Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании права собственности в порядке наследования
Документ от 02.06.2023, опубликован на сайте 23.06.2023 под номером 106616, 2-я гражданская, о признании права собственности в порядке наследования, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0003-01-2022-004377-18                                       

Судья Таранова А.О.                                                                 Дело № 33-2270/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      2 июня 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Карабанова А.С.

при секретаре Котельниковой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Нуртдинова Владимира Альвердовича – Тришина Виталия Алексеевича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 22 декабря 2022 года, по гражданскому делу № 2-2944/2023, по которому постановлено:

исковые требования Лесиной Татьяны Александровны удовлетворить.

Признать за Лесиной Татьяной Александровной право собственности на 10/30 долей жилого дома, расположенного по адресу: ***, в порядке наследования.

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения Нуртдинова  В.А., его представителя Тришина В.А., поддержавших доводы  апелляционной жалобы,  пояснения Лесиной Т.А., поддержавшей свои возражения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Лесина Т.А. обратилась в суд с иском к Семагину С.А., Нуртдинову В.А. о признании права собственности на долю жилого дома в порядке наследования.

Требования мотивировала тем, что ***.2002 умерла её мать – Н*** В*** И***, которая по день смерти проживала и была зарегистрирована по адресу: ***. При жизни Н*** В.И. принадлежали 8/30 долей  спорного жилого дома, расположенного на земельном участке размером 432 кв.м на основании договора дарения от 17.11.1989, заключенного между Н*** В.И. и ее матерью – С*** Е.А. Земельный участок был предоставлен отцу Н*** (С***) В.И. – С*** И.И. в  соответствии с договором №9 в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома, заключенного 23.01.1953 с отделом городского Совета депутатов.  ***1976 С*** И.И. умер. После его смерти открылось наследство на 2/10 доли жилого дома, расположенного по адресу: *** В наследственные права после его смерти вступили в равных долях жена С*** Е.А., дочери С*** Г.И. и С*** В.И., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону, выданным государственным нотариусом 4-й Ульяновской нотариальной конторы  05.08.1976. Таким образом, каждая унаследовала по 1/15 доли наследственного имущества. В 2003 году умерла С*** Е.А., а ***.2020 умерла С*** Г.И. после смерти, которой наследником первой очереди по закону является ее сын             С*** С.А. Наследственные дела после их смерти не заводились, в наследство никто не вступал. Она фактически приняла наследство после смерти своей матери Н*** В.И., постоянно пользуется спорным жилым домом.

Просила суд признать за ней право собственности на 10/30 долей жилого дома, расположенного по адресу: г***, в порядке наследования после смерти Н*** В*** И***, умершей ***.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены администрация г.Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по Ульяновской области», Нотариальная палата Ульяновской области.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Нуртдинова В.А. – Тришин В.А. не соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы считает, что выводы суда о том, что истица фактически приняла наследство, поскольку она осуществляет бремя содержания наследуемого имущества, расположенного по адресу: *** не основано на доказательствах. Считает, что истица не представила суду доказательств фактического принятия ею наследства, а именно несения расходов на содержание жилого дома, оплату коммунальных услуг. В обоснование доводов жалобы ссылается на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 27.05.2022 по иску АО «Ульяновскэнерго» к Лесиной Т.А. о взыскании задолженности по оплате услуг за электроснабжение. В ходе рассмотрения данного дела Лесина Т.А. признавала, что в данном доме не проживает и коммунальными услугами не пользуется. Указывает, что истица не имеет доступа в данное жилое помещение, там проживает её брат Нуртдинов В.А., ***.

В возражениях на апелляционную жалобу Лесина Т.А. считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ***.1976 умер дедушка истицы Лесиной Т.А. - С*** И.И., после смерти, которого открылось наследство – 2/10 доли жилого дома, расположенного по адресу: ***. Данный дом расположен на земельном участке по указанному адресу, который был предоставлен отцу Н*** (С***) В.И. – С*** И.И. в соответствии с договором №9 в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома, заключенного 23.01.1953 с отделом городского Совета депутатов.

На основании договора дарения 17.11.1989, заключенного между С*** Е.А. и Н*** В.И., 8/30 долей жилого дома *** перешли к Н*** В.И., однако право собственности в установленном законом порядке  зарегистрировано не было.

Исходя из договора дарения от 17.11.1989, указанная доля 8/30 принадлежит С*** Е.А. на основании решения Товарищеского суда г. Ульяновска от 20.07.1968 и свидетельства о праве на наследство, выданного 4-й Ульяновской государственной нотариальной контрой 05.08.1976 (по реестру №4377).

Из наследственного дела, после смерти С*** И.И. следует, что в наследство вступили в равных долях его жена С*** Е.А., дочери С*** (С***) Г.И., Н*** (С***) В.И., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 05.08.1976, по 1/15 доле каждая.

***.2004 умерла С*** Е.А., ***.1925 года рождения.

***.2022 умерла С*** (С***) Г.И., ***.1950 года рождения.

***2002 умерла Н*** (С***) В.И., ***.1951 года рождения.

Наследственные дела после их смерти не заводились.

У Н*** В.И. имеются дети: истица Лесина (Вичко/Воинова) Т.А., ***.1970 года рождения, и ответчик Нуртдинов В.А., ***.1977 года рождения.

От брака Семагиных имеются дети Семагин С.А., ***.1970 года рождения и С*** А.А., ***.1976 года рождения, умерший ***2015.

Как следует из материалов дела, наследственное имущество состоит из 10/30 долей жилого дома, расположенного по адресу: *** с кадастровым номером ***, площадью 91, 7 кв.м, данный жилой дом расположен на ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 432 кв.м, по сведениям ЕГРН на жилой дом 12.10.2001 зарегистрировано право общей долевой собственности за К*** Н.А. в размере 18\30 долей.

Истица, ссылаясь на то, что фактически приняла наследство после смерти своей матери Н*** В.И., поскольку на момент ее смерти проживала с ней в одном доме и была там зарегистрирована, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленный спор по существу, суд первой инстанции, пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с принятым решением по следующим основаниям.

Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

По мнению судебной коллегии, постановленное по делу решение указанным требованиям гражданского процессуального законодательства не соответствует по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).

В силу статьи 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.

В силу пункта 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.

Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления

В силу п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Между тем, признавая право собственности Лесиной Т.А. на спорное имущество в полном объеме, судом первой инстанции не было учтено следующее.

Как следует из материалов дела наследником первой очереди после смерти Н*** В.И., кроме истицы, является ее сын ответчик по делу Нуртдинов В.А., что Лесиной Т.А. не оспаривалось.

Нуртдинов В.А. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: *** с 10.03.1995, то есть на момент смерти наследодателя он был зарегистрирован с ней по одному адресу (л.д.62).

В суде апелляционной инстанции Лесина Т.А. не оспаривала тот факт, что ответчик Нуртдинов В.А. также фактически принял наследство после смерти матери, и не возражала против признания за ним право собственности на 5\30 доли спорного жилого дома.

Лесина Т.А. фактически приняла наследство после смерти матери, поскольку продолжила проживать в спорном жилом помещении, была там зарегистрирована, при таких обстоятельствах ссылка ответчика в апелляционной жалобе на решение Железнодорожного суда г.Ульяновска от 27.05.2022 по иску АО «Ульяновскэнерго» к Лесиной Т.А. о взыскании задолженности по оплате услуг за электроснабжение, в ходе рассмотрения которого последняя признавала, что в данном доме не проживает и коммунальными услугами не пользуется, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных ею требований, поскольку в данном решении было установлено, что она не проживает в спорном жилом помещении с 2014 года.

Пунктом 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Таким образом, наследниками первой очереди после смерти Н*** В.И. являются ее дети Лесина Т.А. и Нуртдинов В.А.

При таких обстоятельствах постановленное по делу решение подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о признании за Лесиной Т.А., Нуртдиновым В.А. право собственности по 5\30 долей за каждым в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ***

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 22 декабря 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать за Лесиной Татьяной Александровной, *** 1970 года рождения (паспорт ***), Нуртдиновым Владимиром Альвердовичем, *** 1977 года рождения (паспорт ***) в порядке наследования право общей долевой собственности на жилой дом (кадастровый номер ***), расположенный по адресу: ***  по 5\30 долей за каждым.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Железнодорожный районный суд г.Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  6 июня  2023 года.