УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-000014-37
Судья Кузнецова О.В.
Дело № 33-2387/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
30 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Завгородней Т.Н., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Воронковой И.А.,
с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-752/2023 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 10 февраля 2023
года, с учетом определения судьи того же суда от 15 марта 2023 года об исправлении описки,
которым постановлено:
исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска
в интересах несовершеннолетнего *** удовлетворить частично.
Обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска»
выписывать несовершеннолетнему *** льготные рецепты на *** из расчета 1 сенсор
на 14 дней на регулярной основе – ***.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
бесплатно обеспечивать несовершеннолетнего Власова Дмитрия Юрьевича сенсорами
для системы непрерывного мониторирования *** из расчета 1 сенсор на 14 дней на
регулярной основе – 26 сенсоров в год до момента отмены осуществления
самоконтроля гликемии.
Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области
в пользу Власовой Ирины Владимировны, являющейся законным представителем
несовершеннолетнего ***, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований в остальной части
отказать.
Решение в части возложения на ГУЗ «Детская городская
клиническая больница г.Ульяновска» обязанности выписывать несовершеннолетнему ***
льготные рецепты на сенсоры для системы непрерывного мониторирования *** из
расчета 1 сенсор на 14 дней на регулярной основе – 26 сенсоров в год и в части
возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности
бесплатно обеспечивать несовершеннолетнего Власова *** сенсорами для системы
непрерывного *** из расчета 1 сенсор на 14 дней на регулярной основе – 26
сенсоров в год до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии, обратить
к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения прокурора Холодилиной
Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд в
интересах несовершеннолетнего ***., с исковым заявлением к ГУЗ «Детская
городская клиническая больница г. Ульяновска», Министерству здравоохранения
Ульяновской области о возложении обязанности выписывать рецепты, обеспечивать
сенсорами для системы непрерывного ***, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена
проверка по обращению Власовой И.В. в интересах ребенка - ***., страдающего ***.
В ходе проверки установлено, что согласно протоколу № *** внеочередного
заседания врачебной комиссии подкомиссии детской поликлиники № 6 ГУЗ «Детская
городская клиническая больница г. Ульяновска» от 25.11.2022, учитывая наличие у
ребенка ***, жизненных показаний для применения препарата врачебная комиссия
решила, что ***. нуждается в обеспечении медицинскими изделиями: сенсорами для системы непрерывного
мониторирования (СНМ) *** из расчета 1 сенсор на 14 дней на регулярной основе –
***. До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области
несовершеннолетний ***. указанными изделиями медицинского назначения не
обеспечен, льготные рецепты на их получение лечащим врачом ГУЗ «Детская
городская клиническая больница г. Ульяновска» не выписываются. Бездействие
ответчиков лишает несовершеннолетнего ***. права на своевременное и бесплатное
получение медицинских изделий, наносит вред его здоровью. На основании
изложенного, с учетом уточнения исковых требований прокурор просил суд обязать
ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» выписывать
несовершеннолетнему ***. льготные рецепты на сенсоры для системы непрерывного
мониторирования глюкозы *** из расчета 1 сенсор на 14 дней на регулярной основе
– ***, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно
обеспечивать ***. сенсорами для системы непрерывного мониторирования глюкозы ***
из расчета 1 сенсор на 14 дней на регулярной основе – *** до момента отмены
осуществления самоконтроля ***, решение в данной части обратить к немедленному
исполнению, взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в
пользу законного представителя ***. компенсацию морального вреда в размере 10 000
рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечены ГУ «Ульяновская
государственная аптека», ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая
больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева», Власов
Ю.В.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит отменить
решение суда, принять новый судебный акт, указав, что в настоящее время
производить выписку системы непрерывного мониторирования глюкозы в крови, а
также обеспечивать данной системой, не представляется возможным, так как она не
включена на законодательном уровне ни в один льготный перечень. Ежемесячное
обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств
обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания
медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров, не
осуществляется. Обращает внимание на то, что медицинскими изделиями льготные
категории граждан, в том числе дети, обеспечиваются в соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р «Об
утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при
оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских
изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении
набора социальных услуг». Использование систем непрерывного мониторинга глюкозы
не исключает применение *** для определения уровня глюкозы в крови, поскольку
уровень глюкозы в интерстициальной жидкости может не точно отражать уровень
глюкозы в крови, а также в периоды резких колебаний уровня глюкозы, в случаях
гипогликемии или ее угрозы, и в случаях, когда симптомы не соответствуют
показаниям системы. При развитии жизнеугрожающих состояний при *** неотложная
терапия должна основываться лишь на основании измерения уровня глюкозы
исключительно в крови, *** не является диагностикой ***. Соответственно,
закупка непрерывных систем мониторинга глюкозы не исключает применения
тест-полосок и не снизит суммы финансовых затрат на их приобретение. Препараты
и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством Российской
Федерации, могут быть закуплены пациентами за свой счет. Средства на
осуществление закупок и организацию обеспечения граждан льготными медицинскими
изделиями носят целевой характер. Закупка медицинского изделия, который не
включен ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством
Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, полагает, что истцом в
порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не
представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями
ответчика и причинением морального вреда, а взысканная судом сумма компенсации
морального вреда является необоснованно завышенной.
В возражениях на апелляционную жалобу законный представитель
несовершеннолетнего *** - Власова
И.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу –
без удовлетворения.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим
образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной
инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях
относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо
изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, ***, 29.08.2012 года
рождения, имеет статус ребенок-инвалид по заболеванию инсулинзависимый сахарный
диабет без осложнений, лабильное течение с частыми гипогликемиями.
Несовершеннолетний *** находился на лечении в
эндокринологическом отделении ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая
больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева»:
- в период с 30.06.2020 по 08.07.2020 с диагнозом основного
заболевания: ***
- в период с 08.07.2021 по 15.07.2021 с диагнозом основного
заболевания: ***
- в период с 19.07.2022 по 25.07.2022 с диагнозом: ***
Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного
21.11.2022 врачом-эндокринологом ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая
больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» ***.
рекомендовано применение системы непрерывного ***) в виду высокой *** (л.д. 13).
Заключением врачебной комиссии ГУЗ «Ульяновская областная
детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф.
Горячева» от 25.11.2022 № 117/281 подтверждена нуждаемость ***. в обеспечении
медицинскими изделиями: сенсорами для системы непрерывного мониторинга *** из
расчета 1 сенсор на 14 дней на регулярной основе – 26 сенсоров в год (л.д.
17-18).
Установлено, что до настоящего времени несовершеннолетний ***.
вышеуказанными медицинскими расходными материалами не обеспечен, рецепты на их
получение не выписывались.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив наличие у ***
***), принимая во внимание состояние здоровья несовершеннолетнего, частые *** в
течение суток, могущие привести к негативным последствиям для здоровья ребенка,
необходимость особого тщательного контроля гликемии, пришел к выводу о наличии
оснований для возложения на ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.
Ульяновска» обязанности выписывать *** льготные рецепты на обеспечение
сенсорами для системы непрерывного мониторирования ***, на Министерство здравоохранения
Ульяновской области - бесплатно обеспечивать ребенка указанными медицинскими
изделиями до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии.
С учетом установленного факта бездействия Министерства
здравоохранения Ульяновской области (неисполнение обязанности по обеспечению ***
необходимыми медицинскими изделиями), суд первой инстанции пришел к выводу о
взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей,
определив ее исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание
требования разумности и справедливости.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой
инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении
спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым
следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие
значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям
материального закона и установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской
Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41
Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое
благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством,
Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых
ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную
помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в
сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный
закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации».
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в
Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение
прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами
государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты
здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья
являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования,
средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и
юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные
законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от
21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в
том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую
без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных
медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором
добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от
21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы
обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья
осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской
Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными
продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской
Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты,
приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских
целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими
принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению,
включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем
для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний,
мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований,
восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или
физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности,
функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического,
иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм
человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они
сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим
характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона
от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации»).
На основании ч. 1 ст. 43 Федерального от 21.11.2011 № 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданам,
страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим
заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается
медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих
медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается
Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной
инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни
заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от
01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально
значимых заболеваний включен, в том числе, ***
Постановлением Правительства Российской Федерации от
30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении
которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех
лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в
возрасте до 18 лет.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от
21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в
сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и
реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную
программу обязательного медицинского страхования.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской
Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением
Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 утверждена Программа
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на
2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
В разделе III данной программы указано, что гражданам
медицинская помощь оказывается бесплатно при заболеваниях ***
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из
принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение
прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав
государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны
здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного
медицинского страхования.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что использование
систем непрерывного мониторинга *** не заменяет и не отменяет использование ***,
и не является жизненно важным медицинским изделием, нуждаемость ***. в
применении системы непрерывного мониторинга ***) подтверждена представленными в
материалы дела медицинскими документами, в том числе, заключением врачебной
комиссии ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени
политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» от 25.11.2022 № 117/281, в
котором указано на нуждаемость несовершеннолетнего в постоянном использовании
систем непрерывного мониторирования *** в дополнение к постоянному
использованию ***
При таких
обстоятельствах суде первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные
требования о возложении на ответчиков обязанности выписывать
несовершеннолетнему ***. льготные
рецепты на указанные медицинские изделия и бесплатно обеспечивать его
указанными выше медицинскими изделиями.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что система
непрерывного мониторинга глюкозы не включена на законодательном уровне ни в
один льготный перечень, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.12.2018 № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в
организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и
Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия
при предоставлении набора социальных услуг. Инсулиновая помпа в названном
перечне поименована. Также в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по
рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг
включены расходные материалы к ***
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 22.01.2021 № 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном
диабете 1 типа, в котором в разделе «Медицинские услуги для лечения
заболевания, состояния и контроля за лечением» предусмотрено исследование
уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, с усредненным
показателем частоты предоставления - 0,855 и усредненным показателем кратности
применения - 365.
Клиническими рекомендациями «***», утвержденными Минздравом
России в 2019 году, также предусмотрено использование непрерывного ***,
расходными материалами при этом являются датчики системы ***.
При этом отсутствие в приведенных правовых актах конкретного
наименования медицинского изделия не может лишать ребенка-инвалида права на
гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь.
Из материалов дела следует, что *** с системой
круглосуточного мониторинга *** была установлена несовершеннолетнему ***. в
связи с необходимостью круглосуточного мониторинга ***, использование системы
непрерывного *** предоставляет возможность контролировать график и актуальное
значение глюкозы, получить представление о ***, предотвратить эпизоды *** В
отсутствие расходных материалов - сенсоров для мониторирования *** работа ***
теряет эффективность своего предназначения для улучшения качества жизни
ребенка.
Непринятие ответчиками мер по обеспечению ребенка-инвалида,
страдающего социально значимым заболеванием, необходимыми ему медицинскими
изделиями, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного
оказания гражданам, страдающим заболеваниями эндокринной системы, медицинской
помощи и нарушает закрепленное Конституцией Российской Федерации право
несовершеннолетнего *** на охрану здоровья.
При указанных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы
об отсутствии правовых оснований для обеспечения *** необходимыми ему
медицинскими изделиями (расходными материалами к ***), поскольку непрерывный
мониторинг не может расцениваться как необходимый по жизненным показаниям,
нельзя признать соответствующими нормам Федерального закона от 21.11.2011 №
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской
области о том, что обеспечение ***. сенсорами для системы непрерывного *** за
счет средств федерального бюджета приведет к нарушению положений ст. 306.4
Бюджетного кодекса Российской Федерации, ввиду нецелевого использования
бюджетных средств, являются несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.
10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
Российской Федерации» инвалидам гарантировано за счет средств федерального
бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств
и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий,
утвержденным Правительством Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом в порядке ст.
56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено
доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и
причинением морального вреда, судебной коллегией не принимаются, исходя из
следующего.
Согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность,
честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни,
неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения,
свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные
нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона,
неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или
нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а
также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя
обязанность денежной компенсации указанного вреда (п. 1 ст. 151 Гражданского
кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд
принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания
обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных
страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому
причинен вред (п. 2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской
Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33
«О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в
законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных
нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не
означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда,
причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из предназначения социального государства механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества
и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство
личности условия для реализации ими своих прав.
Установив, что бездействие Министерства здравоохранения
Ульяновской области, выразившееся в необеспечении несовершеннолетнего ***.
сенсорами для системы непрерывного мониторирования ***, существенно нарушает
его личные неимущественные права, суд первой инстанции пришел к правильному
выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по компенсации
ребенку-инвалиду морального вреда в размере 5 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с размером взысканной
компенсации морального вреда, учитывая объем причиненных нравственных
страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности, справедливости
и соразмерности.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции
является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по
доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную
отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 10 февраля 2023 года, с учетом
определения судьи того же суда от 15
марта 2023 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную
жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 6 июня 2023 года.