УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-008069-09
Судья Анциферова Н.Л.
Дело № 33-2280/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
30 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н.,
Завгородней Т.Н.,
при секретаре Котельниковой
С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 30 января
2023 года по делу № 2-253/2023, по которому постановлено:
исковые требования Козловой
Валентины Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по
Ульяновской области о возложении обязанности выдать сертификат на материнский
(семейный) капитал удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда
пенсионного и социального страхования по Ульяновской области выдать Козловой
Валентине Викторовне государственный сертификат на материнский (семейный)
капитал в связи с рождением сына *** года рождения.
В удовлетворении требований
Козловой Валентины Викторовны о взыскании компенсации отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Козлова В.В. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе
судебного разбирательства, к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФ РФ
по Ульяновской области) о возложении обязанности выдать сертификат на
материнский (семейный) капитал. В обоснование иска указала, что в сентябре 2022
года она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного
сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки
семей, имеющих детей», на что 21.09.2022 ей пришло уведомление об отказе в его
выдаче. 23.09.2022 она повторно направила ОСФ РФ по Ульяновской области
письменное обращение, на что был получен отказ от 10.10.2022 в части
прекращения права на материнский капитал от 28.08.2019 в связи с вступлением в
силу решения суда о лишении родительских прав. С отказом в выдаче ей материнского
(семейного) капитала она не согласна. Законом предусмотрено право на
материнский капитал лиц, родивших первого ребенка после 01.01.2020. В отношении
сына *** она не лишена родительских прав. Отказ ответчика нарушает и права ее
несовершеннолетнего ребенка. Просила признать незаконным решение ответчика от
21.09.2022 № 5879 об отказе в выдаче государственного сертификата на
материнский (семейный) капитал, обязать выдать государственный сертификат на
материнский (семейный) капитал в связи с рождением первого ребенка в период с
01.01.2021 по 31.01.2022 *** года рождения, в размере 483 881,83 руб.,
компенсацию в размере 400 000 руб.
Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе ОСФ РФ по Ульяновской области считает
решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает,
что право на меры государственной поддержки в виде материнского (семейного)
капитала возникает у лиц, поименованных в ст. 3 Федерального закона № 356-ФЗ,
однократно. Обращает внимание, что 18.04.2021, 20.09.2022 истец обращалась с
заявлениями о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с
рождением первого ребенка *** года рождения. Каких-либо других детей в
заявлениях она не указывала. При этом *** года рождения, является третьим
ребенком истца. В отношении двоих старших детей – *** года рождения, *** года рождения,
Козлова В.В. была лишена родительских прав решением суда от 22.07.2019.
Поскольку истец была лишена родительских прав в отношении первого и второго
ребенка, ее право на дополнительные меры социальной поддержки прекратилось и
перешло к детям. Кроме того, просит учесть, что при обращении истец
предоставила недостоверные сведения об очередности рождения детей, что является
самостоятельным основанием для отказа в выдаче сертификата на материнский
(семейный) капитал.
В возражениях на апелляционную жалобу Козлова В.В. просит
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие
участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства
судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Козлова
В.В. является матерью *** года рождения; *** года рождения ***
*** года рождения, умер ***
Отцом *** года рождения, является Козлов Д.А., с которым истец
состояла в зарегистрированном браке в период с 20.11.2020 по 05.12.2022 (л.д.
25, 81).
В отношении детей *** года рождения, *** года рождения,
истец Козлова В.В. являлась одинокой матерью.
Вступившим в законную силу 28.08.2019 решением Карсунского
районного суда Ульяновской области от 22.07.2019 Козлова (ранее – Сорокина)
В.В. лишена родительских прав в отношении детей *** года рождения, *** года
рождения (л.д. 31-35).
21.04.2021 Козлова В.В. обратилась в ОСФ РФ по Ульяновской
области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский
(семейный) капитал в связи с рождением первого ребенка – *** года рождения
(л.д. 74-75).
Решением ответчика от 21.04.2021 Козловой В.В. отказано в
выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с
рождением первого ребенка *** года рождения, на основании п.1 ч. 6 ст. 5
Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ в связи с отсутствием права на
дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным
законом № 256-ФЗ (лишение родительских прав 28.08.2019 в отношении *** года
рождения, *** года рождения, переход права к детям) (л.д. 70).
20.09.2022 Козлова В.В. вновь обратилась к ответчику с
заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный)
капитал в связи с рождением первого ребенка *** года рождения (л.д. 76-77).
Решением ответчика от 21.09.2022 Козловой В.В. отказано в
выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с
рождением первого ребенка *** года рождения, в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 5
Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ в связи с отсутствием права на
дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным
законом № 256-ФЗ (лишение родительских прав 28.08.2019 в отношении *** года
рождения, *** года рождения, переход права к детям) (л.д. 71).
Козлова В.В., полагая, что имеет право на материнский
(семейный) капитал в связи с рождением ребенка *** года рождения, обратилась в
суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования Козловой В.В. в части возложения на
ответчика обязанности выдать истцу материнский (семейный) капитал в связи с
рождением ребенка – *** года рождения, суд первой инстанции исходил из того,
что у истца возникло право на материнский (семейный) капитал в связи с
рождением данного ребенка, ранее Козлова В.В. мерами социальной поддержки не
пользовалась.
Однако, данные выводы суда основаны на неправильном
применении к спорным правоотношениям норм материального права, в связи с чем
решение суда в части возложения на ОСФ РФ по Ульяновской области обязанности
выдать Козловой В.В. государственный сертификат на материнский (семейный)
капитал в связи с рождением сына *** года рождения, подлежит отмене.
В
соответствии с частью 1
статьи 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации
каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Дополнительные
меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий,
обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, предоставляются в соответствии с
Федеральным законом
от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ).
Согласно
пункту 2
статьи 2 Федерального закона № 256-ФЗ материнский (семейный) капитал
- средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда
Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной
поддержки, установленных данным законом.
Частью 1
статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что право на
дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении
(усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у
следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1)
женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007;
2)
женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с
01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры
государственной поддержки;
3)
мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или
последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры
государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную
силу начиная с 01.01.2007;
4)
женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 01.01.2020;
5)
мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не
воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если
решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2020;
6)
мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей,
рожденных начиная с 01.01.2007, и являющихся их отцами (усыновителями), в
случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей
указанных детей, либо объявления ее умершей;
7)
мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 01.01.2020, и
являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины,
не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо
объявления ее умершей.
В
соответствии с частью 3
статьи 3 этого Федерального закона право женщин, указанных в части 1
данной статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и
возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства
Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины,
объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с
рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной
поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного
преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за
собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении
ребенка (детей), оставления ребенка, в связи с рождением которого возникло
право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме
(отделении) или иной медицинской организации, наличия письменного согласия
матери на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на
дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его
усыновление отчимом), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с
усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не
возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка,
очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права
на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи
с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры
государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом
Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без
попечения родителей.
Частью 4
статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что в случаях,
если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3
данной статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки,
или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен
умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением
которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки,
оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные
меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной
медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в
связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной
поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в
отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к
преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав
или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в
отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением
которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их
право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает
у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у
совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме
обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного
образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им
возраста 23 лет.
Право
на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в
равных долях), указанного в части 4
данной статьи, в случае, если женщина, право которой на
дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям,
указанным в части 3
названной статьи, являлась единственным родителем (усыновителем)
ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на
дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца
(усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры
государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 этой
статьи (часть 5
статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ).
Пунктом 1
статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что
родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте
родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в
том числе право на получение от него содержания (статья 87
данного Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия,
установленные для граждан, имеющих детей.
Таким
образом, из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право
на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного)
капитала возникает у женщины, родившей двух и более детей начиная с 01.01.2007
или первого ребенка начиная с 01.01.2020, однократно. На это обстоятельство
указано и в Обзоре
судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский
(семейный) капитал, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской
Федерации 22.06.2016.
Право
на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в
равных долях), в связи с рождением которого возникло такое право, в случае,
если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки
прекратилось по основаниям, указанным в части 3
статьи 3 Федерального закона №256-ФЗ, являлась единственным
родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого
возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае,
если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные
меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3
статьи 3 указанного Федерального закона.
Таким
образом, право Козловой В.В. на материнский (семейный) капитал возникло в связи
с рождением второго ребенка – *** года рождения, но поскольку Козлова В.В. была
лишена родительских прав в отношении двоих старших детей, которым являлась
одинокой матерью, ее право в силу приведенных выше положений закона
прекратилось и возникло у детей Козловой В.В, в равных долях.
Согласно
пунктам 1,
2 и 3 части 6 статьи 5 Федерального
закона № 256-ФЗ основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче
сертификата являются, в том числе, отсутствие права на дополнительные меры
государственной поддержки в соответствии с этим Федеральным законом;
прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по
основаниям, установленным частями 3
- 4.1
и 6 статьи 3
данного Федерального закона; представление недостоверных сведений, в том числе
сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в
связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные
меры государственной поддержки.
Судом
первой инстанции ошибочно применена часть 2
статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ, в соответствии с которой при
возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц,
указанных в части 1
данной статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица
были лишены родительских прав.
Данная
норма
Закона подлежит применению в тех случаях, когда у лиц, указанных в части 1
статьи 3 возникает право на дополнительные меры государственной
поддержки в связи с рождением ребенка, причем такое право может возникнуть
только один раз. У истца такое право возникло в связи с рождением второго
ребенка, а не в связи с рождением сына *** года рождения, но было прекращено в
связи с лишением ее родительских прав в отношении первых двоих детей. В связи с
рождением у Козловой В.В. четвертого ребенка – сына *** года рождения,
повторного права на дополнительные меры государственной поддержки у нее возникнуть
не могло в силу прямого указания на это в пунктах 1
и 2 части 6
статьи 5 Федерального закона № 256-ФЗ.
Кроме
того, при обращении к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата
на материнский (семейный) капитал Козлова В.В. представила недостоверные
сведения об очередности рождения ребенка – сына *** года рождения, в связи с
рождением которого просила предоставить меры социальной поддержки, указав его
как первого ребенка.
Данное
обстоятельство также является самостоятельным основанием для отказа в выдаче
сертификата на материнский (семейный) капитал.
С учетом изложенного решение суда
в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по
Ульяновской области обязанности выдать Козловой В.В. государственный сертификат
на материнский (семейный) капитал в связи с рождением сына *** года рождения,
не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене; в указанной
части по делу надлежит принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Козловой
В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации о возложении обязанности выдать государственный сертификат на
материнский (семейный) капитал в связи с рождением сына *** года рождения,
отказать.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда
г. Ульяновска от 30 января 2023 года отменить в части возложения на Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования по Ульяновской области обязанности
выдать Козловой Валентине Викторовне государственный сертификат на материнский
(семейный) капитал в связи с рождением сына *** года рождения.
Принять
в указанной части новое решение.
В удовлетворении исковых
требований Козловой Валентины Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности выдать
государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с
рождением сына *** года рождения, отказать.
В
остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.06.2023.