Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 16.05.2023, опубликован на сайте 24.05.2023 под номером 106119, 2-я гражданская, о признании решений незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизов И.А.                                                      73RS0001-01-2022-007919-71

Дело № 33-2044/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                             16 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Скарги Сергея Ивановича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 января 2023 года по гражданскому делу № 2-143/2023, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Скарги Сергея Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконными и отмене решений, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Скарги С.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Скарга С.И. обратился в суд с уточенным в ходе рассмотрения дела иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФР по Ульяновской области) (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании незаконными и отмене решений, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.

В  обоснование требований указано, что истец является гражданином Российской Федерации, инвалидом *** группы в связи с полученной военной травмой, ликвидатором последствий на Чернобыльской АЭС. Решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 03.11.2022 ему было отказано в назначении государственной пенсии по инвалидности, а решением от 08.11.2022 ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости. С указанными решениями истец не согласен. Указывает, что он переселился с территории Украины в 1996 году. В Украине пенсию по старости истец не получает.

С учетом изложенного, Скарга С.И. просил суд отменить решение ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 08.11.2022 об отказе в назначении страховой пенсии по старости; отменить решение ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 03.11.2022 об отказе в назначении государственной пенсии по инвалидности; обязать ОСФР по Ульяновской области назначить Скарге С.И. страховую пенсию по старости с 26.07.2022 и выплатить недополученную пенсию с 26.07.2022; восстановить указанную пенсию с 01.04.2016;, обязать ответчика назначить Скарге С.И. пенсию по инвалидности с 02.08.2022 и выплатить недополученную пенсию с 02.08.2022; восстановить указанную пенсию с 01.04.2016.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Скарга С.И. в полном объеме не соглашается с решением суда, просит принять новое решение, удовлетворив исковые требования. В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные в исковом заявлении. Считает, что представленные ответчиком незаверенные и с трудом читаемые копии документов не являются юридически значимыми и не могут быть приняты судом в качестве доказательства в отсутствие их оригиналов. Отмечает, что в связи с участием в работах по ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, с 01.10.1996 ему была назначена ежемесячная денежная выплата, также с 2012 года назначена страховая пенсия по старости, которые он не получал с 01.01.2016 по 01.01.2020. Полагает, что суд лишил его права на судебную защиту, поскольку заявленные им ходатайства были отклонены судом, в том числе ходатайство о вызове прокурора. Считает, что обстоятельства других гражданских дел, на которые суд ссылается в своем решении, не относятся к обстоятельствам настоящего дела. Также отмечает, что он не мог выезжать в Украину и получать там пенсию, поскольку имеет запрет на выезд за пределы РФ в связи с наличием задолженности по алиментным платежам в отношении своей дочери. Считает отказ в восстановлении ему пенсии с 01.04.2016 незаконным, так как выплата пенсии может быть прекращена только в связи со снятием инвалидности или смертью. Ссылаясь на неверное толкование судом подзаконных актов, полагает, что по истечению срока ожидания и в отсутствие сведений о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства пенсия должна быть назначена со дня подачи такого заявления. Отмечает, что в ноябре 2022 года и в январе 2023 года он обращался в пенсионный орган по месту жительства с заявлением-обязательством о прекращении выплат пенсии в Украине с 01.04.2016 и 01.01.2020. Выражает несогласие с тем, что выплата пенсии в РФ ему восстановлена только с 21.09.2022, а не с 01.04.2016. Отмечает, что неполучение им пенсионных выплат в Украине с 01.10.1996 подтверждено документами, содержащимися в материалах дела.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Скарга С.И. обратился в ГУ-ОПФР по Ульяновской области с заявлением от 26 июля 2022 г. о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 8 ноября 2022 г. в назначении страховой пенсии по старости истцу было отказано по причине отсутствия документального подтверждения факта прекращения выплаты пенсии на территории Украины (т. 1, л.д. 11-12).

Кроме того, 2 августа 2022 г. Скарга С.И. обратился в ГУ-ОПФР по Ульяновской области с заявлением о назначении государственной пенсии по инвалидности (военная травма) в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 3 ноября 2022 г. № 167223/22 истцу было отказано в назначении государственной пенсии по инвалидности в связи с отсутствием документального подтверждения факта прекращения выплаты пенсии на территории Украины (т. 1, л.д. 103-104).

28 ноября 2022 г. Скарга С.И. вновь обратился к ответчику с заявлениями о назначении ему страховой пенсии по старости и государственной пенсии по инвалидности.

В рамках рассмотрения его заявлений от 28 ноября 2022 г. Скаргой С.И. были предоставлены письменные обязательства о прекращении выплаты ему пенсии на территории Украины с 1 января 2020 г., с 21 сентября 2022 г. и без указания срока прекращения выплаты пенсии в Украине.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 17 января 2023 г. истцу назначены страховая пенсия по старости и государственная пенсия по инвалидности с 21 сентября 2022 г. (т. 2, л.д. 159).

Не согласившись с отказом в назначении указанных видов пенсионного обеспечения с даты первоначального обращения, Скарга С.И. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации, право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статья 15 Конституции Российской Федерации в пункте 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

На момент возникновения спорных правоотношений пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, при наличии у них страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, осуществлялось с применением Соглашения «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 г. (далее - Соглашение), которое с 1 января 2023 г. прекратило свое действие в отношениях РФ с другими участниками.

В соответствии со статьей 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно статьи 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях).

Порядок подачи заявления, порядок взаимодействия территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации с гражданами, обратившимися за назначением страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, перечень документов, подтверждающих право на назначении пенсии, сроки рассмотрения заявлений и вынесения решений Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по результатам рассмотрения соответствующего заявления устанавливаются Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 № 16п (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53775).

В соответствии с пунктом 2 указанного Административного регламента государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, за исключением граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации (далее - граждане).

Из системного толкования Соглашения от 13 марта 1992 года и Закона о страховых пенсиях, согласно которым пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, также следует законодательно закрепленная возможность получения пенсий на территории одного из государств – участников, а не одновременно в нескольких. При переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Таким образом, учитывая то, что право на страховую пенсию напрямую связано c фактом проживания гражданина на территории Российской Федерации, указанная выплата не может предоставляться гражданам в период их проживания за пределами Российской Федерации.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 декабря 2021 г. по гражданскому делу № 2-5697/2021 было отказано в удовлетворении исковых требований Скарги С.И. к ГУ-ОПФР по Ульяновской области об отмене решения от 2 сентября 2021 г. об отказе в назначении страховой пенсии по старости (т. 1, л.д. 74-77).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 12 апреля 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 декабря 2021 г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Скарги С.И. – без удовлетворения (т. 1, л.д. 77об. - 80).

Указанными судебными актами было установлено, что Скарга С.И. как гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в г. ***, в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации до 1 апреля 2016 г. получал в УПФ РФ (ГУ) в Ленинском районе г. Ульяновска страховую пенсию по страсти и государственную пенсию по инвалидности.

С 1 апреля 2016 г. выплата пенсий и дополнительных социальных выплат истцу была прекращена на основании распоряжений от 23 марта 2016 г. о снятии пенсионного дела с учета, поскольку Скарга С.И. являлся получателем пенсии по инвалидности в размере фактических убытков согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», а сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Украины в Пенсионный фонд РФ не были представлены.

В дальнейшем в период с 2016 по 2021 г. Скарга С.И. неоднократно обращался за назначение страховой и дополнительных видов пенсии в подразделения Пенсионного фонда РФ в Ульяновской, Белгородской и Воронежской областях.

В рамках рассмотрения гражданского дела № 2-5697/2021 судом также было установлено, что по состоянию на 23 июля 2021 г. в Главном Управлении Пенсионного фонда Украины Луганской области имелось открытое исполнительное производство от 14 мая 2020 г. по судебному делу № ***. Согласно справке КНП «***» от 27 июля 2021 г. № 01-33-271 Скарга С.И. по состоянию на 27 июля 2021 г. являлся работающим в Коммунальном некоммерческом предприятии «***» в должности ***.

В силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства, установленные судебным решением, обязательны для суда и сторон по настоящему гражданскому делу и не нуждаются в дополнительном доказывании.

Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом при рассмотрении настоящего гражданского дела было обоснованно учтено, что истец с 14 мая 2020 г. являлся получателем пенсии на территории Украины, поскольку данные обстоятельства были установлены вступившим в законную силу решением суда.

Из материалов настоящего гражданского дела также следует, что в рамках рассмотрения заявлений Скарги С.И. от 26 июля 2022 г. и 2 августа 2022 г. ответчиком были сделаны запросы в Пенсионный фона Луганской Народной Республики о предоставлении сведений о прекращении выплаты пенсии Скарге С.И. на указанной территории.

 

Согласно письма ГУ ЛНР-УПФ ЛНР в г. *** от 20 сентября 2022 г. выплата пенсий данным учреждением производится только с 1 марта 2022 г. По состоянию на 20 сентября 2022 г. Скарга С.И. с заявлением о выплате пенсии на территории Луганской Народной Республики не обращался, сведениями о выплате пенсии Скарге С.И. на территории Украины ГУ ЛНР-УПФ ЛНР в г. *** не располагает (т. 1, л.д. 126).

Как предусмотрено, пунктом 4 Указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92.

При этом у лиц, обращающихся за назначением пенсии, истребуется заявление, содержащее сведения о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Кроме того, в заявлении указывается, что в случае переплаты пенсии (при поступлении сведений о сроках прекращения выплаты пенсии) переполученные суммы будут выплачены.

Поскольку ответчиком до истечения 3 месяцев со дня обращения Скарги С.И. за назначением пенсии соответствующий документ о прекращении ему выплаты пенсии на территории Украины не был получен, у него обоснованно было затребовано соответствующее заявление-обязательство, которое истцом представлено не было.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в отсутствие заявления Скарги С.И. о прекращении выплаты пенсии на территории Украины, у пенсионного органа отсутствовали основания для назначения ему страховой пенсии по старости и государственной пенсии по инвалидности, в связи с чем решения ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 3 ноября 2022 г. и 8 ноября 2022 г. являются законными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что по истечению срока ожидания и в отсутствие сведений о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства пенсия должна быть назначена со дня подачи такого заявления, не могу быть приняты во внимание, поскольку они основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм пенсионного законодательства.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца основаны на неверном толковании закона, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем не ставят под сомнение правильность принятого судом решения. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства дела, исследованы судом и изложены в обжалуемом решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.

Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований для привлечения к участию в деле прокурора не имелось, поскольку статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено вступление прокурора в процесс для дачи заключения по рассматриваемой категории спора.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 января 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Скарги Сергея Ивановича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.05.2023