Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в выдаче материнского капитала
Документ от 30.05.2023, опубликован на сайте 15.06.2023 под номером 106413, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-008069-09

Судья Анциферова Н.Л.                                                                      Дело № 33-2280/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                           30 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н.,  Завгородней Т.Н.,

при секретаре  Котельниковой С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от                   30 января 2023 года по делу № 2-253/2023, по которому постановлено:   

 

исковые требования Козловой Валентины Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ульяновской области о возложении обязанности выдать сертификат на материнский (семейный) капитал удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ульяновской области выдать Козловой Валентине Викторовне государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением сына *** года рождения.

В удовлетворении требований Козловой Валентины Викторовны о взыскании компенсации отказать.   

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Козлова В.В. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФ РФ по Ульяновской области) о возложении обязанности выдать сертификат на материнский (семейный) капитал. В обоснование иска указала, что в сентябре 2022 года она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», на что 21.09.2022 ей пришло уведомление об отказе в его выдаче. 23.09.2022 она повторно направила ОСФ РФ по Ульяновской области письменное обращение, на что был получен отказ от 10.10.2022 в части прекращения права на материнский капитал от 28.08.2019 в связи с вступлением в силу решения суда о лишении родительских прав. С отказом в выдаче ей материнского (семейного) капитала она не согласна. Законом предусмотрено право на материнский капитал лиц, родивших первого ребенка после 01.01.2020. В отношении сына *** она не лишена родительских прав. Отказ ответчика нарушает и права ее несовершеннолетнего ребенка. Просила признать незаконным решение ответчика от 21.09.2022 № 5879 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обязать выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением первого ребенка в период с 01.01.2021 по 31.01.2022 *** года рождения, в размере 483 881,83 руб., компенсацию в размере 400 000 руб.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФ РФ по Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что право на меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возникает у лиц, поименованных в ст. 3 Федерального закона № 356-ФЗ, однократно. Обращает внимание, что 18.04.2021, 20.09.2022 истец обращалась с заявлениями о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением первого ребенка *** года рождения. Каких-либо других детей в заявлениях она не указывала. При этом *** года рождения, является третьим ребенком истца. В отношении двоих старших детей – *** года рождения, *** года рождения, Козлова В.В. была лишена родительских прав решением суда от 22.07.2019. Поскольку истец была лишена родительских прав в отношении первого и второго ребенка, ее право на дополнительные меры социальной поддержки прекратилось и перешло к детям. Кроме того, просит учесть, что при обращении истец предоставила недостоверные сведения об очередности рождения детей, что является самостоятельным основанием для отказа в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал.

В возражениях на апелляционную жалобу Козлова В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Козлова В.В. является матерью *** года рождения; *** года рождения ***

*** года рождения, умер ***

Отцом *** года рождения, является Козлов Д.А., с которым истец состояла в зарегистрированном браке в период с 20.11.2020 по 05.12.2022 (л.д. 25, 81).

В отношении детей *** года рождения, *** года рождения, истец Козлова В.В. являлась одинокой матерью.

Вступившим в законную силу 28.08.2019 решением Карсунского районного суда Ульяновской области от 22.07.2019 Козлова (ранее – Сорокина) В.В. лишена родительских прав в отношении детей *** года рождения, *** года рождения (л.д. 31-35).

21.04.2021 Козлова В.В. обратилась в ОСФ РФ по Ульяновской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением первого ребенка – *** года рождения (л.д. 74-75).

Решением ответчика от 21.04.2021 Козловой В.В. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением первого ребенка *** года рождения, на основании п.1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ (лишение родительских прав 28.08.2019 в отношении *** года рождения, *** года рождения, переход права к детям) (л.д. 70).

20.09.2022 Козлова В.В. вновь обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением первого ребенка *** года рождения (л.д. 76-77).

Решением ответчика от 21.09.2022 Козловой В.В. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением первого ребенка *** года рождения, в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ (лишение родительских прав 28.08.2019 в отношении *** года рождения, *** года рождения, переход права к детям) (л.д. 71).

Козлова В.В., полагая, что имеет право на материнский (семейный) капитал в связи с рождением ребенка *** года рождения, обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя требования Козловой В.В. в части возложения на ответчика обязанности выдать истцу материнский (семейный) капитал в связи с рождением ребенка – *** года рождения, суд первой инстанции исходил из того, что у истца возникло право на материнский (семейный) капитал в связи с рождением данного ребенка, ранее Козлова В.В. мерами социальной поддержки не пользовалась.

Однако, данные выводы суда основаны на неправильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, в связи с чем решение суда в части возложения на ОСФ РФ по Ульяновской области обязанности выдать Козловой В.В. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением сына *** года рождения, подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 256-ФЗ материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных данным законом.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007;

4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 01.01.2020;

5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2020;

6) мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 01.01.2007, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей;

7) мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 01.01.2020, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.

В соответствии с частью 3 статьи 3 этого Федерального закона право женщин, указанных в части 1 данной статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), оставления ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, наличия письменного согласия матери на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление отчимом), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

Частью 4 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 данной статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 данной статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 названной статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 этой статьи (часть 5 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 данного Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возникает у женщины, родившей двух и более детей начиная с 01.01.2007 или первого ребенка начиная с 01.01.2020, однократно. На это обстоятельство указано и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), в связи с рождением которого возникло такое право, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 статьи 3 Федерального закона №256-ФЗ, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 статьи 3 указанного Федерального закона.

Таким образом, право Козловой В.В. на материнский (семейный) капитал возникло в связи с рождением второго ребенка – *** года рождения, но поскольку Козлова В.В. была лишена родительских прав в отношении двоих старших детей, которым являлась одинокой матерью, ее право в силу приведенных выше положений закона прекратилось и возникло у детей Козловой В.В, в равных долях.

Согласно пунктам 1, 2 и 3  части 6 статьи 5 Федерального закона № 256-ФЗ основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются, в том числе, отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с этим Федеральным законом; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3 - 4.1 и 6 статьи 3 данного Федерального закона; представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки.

Судом первой инстанции ошибочно применена часть 2 статьи 3 Федерального закона № 256-ФЗ, в соответствии с которой при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 данной статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав.

Данная норма Закона подлежит применению в тех случаях, когда у лиц, указанных в части 1 статьи 3 возникает право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением ребенка, причем такое право может возникнуть только один раз. У истца такое право возникло в связи с рождением второго ребенка, а не в связи с рождением сына *** года рождения, но было прекращено в связи с лишением ее родительских прав в отношении первых двоих детей. В связи с рождением у Козловой В.В. четвертого ребенка – сына *** года рождения, повторного права на дополнительные меры государственной поддержки у нее возникнуть не могло в силу прямого указания на это в пунктах 1 и 2 части 6 статьи 5 Федерального закона № 256-ФЗ.

Кроме того, при обращении к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Козлова В.В. представила недостоверные сведения об очередности рождения ребенка – сына *** года рождения, в связи с рождением которого просила предоставить меры социальной поддержки, указав его как первого ребенка.

Данное обстоятельство также является самостоятельным основанием для отказа в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал.

С учетом изложенного решение суда в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ульяновской области обязанности выдать Козловой В.В. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением сына *** года рождения, не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене; в указанной части по делу надлежит принять новое решение, которым  в удовлетворении исковых требований Козловой В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением сына *** года рождения, отказать.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 января 2023 года отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ульяновской области обязанности выдать Козловой Валентине Викторовне государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением сына *** года рождения.

Принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Козловой Валентины Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в связи с рождением сына *** года рождения, отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  01.06.2023.