Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов
Документ от 16.05.2023, опубликован на сайте 24.05.2023 под номером 106109, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                 73RS0001-01-2022-007874-12

Дело № 33-2025/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      16 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Богомолова С.В., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 января 2023 года по гражданскому делу № 2-67/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах несовершеннолетнего Смывалова Сергея Александровича удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Фадеевой Надежды Алексеевны  расходы по приобретению  для несовершеннолетнего Смывалова Сергея Александровича системы непрерывного мониторирования гликемии *** в размере 8 995 руб. 00 коп.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Смывалова С.А. к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских изделий.

В обоснование иска указано, что Смывалова С.А. является ребенком – инвалидом, которой выставлен диагноз ***. Ребенок находится на инсулинотерапии, в связи с чем ему необходимо осуществлять регулярный самоконтроль гликемии не менее 6 раз в сутки, Согласно протокола заседания врачебной комиссии ГУЗ ГКБ № 1 от 17.01.2022 Смывалов С.А. нуждается в системе непрерывного мониторинга глюкозы ***. Решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 28.04.2022 на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность обеспечения Смывалова С.А. системой непрерывного мониторирования ***. Однако это решение не исполняется, в связи с чем законным представителем самостоятельно 25.06.2022 приобретено 2 датчика *** на сумму 8995 руб.

С учетом изложенного, прокурор просил взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области денежные средства в размере 8995 руб., затраченные на приобретение датчиков ***.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда и принять новое решение. В обоснование жалобы указано что производить выписку системы непрерывного мониторирования глюкозы в крови (флеш-мониторинг), а также обеспечение ею, в настоящее время не представляется возможным, так как данная система на законодательном уровне не включена ни в один льготный перечень. Отмечает, что ежемесячное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров не осуществляется.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Закона № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Смывалов С.А., 15.06.2007 года рождения, является ребенком – инвалидом, которому выставлен диагноз «Сахарный диабет 1 типа».

Решением врачебной комиссии ГУЗ ГКБ №1 №4/137 от 17.01.2022 установлена нуждаемость Смывалова С.А. в системе непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyle Libre.

Вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 28.04.2022 на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность обеспечения Смывалова С.А. системой непрерывного мониторирования, взыскана сумма в размере 58370 руб. в счет возмещения расходов на приобретение датчиков к системе длительного (непрерывного) мониторирования Freestyle Libre (Flash-мониторинг) за период с 31.08.2021 по 30.03.2022.

Между тем, как установлено судом указанное решение в части обеспечения Смывалова С.А. системой непрерывного мониторирования ответчиком исполнено не было, в связи с чем законный представитель Фадеева Н.А. была вынуждена 25.06.2022 приобрести указанное медицинское изделие. Соответственно, истец имеет право на компенсацию понесенных им расходов за самостоятельное приобретение указанного  медицинского изделия. Согласно представленному  кассовому чеку, размер понесенных расходов составил 8995 руб. (л.д. 10).

Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, и исходил из того, что ребенок в связи с имеющимся у него заболеванием (сахарный диабет) имеет право на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача (фельдшера), однако, учитывая, что положенными ему медицинскими изделиями Смывалов С.А. обеспечен не был, ввиду их отсутствия в аптечной сети по вине Министерства здравоохранения Ульяновской области, на ответчика следует возложить обязанность по возмещению понесенных истцом убытков, связанных с самостоятельным приобретением этих медицинских изделий.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции в данной части основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Нуждаемость Смывалова С.А. в применении системе длительного (непрерывного) мониторирования Freestyle Libre (Flash-мониторинг) подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами.

При таких обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с ответчика убытков, связанных с самостоятельным приобретением указанных медицинских изделий.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обеспечение расходными материалами к системе длительного (непрерывного) мониторирования Freestyle Libre (Flash-мониторинг)за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров, не осуществляется, отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «г» преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.

Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, котором ставится вопрос в иске прокурора, предусмотрено Стандартом медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденным приказом Минздрава России от 22.01.2021 № 22н (п.2.2 Стандарта).

Метод непрерывного мониторирования глюкозы в крови также предусмотрен Клиническими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации по лечению сахарного диабета 1 типа

Поскольку система непрерывного мониторирования гликемии Freestyle Libre (Flash-мониторинг) является средством диагностики при непрерывном мониторировании глюкозы, судебная коллегия приходит к выводу, что данные медицинские изделия могут быть выписаны истцу с учетом его нуждаемости в непрерывном мониторинге уровня глюкозы.

Судебная коллегия отмечает, что обеспечение ребенка-инвалида необходимой ему по жизненным показаниям системой непрерывного мониторирования уровня глюкозы в крови не может ставиться в зависимость от включения указанного вида медицинского изделия в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, на который ссылаются авторы апелляционной жалобы, поскольку иное толкование вышеприведенных норм права приведет к нарушению гарантированного конституцией права ребенка-инвалида на охрану его здоровья.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 января 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.05.2023