Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении мер социальной поддержки
Документ от 16.05.2023, опубликован на сайте 24.05.2023 под номером 106107, 2-я гражданская, об обязывании заключить соц.контракт на предоставление единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Росляков В.Ю.                                                 73RS0008-01-2022-001279-26

Дело № 33-2048/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                             16 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Богомолова С.В., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Степурина Александра Игоревича на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 25 января 2023 года по гражданскому делу № 2-1-8/2023, по которому постановлено:

 

исковые требования Степурина Александра Игоревича к Министерству социального развития Ульяновской области, Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске о возложении обязанности заключить с истцом социальный контракт на предоставление единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства, оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения представителя ответчика Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В. и представителя ответчика Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске Садиванкиной Е.С., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Степурин А.И. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Ульяновской области, Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее – ОГКУ СЗН Ульяновской области) о возложении обязанности заключить социальный контракт на предоставление единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства.

В обоснование исковых требований указано, что 31.08.2022 истец обратился в ОГКУ СЗН Ульяновской области (отделение по Инзенскому району) с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме предоставления единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства, указав, что является малоимущим гражданином, доход его семьи, за исключением выплачиваемых им алиментов, ниже прожиточного минимума на члена семьи.

Решением областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи от 16.09.2022 истцу было отказано в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на развитие личного подсобного хозяйства. Отказ был мотивирован тем, что, являясь индивидуальным предпринимателем, применяя патентную систему налогообложения, истец при подаче заявления не указал возможный к получению доход 780 000 руб.

Истец считает полученный отказ незаконным, так как предполагаемый доход не является фактическим полученным доходом семьи истца. Степурин А.И. с 07.02.2019 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. При этом им применяется патентная система налогообложения, налоговая база составляет 780 000 руб., то есть это потенциально возможный установленный к получению доход на календарный год. Однако фактический доход истца составил 72 542 руб. 14 коп. (май, июнь, июль 2022 года), что подтверждается выписками из банковского счёта и книгой учёта доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения. Данные документы были предоставлены ответчику с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на развитие личного подсобного хозяйства.

На основании изложенного, Степурин А.И. просил суд обязать надлежащего ответчика заключить с истцом социальный контракт на предоставление единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства по заявлению от 31.08.2022.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Степурин А.И. просит отменить решение суда, принять новое решение, удовлетворив исковые требования. В обоснование доводов жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Не соглашается с выводом суда о том, что в расчет среднедушевого дохода семьи не были включены денежные суммы, полученные в качестве материальной помощи родственников. Отмечает, что им была представлена банковская выписка, в которой данные суммы отражены. Также не соглашается с выводом суда о невозможности осуществления платежей по кредитному договору от 23.09.2014, поскольку в период его заключения уровень дохода семьи был выше и стабильнее. Ссылается на ухудшение материального положения его семьи с 2022 года, в связи с чем он вынужден был обратиться за мерами социальной поддержки.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Порядок получения государственной социальной помощи установлен положениями Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ), в силу части 1 статьи 7, статьи 12 которого предусмотрено, что право на государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 8 Закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

В силу части 1 статьи 8.1 указанного Федерального закона государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Согласно статьи 9 Закона № 178-ФЗ «в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Ульяновской области регулируются Законом Ульяновской области от 31.08.2013 № 160-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи» (далее – Закон Ульяновской области № 160-ЗО).

Статьей 3 Закона Ульяновской области № 160-ЗО предусмотрено, что оказываемая за счет средств областного бюджета Ульяновской области государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается и выплачивается (предоставляется) по решению территориального органа исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения, по месту жительства (пребывания) ее получателя (получателей) на условиях и в порядке, установленных Правительством Ульяновской области с учетом положений статей 5 и 8 - 10 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П утверждено Положение о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области (далее - Положение).

Согласно пункту 1.2 Положения право на получение государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, имеют проживающие на территории Ульяновской области граждане Российской Федерации, величина среднедушевого дохода членов семей которых (совокупного дохода в случае одинокого проживания гражданина) по независящим от них причинам, перечень которых определен в приложении к настоящему Положению, не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Ульяновской области для соответствующих социально-демографических групп населения на очередной год.

В силу пункта 1.4 Положения для получения государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, заявители представляют в территориальный орган исполнительного органа Ульяновской области, осуществляющего государственное управление в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган, территориальный орган соответственно) по месту жительства либо месту пребывания, заявление о предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, составленное по форме, установленной уполномоченным органом (далее - заявление). Одновременно с заявлением заявителем представляются документы, указанные в пункте 1.6 настоящего раздела, которые заявитель в соответствии с пунктом 1.7 настоящего раздела (в предусмотренных настоящим Положением случаях - копии таких документов) должен представить самостоятельно.

Пунктом 1.6 предусмотрено, что решение о предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, принимается на основании заявления и сведений, содержащихся:

в документах, удостоверяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя;

в документах, содержащих сведения о регистрации по месту жительства (пребывания) заявителя и членов его семьи, проживающих совместно с заявителем;

в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния - о рождении ребенка (детей), о заключении брака и (или) расторжении брака, о смерти, об установлении отцовства;

в документах о доходах заявителя и всех членов его семьи за три последних месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта;

в медицинской справке о том, что заявитель и (или) члены его семьи состоит (состоят) на медицинском учете в медицинской организации в связи с беременностью;

в медицинской справке о том, что заявитель и (или) члены его семьи проходили длительное (продолжительностью более 21 календарного дня) лечение и (или) реабилитацию;

в справке образовательной организации, содержащей сведения о прохождении заявителя и (или) члена семьи заявителя в данной организации обучения в очной форме;

в справке, выданной исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в сфере содействия занятости населения (далее - орган службы занятости населения), о признании заявителя и (или) члена (членов) его семьи безработным или ищущим работу;

в федеральном реестре инвалидов - об инвалидности заявителя и (или) членов его семьи;

в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - информационная система) - о суммах пенсии заявителя и (или) члена (членов) его семьи, пособий и иных мер социальной поддержки в виде выплат, полученных в соответствии с законодательством Российской Федерации заявителем и (или) членами его семьи, о пособии по безработице (материальной помощи и иных выплатах безработным гражданам), о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний заявителя и (или) членов его семьи;

в информационной системе о документе, подтверждающем регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя заявителя и (или) членов его семьи;

в трудовой книжке, в случае, если трудовая книжка не ведется, - в сведениях о трудовой деятельности, сформированных в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде, военном билете или другом документе, содержащем информацию о последнем месте работы (службы) заявителя и (или) членов его семьи (для неработающих граждан);

в документе, содержащем сведения о причинах неисполнения членом семьи заявителя судебного акта о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей;

в документе, содержащем сведения об объявлении члена семьи заявителя в розыск в связи с неуплатой алиментов либо о том, что местонахождение члена семьи заявителя, уклоняющегося от уплаты алиментов, не установлено;

в справке из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования об обучении заявителя и (или) члена семьи заявителя;

в справке военного комиссариата по месту призыва о призыве на военную службу заявителя или члена семьи заявителя;

в справке органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Ульяновской области, осуществляющего управление в сфере образования по месту жительства (пребывания) заявителя, о непосещении ребенком муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

в выписке из похозяйственной книги - о ведении заявителем личного подсобного хозяйства;

в справке органа службы занятости населения - об отсутствии вакантных рабочих мест по месту жительства заявителя;

в документе, удостоверяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации личность представителя заявителя, и в документе, подтверждающем его полномочия, - в случае представления заявления и документов (копий документов) представителем заявителя;

в выписке из Единого государственного реестра недвижимости - о наличии (об отсутствии) у заявителя и членов его семьи жилых помещений, принадлежащих на праве собственности;

в документах, подтверждающих нахождение заявителя или членов его семьи на полном государственном обеспечении (за исключением детей, находящихся под опекой (попечительством);

в копии решения суда о заключении под стражу (при заключении члена семьи заявителя под стражу);

в копии решения суда о принудительном лечении (при нахождении члена семьи заявителя на принудительном лечении);

в копии решения суда, подтверждающем родственные отношения (при подтверждении родственных отношений в суде).

В соответствии с пунктом 1.12 Положения учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, производятся в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

Согласно пункту 1.19 Положения решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, принимается в случаях:

1) отсутствия на дату обращения оснований для предоставления государственной социальной помощи;

2) представления сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности и документов, предусмотренных пунктом 1.6 настоящего раздела, которые заявитель должен представить самостоятельно, или в предусмотренных настоящим разделом случаях предоставления их копий не в полном объеме либо с нарушением предъявляемых к ним требований и (или) наличие в них, а также в представленном заявлении неполных и (или) недостоверных сведений.

Пунктом 2.4 Положения также предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта помимо оснований, указанных в пункте 1.19 настоящего Положения, являются:

1) несоответствие заявителя условиям, установленным пунктом 1.2 раздела 1 настоящего Положения;

2) нахождение всех несовершеннолетних членов семьи заявителя на полном государственном обеспечении;

3) повторное обращение за предоставлением государственной социальной помощи в течение периода, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2.10, подпунктом 1 пункта 2.12, подпунктом 1 пункта 2.15, подпунктом 1 пункта 2.19 настоящего раздела;

4) отсутствие бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на текущий финансовый год и плановый период на эти цели;

5) вынесение областной комиссией заключения о невозможности реализации проекта программы социальной адаптации и нецелесообразности заключения социального контракта;

6) отказ заявителя от получения государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Таким образом, действующим правовым механизмом, регулирующим предоставление гражданам, проживающим на территории Ульяновской области, государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, предполагает возможность заключения социального контракта при условии, что величина среднедушевого дохода членов семьи такого гражданина, не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Ульяновской области для соответствующих социально-демографических групп населения на очередной год, а также при наличии бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на текущий финансовый год и плановый период на эти цели.

При этом соответствие заявителя названным критериям определяется на основании предоставляемых им сведений, а их предоставление не в полном объеме либо с нарушением предъявляемых к ним требований и (или) наличие в них, а также в представленном заявлении неполных и (или) недостоверных сведений, является основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Степурин А.И. обратился в Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске с заявлением от 31.08.2022 об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта на развитие личного подсобного хозяйства, указав доход от ведения индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 59 342 руб. 14 коп. за период с мая по июль 2022 г. (т. 2, л.д. 1-7).

Распоряжением Департамента от 16.09.2022 № 4732 истцу было отказано в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта. В качестве причины отказа указано на предоставление заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности и документов, предусмотренных пунктом 1.6 настоящего раздела, которые заявитель должен представить самостоятельно, или в предусмотренным настоящим разделом случаях предоставления их копий не в полном объёме либо с нарушением предъявляемых к ним требований и (или) наличие в них, а также в представленном заявлении неполных и (или) недостоверных сведений (подпункт 2 пункта 1.19 Положения).

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Из представленных Степуриным А.И. в уполномоченный орган заявления и документов следует, что в состав его семьи помимо самого истца также входят его супруга С*** и несовершеннолетняя дочь С***, ***2020 года рождения ( т. 2, л.д. 1-7, 20-22).

Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 30.08.2021 № 403-П «Об установлении величины прожиточного минимума в Ульяновской области на 2022 год» на момент возникновения спорных правоотношений указанная величина для трудоспособного населения составляла 13 504 руб., а для детей – 12 502 руб.

Следовательно, на состав семьи из трех человек, включая одного ребенка, прожиточный минимум в 2022 г. составлял 39 510 руб. (13 504 руб. х 2 +12 502 руб.).

Истец и члены его семьи зарегистрированы и проживают по адресу: *** (т. 2, л.д. 11).

В его собственности имеются указанный дом и земельный участок и легковой автомобиль Лада Ларгус, 2017 года выпуска.

Согласно выписки из похозяйственной книги истец в личном подсобном хозяйстве имеет одну корову, две теленка (до года) и земельный участок площадью 0,8га (т. 2, л.д. 12).

Степурин А.И. с 07.02.2019 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения. Налогооблагаемая база (установленный на календарный год потенциально возможный к получению доход) составляет 780 000 руб. Основным видом его деятельности по ОКВЭД является «Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков» (т. 2, л.д. 26-28, 31-32).

Супруга истца - С*** официально не работает, осуществляет уход за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, получает ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребёнка (т. 2, л.д. 51).

Учитывая, что обращение Степурина А.И. за предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта имело место 31.08.2022, для определения среднедушевого дохода его семьи должны учитываться доходы за май-июль 2022 г.

В заявлении об оказании государственной социальной помощи Степурин А.И. указал на наличие у него дохода в указанный период в сумме 59 342 руб. 14 коп., в подтверждение чего предоставил книгу учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, ИП Степурина А.И., согласно которой в период с 01.05.2022 по 31.07.2022 его доход (выручка минус расходы) составил 59 342 руб. 14 коп. (149 583 руб. – 90 240 руб. 86 коп.).

В то же время согласно выписке по банковскому счету общий объем поступления денежных средств на имя истца в отчетный период составил 71 820 руб.

При этом, как видно из представленных документов, сведения в книге учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, ИП Степурина А.И. и в выписке по его банковскому счету не соответствуют друг другу ни по датам поступления денежных средств, ни по суммам.

Со своей стороны каких-либо доказательств того, что поступления денежных средств на банковский счет Степурина А.И. являются его доходами от предпринимательской деятельности, истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, совокупный доход истца в отчетном периоде составил 131 162 руб. 14 коп. (59 342 руб. 14 коп. + 71 820 руб.).

В свою очередь С*** в указанный период была получена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением первого ребенка в сумме 36 405 руб. (11 365 руб. + 1173 руб. + 11 365 руб. + 12 502 руб.) (т. 2, л.д. 46).

Из банковской выписки следует, что в отчетный период помимо указанной выплаты С*** имела поступления денежных средств от капитализации вклада в сумме 900 руб. 79 коп. (т. 2, л.д. 60).

Таким образом, совокупной доход семьи истца за май-июль 2022 г. составил 168 467 руб. 93 коп. (131 162 руб. 14 коп + 36 405 руб. + 900 руб. 79 коп.), следовательно, среднедушевой доход семьи истца в месяц составляет 56 155 руб. 97 коп. (168 467 руб. 93 коп. : 3).

Наличие указанного дохода не позволяет отнести семью истца к категории лиц, имеющих право на предоставление государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 25 января 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Степурина Александра Игоревича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.05.2023