Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Компенсация за неисполнение решения суда
Документ от 29.05.2023, опубликован на сайте 08.06.2023 под номером 106249, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

                                                                        Дело № 3а-207/2023

73OS0000-01-2023-000095-66

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

29 мая 2023 года                                                                       г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.

при секретаре Шапошниковой М.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ягудиной Сафины Ибрагимовны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

у с т а н о в и л :

 

Ягудина С.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 июля 2021 года по делу № *** на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области была возложена обязанность  обеспечить её жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. 

До настоящего времени решение суда не исполнено, чем нарушены её права.

В связи с этим Ягудина С.И. просила взыскать в свою пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 300 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В судебном заседании Ягудина С.И. и её представитель Сотников И.А. заявленные требования подержали по основаниям, изложенным в административном иске.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в письменном  отзыве на иск просил отказать в его удовлетворении, указывая на то, что 11 октября 2016 года Ягудина С.И.  была включена  в Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат  обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, с правом предоставления жилого помещения в МО «город Ульяновск».

10 апреля 2017 года Ягудина С.И. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении жилого помещения, которое было зарегистрировано за № 836.

В настоящее время номер Ягудиной С.И. в реестре на предоставление жилья – 374.

До 1 апреля 2022 года функции по обеспечению жилье детей-сирот были возложены на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области. Минстрой Ульяновской области являлся исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имели целевой характер и использовались в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области»

Министерством систематически проводилась работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.  Вместе с тем доводимые до Министерства лимиты бюджетных средств не позволяли закрывать потребность  по обеспечению жильем детей-сирот, что в свою очередь привело к образованию большой очередности среди данной категории граждан.

В соответствии с п. 2.2 Указа Губернатора Ульяновской области от 10 декабря 2021 г. № 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2022 года образовано Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, которому переданы функции Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по приобретению и предоставлению жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов может исполнить решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда Министерству необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда.

В настоящее время проводится работа по повышению качества реализации установленных федеральным законодательством дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот, а также по увеличению бюджетного финансирования мероприятий по обеспечению жильем данной категории граждан.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  на территории Ульяновской области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч руб.

Считает завышенным заявленный истцом размер компенсации.

Полагает, что компенсация подлежит взысканию с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области.

Заслушав пояснения истца и его представителя, исследовав  материалы дела, обозрев гражданское дело Ленинского районного суда г.Ульяновска  № ***, материалы исполнительного производства № ***, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В абзаце 5 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что в случае, если исполнение судебного акта по неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается не ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона о компенсации, часть 4 статьи 250 КАС РФ, часть 3 статьи 222.1 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Согласно абзацу 2 указанного пункта в случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Судом   установлено,   что  решением   Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 июля 2021 года по делу   № *** были удовлетворены исковые требования Ягудиной С.И. - на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области возложена обязанность предоставить Ягудиной С.И. специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «город Ульяновск». 

Решение суда сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу 31 августа 2021 года.

На основании ходатайства Ягудиной С.И., поступившего в суд 26 октября 2021 года, ей дважды направлялся исполнительный лист, который возвращался в суд в связи с истечением срока хранения.

Исполнительный лист был получен представителем Ягудиной С.И. – Сотниковым И.А. 7 апреля 2023 года и предъявлен Ягудиной С.И. в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области 7 апреля 2023 года.

13 апреля 2023 года возбуждено исполнительное производство.

До настоящего времени решение суда не исполнено.

С настоящим административным исковым заявлением Ягудина С.И. обратилась  в суд 18 апреля 2023 года, т.е. в установленный законом срок (абзац 5 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).

Определяя продолжительность периода исполнения решения  Ленинского районного суда г.Ульяновска  от 26 июля 2021 года, суд считает необходимым руководствоваться  вышеприведенными разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от    29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»,  о том, что общая продолжительность исполнения судебного акта подлежит исчислению со дня его вступления в законную силу в случае, если исполнение требований имущественного или неимущественного характера осуществляется  без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства.

При этом суд исходит из того, что требование о предоставлении административному истцу как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения очевидно подлежало исполнению и могло быть исполнено в рамках ординарных административных процедур без выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства.

Таким образом, суд считает необходимым исчислять общую продолжительность исполнения решение  Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 июля 2021 года со дня, следующего за днем вступления указанного решения суда в законную силу, то есть с 1 сентября 2021 года.

С учетом этого период исполнения судебного решения на момент разрешения административного спора в данном случае составляет 1 год 8 месяцев 29 дней.

Приведенное Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в качестве причины, препятствующей исполнению решения суда, обстоятельство – недостаточность денежных средств в областном бюджете Ульяновской области - не является основанием к отказу административному истцу в удовлетворении исковых требований.

В силу изложенного и, учитывая, что доказательств наличия чрезвычайных либо непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, не представлено, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, а действия административного ответчика не являются достаточными и эффективными для исполнения решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 июля 2021 года.

При таких обстоятельствах   Ягудина С.И. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от   29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.

Учитывая установленные выше обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает возможным присудить Ягудиной С.И.  компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 руб. Заявленный ею размер компенсации в сумме 300 000 руб. не отвечает требованиям разумности.

На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Ягудиной Сафины Ибрагимовны удовлетворить частично.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Ягудиной Сафины Ибрагимовны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Ягудиной Сафины Ибрагимовны отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                        Трифонова Т.П.

 

Решение в окончательной форме изготовлено 30 мая  2023 года.