Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об устранении нарушений безопасности дорожного движения
Документ от 30.05.2023, опубликован на сайте 16.06.2023 под номером 106511, 2-я гражданская, об обязании разработать проект организации дорожного движения по ул. Центральная, с. Тагай Майнского района, обеспечить участок автомобильной дороги дорожными знаками Дети, Пешеходный переход, дорожной разметкой, тротуарами, искусственными неровностями до предполагаемого места размещения наземных нерегулируемых пешеходных переходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0011-01-2022-000921-68

Судья Сизова Н.В.                                                                       Дело № 33а-2319/2023 

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     30 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от                 17 февраля 2023 года по делу № 2а-1-32/2023, по которому постановлено:

административное исковое заявление прокурора Майнского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области в срок до 1 августа 2023 года разработать проект организации дорожного движения по ул. Центральная в с. Тагай Майнского района Ульяновской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области в срок до 31 декабря 2023 года обустроить участок автомобильной дороги, расположенной около МДОУ Тагайский детский сад «Аленушка» по адресу: Ульяновская область, Майнский район, с. Тагай,                ул. Центральная, д. 98, в соответствии с разработанным проектом организации дорожного движения в срок до 31 декабря 2023 года.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия

 

установила:

Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области о возложении обязанности разработать проект организации дорожного движения, обустроить участок автомобильной дороги в соответствии с проектом организации дорожного движения.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Майнского района Ульяновской области на основании обращения проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В ходе прокурорской проверки выявлены нарушения администрацией МО «Майнский район» Ульяновской области ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», связанные с ненадлежащим исполнением требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Установлено, что участок автомобильной дороги, расположенный около МДОУ Тагайский детский сад «Алёнушка» по адресу: Ульяновская область, Майнский район, с. Тагай, ул. Центральная, д. 98, вопреки п.п. 5.2.25, 5.6.30, 6.2.17, 7.3.8 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, не обеспечен дорожными знакам «Дети» (1.23), «Пешеходный переход» (5.19.1 и 5.19.2); дорожной разметкой 1.14.1 и 1.14.2, применяющейся для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами; светофором Т.7 для обозначения пешеходного перехода.

В нарушение п.п. 4.5.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, отсутствует обустроенный тротуар на подходе к предполагаемому месту размещения пешеходного перехода.

Вопреки п. 6.2 «ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006            №295-ст, за 10-15 м до предполагаемого места размещения наземных нерегулируемых пешеходных переходов отсутствуют искусственные неровности.

Проект организации дорожного движения по ул. Центральная в с. Тагай Майнского района Ульяновской области не разрабатывался и не утверждался. Администрацией МО «Майнский район» Ульяновской области меры по обеспечению безопасности дорожного движения около вышеназванной образовательной организации не принимаются.

По факту выявленных нарушений прокуратурой Майнского района                     24 ноября 2022 года главе администрации МО «Майнский район» внесено представления об устранении нарушений закона, однако изложенные в нем требования не удовлетворены.

Прокурор, уточнив административные исковые требования, просил обязать администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области в срок до 1 августа 2023 года разработать проект организации дорожного движения по ул. Центральная в с. Тагай Майнского района Ульяновской области; в срок до 31 декабря 2023 года обустроить участок автомобильной дороги, расположенной около МДОУ Тагайский детский сад «Аленушка» по адресу: Ульяновская область, Майнский район, с. Тагай, ул. Центральная, д. 98, в соответствии с разработанным проектом организации дорожного движения.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов жалобы указывает, что на 2023 финансовый год полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности на них, в том числе нанесение дорожной разметки, установка дорожных знаков переданы                          МО «Тагайское сельское поселение». В начале января 2023 года до МО «Тагайское сельское поселение» были доведены лимиты бюджетных обязательств, в связи с чем считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация                  МО «Тагайское сельское поселение». Просит возложить обязанности по обустройству спорного участка автомобильной дороги на администрацию                  МО «Тагайское сельское поселение».

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Майнского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14, пп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, муниципальных районов, городских округов относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» местная администрация осуществляет дорожную деятельность в виде ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 14, пп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г.          №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу положений статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, дорожные знаки, пешеходные дорожки, тротуары.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.

В частности, к прочим работам по содержанию относится разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию. В состав мероприятий по содержанию автомобильной дороги входят также работы по установке недостающих дорожных знаков (подпункт 1 пункта 1 приказа Минтранса России № 402).

Проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 443-ФЗ).

В соответствии с частью 9 статьи 18 Закона № 443-ФЗ проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.

Исходя из выше приведенных норм права, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

Муниципальные районы в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ вправе заключать с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, соглашения о передаче им части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Передача органами местного самоуправления района части своих полномочий сельским поселениям является одним из способов их реализации в рамках публично-правового обязательства, по которому муниципальный район передает исполнение своих полномочий и соответствующее финансирование сельским поселениям, а последние реализуют такие полномочия в соответствии с заключенным соглашением.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в Реестр автомобильных дорог местного значения муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области, утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Майнский район» 18 января 2021 года №18, включены автомобильные дороги местного значения в с. Тагай МО Тагайского сельского поселения Майнского района Ульяновской области, в том числе ул.Центральная, их владельцем является администрация МО «Майнский район» Ульяновской области.

Прокуратурой Майнского района Ульяновской области совместно со старшим госинспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Майнский»  Тихоновым А.В. проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в с. Тагай Майнского района Ульяновской области.

По итогам проверки составлен акт эксплуатационного состояния объектов дорожно-транспортной инфраструктуры от 24 ноября 2022 года, согласно которому автомобильная дорога, расположенная по ул. Центральная в с. Тагай Майнского района Ульяновской области, участок автомобильной дороги, расположенный около МДОУ Тагайский детский сад «Аленушка» по адресу ул. Центральная, д. 98, не обеспечен дорожными знаками «Дети» (1.23), «Пешеходный переход» (5.19.1 и 5.19.2), дорожной разметкой (1.14.1 и 1.14.2), применяющейся для обеспечения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами, светофором Т.7 для обозначения пешеходного переходы; отсутствует обустроенный тротуар на подходе к предполагаемому месту размещения пешеходного перехода; за 10-15 метров до предполагаемого размещения наземных нерегулируемых пешеходных переходов отсутствуют искусственные неровности.  

Согласно ответу и.о. главы администрации МО «Майнский район» от                 28 ноября 2022 года проект организации дорожного движения по ул. Центральная в с. Тагай Майнского района Ульяновской области не разрабатывался.

На основании соглашения от 29 декабря 2022 года администрация муниципального образования «Майнский район» передала администрации муниципального образования Тагайское сельское поселение полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а именно: содержание дорог в летнее и зимнее время, нанесение разметки на автодороги, установка дорожных знаков, организация и обеспечение функционирования стационарного дорожного освещения, путем заключения муниципального контракта и контроля за его исполнением, в пределах лимита финансовых средств, выделенных на указанные цели (раздел 2).

Дополнительным соглашением от 16 февраля 2023 года к соглашению о передаче части полномочий от администрации муниципального образования «Майнский район» администрации муниципального образования Тагайское сельское поселение от 29 декабря 2022 года предусмотрено, что полномочия считаются переданными с момента доведения до поселения лимитов бюджетных обязательств, необходимых для принятия расходных обязательств в целях исполнения переданных полномочий (пункт 1.4).

Исходя из положений пункта 4.2 дополнительного соглашения, сумма межбюджетных трансфертов, перечисляемых на осуществление передаваемых согласно разделу 2 полномочий из бюджета муниципального района в бюджет поселения на 2023 год, составляет 1 372 950 рублей, а именно:

- расчистка дорог в зимнее время 711 900 рублей;

- содержание дорог в летнее время 356 000 рублей;

- нанесение дорожной разметки 27 500 рублей;

- установка дорожных знаков 27 500 рублей;

- организация дорожного освещения 250 050 рублей.  

Из сообщения начальника МУ «Финансовое управление администрации            МО «Майнский район» Ульяновской области Гордеевой Т.В. от 13 февраля                2023 года следует, что из бюджета МО «Майнский район» администрации                         МО Тагайское сельское поселение денежные средства на реализацию полномочий в сфере дорожной деятельности (нанесение дорожной разметки в сумме                     27 500 рублей;  установка дорожных знаков в сумме 27 500 рублей; организация дорожного освещения в сумме 250 050 рублей) будут перечислены 15 февраля       2023 года.

При этом из соглашения от 29 декабря 2023 года и дополнительного соглашения от 16 февраля 2023 года видно, что администрация МО «Майнский район» на 2023 год администрации МО Тагайское сельское поселение полномочий по разработке проекта организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения в с. Тагай Майнского района Ульяновской области, в том числе по ул. Центральная, не передавала.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, приведенные нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил  административный иск прокурора, возложив обязанность разработать проект организации дорожного движения по ул. Центральная в с. Тагай Майнского района Ульяновской области на администрацию МО «Майнский район» Ульяновской области.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, наличие соглашения о передаче полномочий по решению вопроса местного значения, касающегося дорожной деятельности в части нанесения дорожной разметки, установки дорожных знаков от администрации района администрации сельского поселения не может служить основанием для освобождения администрации района от выполнения требований административного истца о возложении обязанности разработать проект организации дорожного движения и обустроить участок автомобильной дороги, расположенной около МДОУ Тагайский детский сад «Аленушка» по адресу: Ульяновская область, Майнский район, с. Тагай, ул. Центральная, д. 98, в соответствии с разработанным проектом организации дорожного движения.

Сроки, заявленные прокурором для выполнения возложенных обязанностей по разработке проекта организации дорожного движения и обустройству участка автомобильной дороги в соответствии с разработанным проектом, суд правомерно счел разумными и достаточными для выполнения возложенных обязанностей.

Доводы апелляционной жалобы об ответственности Тагайского сельского поселения на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не могут  служить основанием для освобождения административного ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности, поскольку полномочия по разработке проекта организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения в с. Тагай Майнского района Ульяновской области, в том числе по ул. Центральная администрации МО Тагайское сельское поселение на 2023 год не передавались.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 17 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи