УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-008383-37
Судья Алексеева Е.В.
Дело № 33-2377/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
24 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Завгородней Т.Н., Карабанова А.С.,
при секретаре Абросимовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-361/2023 по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 3 февраля 2023 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Кузоватовского района
Ульяновской области в интересах несовершеннолетнего *** к Отделению Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области удовлетворить.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить
ребенка-инвалида *** техническими средствами реабилитации согласно его индивидуальной программы
реабилитации и абилитации инвалида от
27 сентября 2022 года № ***: ***
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу *** компенсацию морального вреда в размере 3 000
рублей.
Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Кузоватовского района Ульяновской области обратился
в суд в интересах ребенка-инвалида ***., с исковым заявлением к государственному
учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования
Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими
средствами реабилитации и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование
заявленных требований указано, что ***, *** года рождения является ребенком-инвалидом.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида
от 27.09.2022 № ***, действующей до 01.10.2024, *** нуждается в технических
средствах реабилитации: ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки –
***. Вместе с тем, до настоящего времени несовершеннолетний ребенок указанными
техническими средствами реабилитации не обеспечен. На основании изложенного,
прокурор просил суд возложить на государственное учреждение – Ульяновское
региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
обязанность обеспечить несовершеннолетнего *** техническими средствами
реабилитации по индивидуальной программе реабилитации и абилитации
ребенка-инвалида от 27.09.2022 и взыскать с ответчика в пользу
несовершеннолетнего компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В
связи с реорганизацией государственного учреждения – Ульяновского регионального
отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на основании ст.
44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определением суда
от 18.01.2023 произведена замена ответчика на Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе
в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что несовершеннолетний
*** не был обеспечен необходимыми техническими средствами реабилитации по независящим
от ответчика обстоятельствам, в связи чем в данном случае право истца может
быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно
приобретенные технические средства реабилитации. Полагает, что компенсация морального вреда в
отношении имущественных прав действующим законодательством не предусмотрена, выплата
компенсации морального вреда в пользу истца будет произведена из бюджетных
средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации
и на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации,
что повлечет в дальнейшем ущемление прав других получателей технических средств
реабилитации (инвалидов). Считает, что доказательств причинения физических
страданий *** в результате действий Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области,
выразившихся в несвоевременном обеспечении инвалида техническими
средствами реабилитации, не
представлено.
Возражения
на апелляционную жалобу не поступили.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях
относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, *** *** года
рождения, является ребенком-инвалидом. Инвалидность установлена *** сроком до ***,
что подтверждается справкой серии ***, выданной Бюро № 14 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ
по Ульяновской области» Минтруда России 22.09.2022 (л.д. 9).
Для проведения реабилитационных мероприятий *** разработана
индивидуальная программа (ИПРА) № *** к протоколу проведения медико-социальной
экспертизы № *** от 27.09.2022 с рекомендациями по медицинской, социальной
реабилитации или абилитации, а также определением нуждаемости техническими
средствами реабилитации, в том числе: ***
Заявление законного представителя *** на обеспечение
техническими средствами реабилитации зарегистрировано в информационной базе
ответчика 27.10.2022.
На период рассмотрения дела в суде первой инстанции ребенок-инвалид указанными техническими
средствами реабилитации не обеспечен.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о
возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить *** необходимыми техническими
средствами реабилитации, а также взыскании с ответчика компенсации морального
вреда в размере 3 000 рублей.
Судебная
коллегия полагает, что выводы
суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального
права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим
обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, оценка
которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации
каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер
социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995
года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим
государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской
Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими
гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и
других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской
Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является
реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного
восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной
и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 года №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из
содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше
Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов,
предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств
реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение
реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг,
предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств
федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995
года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа
реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими
органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также
организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно Перечню реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным
распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р,
ортопедическая обувь, специальная одежда относятся к техническим средствам,
предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных,
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями, согласно пункту 4 которых заявление о
предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном)
либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту
жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана)
или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства
инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии
с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и
высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением
полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты
инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее -
уполномоченный орган).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При
отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида
(ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением,
указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает)
инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный
срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о
проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть
размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере
закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном)
заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида
(ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках
государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано
направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида,
нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со
дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических
средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением
инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования,
- 60 календарных дней.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства
надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению
ребенка-инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации, суд первой
инстанции обоснованно возложил обязанность на Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить ***
***, согласно разработанной Бюро № 14 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской
области» индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида от 27.09.2022
№ ***
Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что
истец не воспользовался своим правом на самостоятельное приобретение
технических средств реабилитации с последующей выплатой денежной компенсации
расходов за счет средств Фонда, не имеет правового значения для рассмотрения
настоящего спора, так как способ защиты нарушенного права выбирает сам истец
исходя из своих возможностей, в том числе и финансовых.
Ссылки ответчика на не предоставление технических средств
реабилитации по объективным, не зависящим от Фонда, причинам, подлежат
отклонению, поскольку право истца на получение технического средства
реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые
ответчик указывает в жалобе, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав
гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и
федерального законодательства в области социальной защиты.
Судебная коллегия также соглашается с решением суда в части
взыскания с ответчика компенсации морального вреда, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность,
честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни,
неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения,
свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные
нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона,
неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если
гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания)
действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на
принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях,
предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной
компенсации указанного вреда (п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации).
При
определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание
степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд
должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с
индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п. 2 ст. 151
Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской
Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33
«О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в
законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных
нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не
означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда,
причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из предназначения социального государства механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и
общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство
личности условия для реализации ими своих прав.
Установив, что несовершеннолетний *** не был своевременно
обеспечен ответчиком техническими средствами реабилитации, которые необходимы
ему для полноценной жизни и развития, суд первой инстанции пришел к правильному
выводу о том, что на Отделении Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области лежит обязанность по компенсации ребенку-инвалиду
морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд
принял во внимание обстоятельства, при которых был причинен вред, возраст
ребенка-инвалида, характер имеющегося у него заболевания, необходимость в
технических средствах реабилитации, степень вины ответчика, не исполнившего
возложенную на него законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца как
инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в связи с чем, с
учетом требований разумности и справедливости пришел к выводу о взыскании в
пользу истца компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с размером взысканной
компенсации морального вреда, учитывая объем причиненных нравственных
страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности,
справедливости и соразмерности.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований
для взыскания компенсации морального вреда, в том числе в связи с тем, что
действиями ответчика по несвоевременному обеспечению техническими средствами
реабилитации нарушены имущественные права инвалида, основаны на неверном,
ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену либо
изменение обжалуемого решения.
Несвоевременное обеспечение несовершеннолетнего ***
техническими средствами реабилитации необходимыми в связи с наличием
заболевания, с учетом индивидуальных особенностей затрагивает его здоровье, что
относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о
причинении морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выплата компенсации
морального вреда повлияет на сокращение бюджетных средств, ссылки на отсутствие
причинно-следственной связи между непредставлением технических средств
реабилитации и моральными страданиями истца, не опровергают выводов суда о том,
что в результате виновного бездействия ответчика истцу причинен моральный вред.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции
является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по
доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную
отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 3 февраля 2023 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 31 мая 2023 года.