019 год с датой постановки на учет - 29.06.2017 в силу решения Ленинского районного суда от 12.05.2017; обязать Министерство социального развития Ульяновской области выдать Ирмашевой Л.О. государственный жилищный сертификат, удостоверяющий её право на получение за счёт средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Правилами выпуска и реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище», утверждённые постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Ирмашева Л.О. не соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела.

Считает неправомерным вывод суда о том, что она обеспечена жилой площадью, со ссылкой на то, что её сыну Р*** В.М. на праве собственности принадлежит квартиры по адресу: ***, поскольку у неё в указанной квартире не имеется долей в собственности. Её сын от первого брака Р*** В.М. не является членом семьи И*** Р.С., родственных отношений с ним не имеет. Полагает, что к спорным правоотношениям положения ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которые ссылается суд, отказывая ей в удовлетворении иска, не применимы.          

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз, при этом меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов умерших участников ликвидации последней катастрофы на Чернобыльской АЭС. Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной программы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 13, пункта 2 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий имеют право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Частью 4 статьи 14 этого Закона установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12.05.2017  исковые требования И*** Р*** Са*** были удовлетворены, И*** Р.С. признан с составом семьи 3 человека (И*** Р.С., Ирмашева Л.О. и И*** Э.Р.) нуждающимся в улучшении жилищных условий, в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, имеющего право на льготы, установленные в соответствии с ФЗ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

***2019 И*** Р.С. умер.

В соответствии с решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 13.06.2019 (протокол №10) Ирмашева Л.О. была снята с учета на основании ст.ст.51,52, п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

Судом установлено, что Ирмашева Л.О. (22.02.2019) на момент снятия с учета и по настоящее время зарегистрирована по адресу: *** Собственником указанного жилого помещения является её сын Р*** В.М., который по данного адресу не проживает и не зарегистрирован. Площадь указанного жилого помещения составляет: 17,8 кв.м, истица зарегистрирована и проживает на правах члена семьи собственника.

Сын истицы Р*** В.М. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: ***, общей площадью 64,8 кв.м, где зарегистрированы 4 человека (он, его супруга, сын и дочь). Как было установлено решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12.05.2017 ранее истица Ирмашева Л.О. была зарегистрирована в квартире №*** дома *** по *** с 18.05.2012, после чего снялась с регистрационного учета и зарегистрировалась по адресу: *** (17,5 кв.м + 64,8 кв.м =82,3 : 5 = 16,46 кв.м).

Кроме того, 05.02.2021 нотариусом Ирмашевой Л.О. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 1\4 доли  от 1/6 доли квартиры по адресу: *** общей площадью 63, 3 кв.м (2,64 кв.м).

Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на момент снятия с учета (13.06.2019) истец была обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, согласно которой семья признается нуждающейся в улучшении жилищных условий, которая в соответствии с решением Городской Думы № 126 от 13.07.2005 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», установлена в размере 12 кв.м общей площади на каждого члена семьи.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствии с ч.2 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником. Суд первой инстанции, правильно определив обстоятельства дела, руководствуясь положениями  ст. 30, 51, 52, 54, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» пришел к верному выводу что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Ирмашевой Л.О.  не установлено.

Суд первой инстанции, учитывая, что Ирмашева Л.О. исключена из очереди, обоснованно пришел к выводу, что оснований для удовлетворения иска к Министерству социального развития Ульяновской области о возложении обязанности восстановить Ирмашеву Л.О. в сводном списке граждан - участников подпрограммы (на представление жилищного сертификата) и выдать ей государственный жилищный сертификат, удостоверяющий её право на получение за счёт средств федерального бюджета субсидии для приобретения жилого помещения не имеется.

При этом, отказывая в удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития, суд, верно указал, что Ирмашева Л.О. в сводный список граждан-участников подпрограммы «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» не включена. Наличие вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 12.05.2017 в силу изменившихся со смертью И*** Р.С. и снятии истицы с учета обстоятельств, основанием для удовлетворения заявленных ею исковых требований, не является.

Мотивы, на основании которых суд пришел к данным выводам, приведены в решении, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.

Учитывая изложенное, суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения искового заявления Ирмашевой Л.О. и принял правильное по делу решение об отказе в его удовлетворении.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судом первой инстанции при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, доводы жалобы  основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не являются основанием для отмены решения суда.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 февраля 2023 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ирмашевой Любови Олеговны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 июня 2023 года.