Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение ТСР
Документ от 30.05.2023, опубликован на сайте 16.06.2023 под номером 106575, 2-я гражданская, о возложении обязанности оплатить коммерческое предложение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-007220-34

Судья Елистратов А.М.                                                                       Дело № 33-2388/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  30 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г., 

судей Завгородней Т.Н., Герасимовой Е.Н., 

при секретаре Котельниковой С.А., 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-64/2023 по апелляционной жалобе Желнова Антона Владимировича на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 января 2023 года, которым  постановлено: 

 

исковые требования Желнова Антона Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Желнова Антона Владимировича в счет компенсации морального вреда 8 000 рублей.

В остальном в удовлетворении иска отказать.   

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Желнов А.В. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности оплатить коммерческое предложение о покупке технического средства реабилитации, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик не выполнил обязанность по предоставлению ему активной ***, соответствующей требованиям индивидуальной программы реабилитации. Предложенная ответчиком коляска «Ортоника 2000» по своим техническим характеристикам, размерам, не только не соответствует индивидуальной программе реабилитации, но и указанным истцом потребностям. В целях устранения допущенных нарушений истец направил ответчику коммерческое предложение, согласно которому организация может продать нужную истцу коляску. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Желнов А.В. просил суд взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере в сумме 50 000 рублей, возложить на ответчика обязанность перечислить на расчетный счет ООО НПИП «Мир Титана» денежную сумму в рублях, эквивалентную 8 327 евро по курсу ЦБ РФ на дату платежа в счет оплаты коммерческого предложения от 07.10.2022 на покупку для истца изготовленной в Германии ***).

 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», ООО НПИП «Мир Титана», ООО «Технотрейд».

 

В связи с реорганизацией государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, на основании ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определением суда от 13.01.2023 произведена замена ответчика на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение о частичном удовлетворении исковых требований.

 

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней, Желнов А.В. просит решение суда отменить, удовлетворить его требования в полном объеме. Указывает, что согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 21.12.2021 № 1565.12.73/2021(2) истец подлежит обеспечению техническим средством реабилитации – активной креслом-коляской, которой обеспечен не был.

 

В возражениях на апелляционную жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

 

Как установлено судом и следует из материалов дела, Желнов Антон Владимирович, ***.1983 года рождения, является ***, *** установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2019 ***, выданной Бюро № 5 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России.

 

Для проведения реабилитационных мероприятий Желнову А.В. была разработана ИПРА *** № 1565.12.73/2021 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 2211.12.73/2021 от 01.11.2021 с определением нуждаемости в технических средствах реабилитации, в том числе *** активного типа (для ***) со следующими характеристиками: ***.

На основании личного заявления Желнова А.В. о внесении изменений в ИПРА в части технического средства реабилитации (параметры *** активного типа) от 21.12.2021 специалистами Бюро № 12 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России разработана ИПРА *** № 1565.12.73/2021(2)/И1 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № 2665.12.73/2021/И1 от 21.12.2021 с определением нуждаемости среди прочих, в следующем техническом средстве реабилитации: ***

 

21.01.2022 Желнов А.В. поставлен на учет в целях обеспечения ***

 

28.07.2022 в рамках реализации государственного контракта № 343 истцу выдано направление № 18121266 на получение технического средства реабилитации, от которого, согласно информационного письма поставщика от 11.08.2022 получатель отказался.

 

Разрешая спор, установив, что Желнов А.В. не был своевременно обеспечен ответчиком техническим средством реабилитации, предусмотренным ИПРА, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу истца компенсации морального вреда в размере 8 000 рублей, определив ее исходя из фактических обстоятельств дела, длительности нарушения прав инвалида, принимая во внимание требования разумности и справедливости.

 

Ответчиком решение суда не обжаловано, в связи с чем в части удовлетворенных требований решение суда не является предметом проверки судебной коллегии.

 

Отказывая в удовлетворении требований истца о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности перечислить на расчетный счет ООО НПИП «Мир Титана» денежную сумму в рублях, эквивалентную 8 327 евро по курсу ЦБ РФ на дату платежа в счет оплаты коммерческого предложения от 07.10.2022 на покупку для Желнова А.В. изготовленной в Германии ***), суд первой инстанции исходил из того, что законодательством не предусмотрен заявленный истцом способ обеспечения техническим средством реабилитации, а именно путем перечисления денежных средств, по выбору инвалида, продавцу или посреднику.

Судебная коллегия данный вывод суда первой инстанции находит правильным, так как он соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

 

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

 

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

 

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

 

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

 

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

 

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

 

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

 

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).

 

В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

 

Подпунктом «а» пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

 

В силу пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

 

В соответствии с пунктом 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану)

 

На основании ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

 

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3.01.2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида технические средства реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

 

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.

 

При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации предложенным истцом способом.

Учитывая, что в силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, иных требований Желновым А.В. заявлено не было, суд правомерно отказал в удовлетворении искового заявления в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности перечислить денежные средства в счет оплаты коммерческого предложения от 07.10.2022 на покупку для Желнова А.В. ***

 

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:  

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 января 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Желнова Антона Владимировича – без удовлетворения.                  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 июня 2023 года.