Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 14.06.2023, опубликован на сайте 16.06.2023 под номером 106586, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписывать льготные рецепты, обеспечивать медицинскими изделиями, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2023-000711-80

Судья Елистратов А.М.                                                                       Дело № 33-2681/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        14 июня 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н.,  Завгородней Т.Н.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда                     г. Ульяновска от 9 марта 2023 года с учетом определения того же суда от 27 марта 2023 года об исправлении описки по делу № 2-1315/2023, по которому постановлено: 

 

исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах Свешникова Максима Сергеевича, к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать С*** М*** С***, ***.2006 года рождения, *** в соответствии с выписанными рецептами, в том числе на 2023 год в количестве 12,2 упаковки в год. 

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу С*** М*** С***, в интересах которого действует законный представитель Свешникова Олеся Хулиановна, в счёт компенсации морального вреда 2000 руб.

В остальном в удовлетворении исковых требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах С*** М*** С***, к Министерству здравоохранения Ульяновской области о компенсации морального вреда отказать.

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах С*** М*** С***, к государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать С*** М*** С***, ***.2006 года рождения, льготные рецепты на получение ***, в том числе на 2023 год, в количестве 12,2 упаковки в год.

Решение суда в части возложения на государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» обязанности выписывать С*** М*** С*** ***.2006 года рождения льготные рецепты на получение *** в том числе на 2023 год, в количестве 12,2 упаковки в год обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Ленинского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетнего С*** М.С. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» (далее – ГУЗ ДГКБ) о компенсации морального вреда, возложении обязанности выписывать льготные рецепты и обеспечивать медицинскими изделиями. В обоснование иска указал, что С*** М.С. страдает ***, нуждается в осуществления *** по медицинским показаниям. Имеется необходимость постоянного осуществления *** у ребёнка. При отсутствии *** обеспечить своевременное регулирование уровня *** ребёнка затруднительно. ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска», где наблюдается ребёнок, отказывает в выдаче рецептов на указанные медицинские изделия, а Министерство здравоохранения Ульяновской области, ссылаясь на отсутствие изделий в перечне препаратов и изделий, предоставляемых по рецептам, отказывается обеспечивать ребёнка необходимыми ему медицинскими изделиями. Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать С*** М*** С***.2006 года рождения, *** в соответствии с выписанными рецептами; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу С*** М.С. в счёт компенсации морального вреда 20 000 руб.; обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать С*** М.С. льготные рецепты на получение ***).

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что в настоящее время производить выписку спорных медицинских изделий, а также обеспечивать медицинскими изделиями, не представляется возможным, так как данное изделие не включено на законодательном уровне ни в один льготный перечень. Ежемесячное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств обязательного медицинского страхования не осуществляется. Обращает внимание, что медицинскими изделиями льготные категории граждан, в том числе дети, обеспечиваются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», в котором отсутствует спорные медицинские изделия. Просит учесть, что использование систем непрерывного мониторинга глюкозы не исключает применение глюкометра и тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови. Настаивает на том, что закупка данного медицинского изделия, которое не включено ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством норм бюджетного законодательства. По мнению автора жалобы, истец не представил исчерпывающих доказательств причинения ему физических и нравственных страданий, а равно наличия причинно-следственной связи между действиями Министерства и причинением вреда истцу. Взысканную судом сумму компенсации морального вреда в размере 2000 руб. считает необоснованно завышенной.

В возражениях на жалобу законный представитель несовершеннолетнего С***. – Свешникова О.Х. просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, С*** М.С., ***.2006 года рождения, страдает заболеванием *** находится на ***, является *** (л.д. 38-39, 50).

Согласно заключению врачебной комиссии № 62/496 от 07.11.2022 ГУЗ ДГКБ С*** М.С., ***.*** года рождения, назначена ***, заявка на 2023 год – 12,2 упаковки в год) (л.д. 41).

Как указано в справке ГУЗ ДГКБ от 07.03.2022, С*** М.С. с учетом нестабильного течения заболевания, высокой вариабельности гликемии, высокого риска развития гипогликемии, выраженного снижения качества жизни, высокого риска развития сосудистых осложнений, нуждается в *** (л.д.50).

Прокурор, ссылаясь на то, что несовершеннолетний С*** М.С. не был обеспечен медицинскими изделиями, в которых нуждается по жизненным показаниям, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).

В силу п.8 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды, дети-инвалиды.

В соответствии с ч.1 ст.6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Частью 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2).

Пунктом 35 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 №1094н, установлено, что при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке № 148-1/у-04(л).

В соответствии с п. 36 указанного выше Порядка право назначать лекарственные препараты гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, также имеют медицинские работники медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, подведомственных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из приведенных норм закона следует, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется на основании рецептов лечащего врача.

В силу прямого указания приведенных выше положений закона ребенок-инвалид, страдающий заболеванием «сахарный диабет первого типа», подлежит бесплатному обеспечению необходимыми медицинскими изделиями по рецептам лечащего врача.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, установив, что нуждаемость С*** М.С. в спорных медицинских изделиях подтверждена заключением врачебной комиссии по жизненным показаниям, суд первой инстанции правомерно возложил на ГУЗ ДГКБ обязанность выписывать С*** М.С. льготные рецепты на спорные медицинские изделия, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области – обеспечивать ребенка-*** данными медицинскими изделиями.

Принимая во внимание наличие у *** медицинского заключения о его нуждаемости в медицинских изделиях по жизненным показаниям (с учетом нестабильного течения заболевания, *** выраженного снижения качества жизни, высокого ***, доводы апелляционной жалобы о невозможности обеспечения спорными медицинскими изделиями, так как они не включены в льготный перечень и их закупка приведет к нарушению бюджетного законодательства, судебной коллегией отклоняются.

Верным является и вывод суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов необходимыми медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Очевидно, что необеспечение *** необходимыми ему по жизненным показаниям медицинскими изделиями свидетельствует о причинении ему физических и нравственных страданий, выраженных в том числе в переживании относительно состояния здоровья, снижении качества жизни.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением истца  медицинскими изделиями, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, взысканная сумма компенсации определена с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств, соответствует требованиям разумности и справедливости.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и материалах дела.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 марта 2023 года с учетом определения того же суда от 27 марта 2023 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  15.06.2023.