Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание бездействия
Документ от 06.06.2023, опубликован на сайте 09.06.2023 под номером 106454, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие администрации МО г.Ульяновск в части неприятия мер по образованию земельного участка под д.8а ул.Кольцевая на кадастровый учет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2022-002584-62

Судья Резовский Р.С.                                                                    Дело № 33а-2486/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                    6 июня 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 2 февраля     2023 года по делу № 2а-247/2023, по которому постановлено:

административный иск прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска и Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о понуждении к определенным действиям – удовлетворить частично.

Обязать Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области принять меры по образованию земельного участка под многоквартирным домом № 8а по улице Кольцевой города Ульяновска и постановке его на кадастровый учет.

В удовлетворении административных исковых требований к администрации города Ульяновска  отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  Борисовой  А.О., поддержавшей доводы  апелляционной жалобы, возражения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации г.Ульяновска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры по образованию земельного участка под многоквартирным домом.

В обоснование административного иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска поверки установлено ненадлежащее исполнение административным ответчиком полномочий по постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом № 8а по ул.Кольцевая в г.Ульяновске. Обязанность по образованию земельного участка, предусмотренная действующим законодательством, администрацией г.Ульяновска не исполнена. Осуществить государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом возможно только после его образования.

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выразившееся в непринятии мер по образованию земельного участка под многоквартирным домом №8а по ул.Кольцевой г.Ульяновска и постановке его на кадастровый учёт и обязать административного ответчика принять меры по образованию земельного участка под указанным многоквартирным домом и постановке земельного участка на кадастровый учёт.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Авион».

Решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 02.08.2022 административный иск прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска удовлетворен.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда  от 20.12.2022  решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 02.08.2022 отменено, дело направлено  на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г.Ульяновска.

При новом рассмотрении дела  административный истец уточнил исковые требования, просил обязать Министерство  имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области принять меры по образованию земельного участка под многоквартирным домом 8а по ул. Кольцеваой в г.Ульяновске и постановке его на кадастровый учет.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г.Ульяновска, ООО «Управляющая компания «Авион».   

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на оставление судом без внимания довода Министерства о невозможности образования земельного участка без утвержденной схемы расположения земельного участка. При этом из  п.2.1 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что изготовление схемы расположения земельного участка возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке.

Указывает, что на Министерство возложены полномочия по принятию решения об утверждении схемы размещения земельного участка и образования земельного участка. Обращает внимание, что собственники помещений спорного жилого дома не обращались с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Указывает, что земельный участок под спорным жилым домом поставлен застройщиком на кадастровый учет 26.03.2007, однако по решению Росреестра 27.09.2019 снят с кадастрового учета, при этом причиной снятия послужило отсутствие в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на земельный участок. В данном случае ошибка Росреестра в принятии неверного решения повлекла исключение из ЕГРН сведений о спорном земельном участке.

В заседание суда апелляционной инстанции   кроме представителя Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились,  о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что 29.03.2005  между администрацией г.Ульяновска (арендодатель) и ГУ-ОКС УИН Минюста России по Ульяновской области (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 24-1-011521, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 2544,1 кв.м, находящийся по адресу: г.Ульяновск,  15 квартал «Юг» (севернее территории школы № 58) в Железнодорожном районе, для выполнения изыскательских работ, строительства многоквартирного жилого дома.

30.03.2005 между ГУ-ОКС УИН Минюста России по Ульяновской области и ЗАО «Строительная корпорация» заключен договор субаренды вышеуказанного земельного участка.

ЗАО «Строительная корпорация» было выдано разрешение № *** на строительство 35-квартирного жилого дома по адресу: город Ульяновск, улица Кольцевая, дом № 10, сроком до 24.11.2009.

18.12.2008 ЗАО «Строительная корпорация» было выдано разрешение                    № RU73304000-232 на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, с присвоением ему адреса:  г.Ульяновск, ул.Кольцевая, дом № 8А.

Сведения о многоквартирном доме с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Кольцевая, дом № 8А, площадью  2600,9 кв.м,  внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15.11.2011.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, Железнодорожный район 15 квартал «Юг» (севернее территории школы № 58), площадью                       2544,1 кв.м, категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для выполнения изыскательных работ для строительства многоквартирного жилого дома, были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 26.03.2007  по заявлению УФСИН России по Ульяновской области.

27.09.2019 сведениям о земельном участке с кадастровым номером *** присвоен статус «архивные».

Статус «архивная» присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи о характеристиках объекта недвижимости в связи со снятием с учета объекта недвижимости.

Согласно сведениям филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Ульяновской области, а также сведения Управления Россреестра по Ульяновской области статус «архивные» был присвоен сведениям о земельном участке с кадастровым номером *** в связи с отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правах и ограничениях прав в отношении данного земельного участка, а также о наличии на земельном участке объектов недвижимости.

Указанные действия были регламентированы п.181 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, действовавшего на момент присвоения сведения о земельном участке статуса «архивные».

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что  полномочия органов местного самоуправления  муниципального образования «город Ульяновск» по принятию решений и совершению иных действий, предусмотренных ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации  осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры  Ульяновской области,  удовлетворил требования прокурора, возложив именно на  данного ответчика  обязанность по  принятию мер по образованию земельного участка под многоквартирным домом и постановке  его на кадастровый учет.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются.

Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010  № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав») предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

В силу части 4 названной статьи формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010  № 12-П, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно на Министерстве имущественных отношений и  архитектуры Ульяновской области лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом.

Поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалоб не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда от                        02.02.2023 вынесено незаконным составом суда, поскольку судья районного суда  Резовский Р.С. ранее участвовал в рассмотрении данного дела, несостоятельны, основаны на неверном толковании норм права, подлежат отклонению ввиду следующего.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья не может участвовать в рассмотрении административного дела и подлежит отводу, если он участвовал в предыдущем рассмотрении данного административного дела в качестве судьи и в соответствии с требованиями настоящего Кодекса его повторное участие в рассмотрении административного дела является недопустимым.

Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении административного дела регламентирована ст.32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в силу части 1 которой судья, принимавший участие в рассмотрении административного дела в суде первой инстанции, не может участвовать в рассмотрении этого дела в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Из разъяснений, содержащихся в п.36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 № 5 «О практике применения судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» следует, что административное дело признается рассмотренным судом в незаконном составе, когда оно рассмотрено лицом, не наделенным полномочиями судьи; рассмотрено единолично судьей дело, подлежащее коллегиальному рассмотрению; судья подлежал отводу по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4 части 1, частями 3, 4 статьи 31 поименованного кодекса, либо судья повторно участвовал в рассмотрении административного дела в нарушение положений ст.32 названного кодекса.

При таких обстоятельствах указанные выше доводы жалобы не основаны на законе, который позволяет судье первой инстанции повторно участвовать в рассмотрении того же дела при его новом рассмотрении после отмены судом вышестоящей инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 2 февраля     2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 09.06.2023.