УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-008313-53
Судья Денисова М.А.
Дело № 33-2380/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 23 мая 2023
года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Завгородней Т.Н., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Воронковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-566/2023 по апелляционной жалобе Сурковой Веры Егоровны на решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 3 февраля 2023 года, с учетом определения судьи
того же суда от 7 марта 2023 года об исправлении описки, которым постановлено:
в
удовлетворении исковых требований Сурковой Веры Егоровны к Отделению Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами
реабилитации: ***, ***, ***, ***, *** в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № *** от
30 мая 2022 года – отказать.
Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия
установила:
Суркова
В.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению –
Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской
Федерации, в котором просила возложить на ответчика обязанность обеспечить ее ***
в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № *** к протоколу
проведения медико-социальной экспертизы № *** от 30.05.2022. Требование
мотивировала тем, что является инвалидом *** группы и по индивидуальной
программе реабилитации должна быть обеспечена вышеуказанными техническими
средствами реабилитации. Однако ответчик данную обязанность в истекшем периоде
2022 года не исполнил.
Судом
к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно
предмета спора, привлечено ФКУ «Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации.
В
связи с реорганизацией государственного учреждения – Ульяновского регионального
отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, на основании ст.
44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определением суда
от 16.01.2023 произведена замена ответчика на Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд
принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Суркова В.Е. просит решение суда отменить, вынести по делу
новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что ответчик не может быть
освобожден от исполнения обязанности по обеспечению инвалида техническими
средствами реабилитации, в том числе и при истечении календарного года,
установленного для предоставления гражданам социальных услуг п. 2 ст. 6.3 Федерального
закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», так как
указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство
гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих
обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему
права на обеспечение техническими средствами реабилитации. Выражает
несогласие с выводом суда о том, что обеспечение истца техническими
средствами реабилитации за прошлое время не приведет к восстановлению
нарушенных прав.
Возражения
на апелляционную жалобу не поступили.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях
относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Суркова В.Е., ***.1953 года рождения,
является инвалидом *** группы по общему заболеванию. Инвалидность установлена
Сурковой В.Е. сроком до 01.06.2023, что подтверждается справкой серии МСЭ-2021
№ ***, выданной Бюро № 18 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области»
Минтруда России 18.05.2022 (л.д. 95).
Для
проведения реабилитационных мероприятий Сурковой В.Е. разработана
индивидуальная программа (ИПРА) № *** к протоколу проведения медико-социальной
экспертизы № *** от 30.05.2022, согласно которой истец подлежит обеспечению
следующими техническими средствами реабилитации: ***. (л.д. 96-102).
В
соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.03.2021 № 107 «Об утверждении сроков пользования техническими
средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями» ***
выдается на срок не менее 24 часов, *** - на срок не менее 2-х месяцев, *** -
на срок не менее 1 месяца, *** - на срок не менее 1 месяца, *** - на срок не
менее 1 месяца, *** - на срок не менее 1 месяца.
Судом
установлено, что заявление Сурковой В.Е. об обеспечении техническими средствами
реабилитации от 02.06.2022 принято ответчиком, однако до настоящего времени она
не обеспечена ими в полном объеме.
Разрешая
спор по существу и отказывая Сурковой В.Е. в удовлетворении исковых требований,
суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение инвалида техническими
средствами реабилитации за прошлое время не приведет к восстановлению его прав,
указав, что истец, не обеспеченная в должном объеме техническими средствами
реабилитации, имеет право на выплату денежной компенсации за самостоятельно
приобретенные средства.
Судебная
коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они
соответствуют обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального
права.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует
инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических
средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
за счет средств федерального бюджета.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что
индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс
оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя
отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских,
профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление,
компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление,
компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам
по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания)
уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а
также иными заинтересованными организациями (ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона
от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», если
предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации
техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены
инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство
реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается
компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства
реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего
технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке,
установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты
такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок
информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере социальной защиты населения.
На основании п. 15(1) Правил обеспечения инвалидов
техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа
ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими
изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240, в случае если предусмотренное программой реабилитации
(заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не
могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран)
приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную
услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в
размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной
услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия)
и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с
настоящими Правилами. Порядок выплаты компенсации за технические средства
(изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера
и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации,
определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации
за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и
(или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок
информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого
установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если
предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида технические
средства реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или
инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и
(или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Согласно пункту 5 приведенного Порядка компенсация инвалиду
выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его
интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства
реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в
уполномоченный орган однократно, и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному
приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги
инвалидом за собственный счет, а также предъявления ряда документов.
В силу пункта 6 Порядка решение о выплате компенсации
принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия
уполномоченным органом заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду
компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты
принятия указанного решения путем почтового перевода или перечисления средств
на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод
о том, что если инвалид не был обеспечен техническими средствами реабилитации,
он имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные средства.
При этом действующими нормативно-правовыми актами не
предусмотрено обеспечение техническими средствами реабилитации, необходимыми
Сурковой В.Е., за прошлый период, ввиду невозможности их одновременного
использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый
период.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что вывод
суда первой инстанции об отказе Сурковой В.Е. в удовлетворении исковых
требований о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить ее техническими
средствами реабилитации за истекший период основан на нормах действующего
законодательства.
В настоящем случае избран ненадлежащий способ восстановления
нарушенного права инвалида, поскольку заявленные Сурковой В.Е. требования о
возложении на ответчика обязанности предоставить ей указанные выше технические
средства реабилитации, подлежавшие использованию в 2022 году, не предполагают
восстановление прав истца и не могут быть признаны надлежащей реализацией прав
на обращение в суд применительно к положениям ст. 3 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, истец не лишена права в установленном порядке
получить соответствующую компенсацию за технические средства реабилитации,
которыми она не была обеспечена в полном объеме, что и будет являться в данном
случае надлежащим способом защиты ее нарушенного права.
Доводы
апелляционной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных
исковых требований основаны на неверном, ошибочном толковании норм
материального права, а потому не влекут отмену обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции
является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам
апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную
отмену судебного постановления, судом при рассмотрении данного дела не
допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 3 февраля 2023 года, с учетом определения судьи
того же суда от 7 марта 2023 года об исправлении описки, оставить без
изменения, апелляционную жалобу Сурковой Веры Егоровны – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г.
Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 мая
2023 года.