Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении периодов работы в специальный страховой стаж в льготном исчислении
Документ от 16.05.2023, опубликован на сайте 24.05.2023 под номером 106105, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, установлении факта трудового стажа, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                              73RS0001-01-2022-006459-86

Дело № 33-2039/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      16 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Насибулиной Аллы Алексеевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 ноября 2022 года по гражданскому делу № 2-4812/2022, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Насибулиной Аллы Алексеевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности включить период работы с 01.01.2015 по 11.10.2022 в должности *** в филиале № 4 ФГКУ «428 ВГ» Минобороны России в стаж работы в льготном исчислении, как медицинской сестре перевязочной в отделении гнойной хирургии, а также о назначении пенсии на основании пункта 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Насибулиной А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Насибулина А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж в льготном исчислении и о назначении пенсии.

Требования мотивированы тем, что 28.02.2022 истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 01.07.2022 в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано. Ответчик не включил в специальный стаж периоды её работы с 01.01.2015 по 28.02.2022 в должности *** (***) в филиале №4 ФГКУ «428 ВГ» Минобороны России в стаж работы в льготном исчислении, как медицинской сестре перевязочной в отделении гнойной хирургии. С данным решением она не согласна, поскольку оно не основано на нормах действующего законодательства.

С учетом изложенного, Насибулина А.А. просила обязать ГУ-ОПФР по Ульяновской области включить периоды её работы с 01.01.2015 по 28.02.2022 в должности *** в филиале №4 ФГКУ «428 ВГ» Минобороны России в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в льготном исчислении, и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 28.02.2022.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГКУ «428 ВГ» Минобороны России.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Насибуллина А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении ее исковых требований. Отмечает, что по причине штатных реорганизаций неоднократно была уволена и переведена в иную должность. Однако фактически постоянно и до настоящего время работает в хирургическом отделении на 40 коек, с палатами гнойной хирургии с полной, а не частичной занятостью. Отмечает, что в ходе рассмотрения дела в суд были представлены убедительные доказательства вредных условий работы. Считает, что судом неверно оценены свидетельские показания, согласно которым большую часть рабочего времени она работает в палате общего хирургического профиля, а часть – в палате гнойной хирургии. Подчеркивает, что она ежедневно выполняет работу в палатах гнойной хирургии, что подтверждено представленными и приобщенными к материалам дела сведениями журналов. Полагает, что наименование лечебного учреждения и занимаемая должность не могут находиться в зависимости от фактически выполняемой работы. Отмечает, что выполняемые ею трудовые функции всегда, до настоящего времени, были связаны с работой в ***. С учетом включения спорных периодов трудоустройства, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, у нее возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в установленные законом сроки.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Насибулина А.А. обратилась в ГУ-ОПФР по Ульяновской области с заявлением от 28.02.2022 о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 01.07.2022 № *** истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии, на дату обращения у Насибулиной А.А. продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости составляет 26 лет 3 мес. 13 дней, при требуемом не менее 30 лет (т. 1, л.д. 73-77).

При этом ответчик включил истице в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-Ф3 в календарном исчислении периоды ей работы: с 01.01.2015 по 27.02.2022 в должности *** в филиале №4 ФГКУ «428 ВГ» Минобороны России.

Полагая, что имеет право на включение спорных периодов в специальный страховой стаж в льготном исчислении, Насибулина А.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истицы в должности *** в филиале №4 ФГКУ «428 ВГ» Минобороны России не подлежит включению в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении, поскольку представленными доказательствами не подтверждается факт работы истицы в качестве *** в условиях полной занятости. С учетом имеющегося у истицы специального страхового стажа право на досрочное назначение страховой пенсии у нее не возникло.

Рассматривая данный пенсионный спор в пределах доводов жалобы истца Насибулиной А.А., судебная коллегия с выводами суда об отказе во включении истице в специальный страховой стаж периода работы с 01.01.2015 по 27.02.2022 в льготном исчислении соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с п. «н» ч. 1 указанного Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее – Список № 781).

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 (далее – Список № 1066), – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 (далее – Список № 464), – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

На основании подпункта «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.

Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев.

В данном перечне в числе наименований должностей и структурных подразделений указаны работы в качестве операционной медицинской сестры и медицинской сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.

Из трудовой книжки Насибулиной А.А. следует, что она с 01.01.2015 принята на должность *** в филиале №4 ФГКУ «428 ВГ» Минобороны России (т. 1, л.д. 90).

Между тем, истцом не представлено относимых и допустимых доказательств осуществления работы в спорные периоды работы в качестве операционной медицинской сестры и медицинской сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.

Доводы апелляционной жалобы истца со ссылкой на то, что в период работы с 01.01.2015 в должности *** в филиале №4 ФГКУ «428 ВГ» Минобороны России она фактически выполняла обязанности медицинской сестры перевязочной отделения гнойной хирургии и обслуживала больных гнойной хирургии подлежат отклонению.

Из материалов дела следует, что в системе государственного пенсионного страхования истец была зарегистрирована 20.10.1999.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, сведения об истце за указанные периоды работы отражены работодателем без кода особых условий труда.

По результатам документальной проверки достоверности сведений о специальном трудовом стаже застрахованных лиц полная занятость истца в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом не подтверждается.

При этом как установлено судом, отдельного отделения гнойной хирурги в больнице нет.

Согласно положению об организации деятельности хирургического отделения (на 40 коек с платами гнойной хирургии) в филиале №4 ФГКУ «428 ВГ» Минобороны России в данном отделении, где работает истец, имеются палаты как гнойно-хирургические, так и хирургические (т. 1, л.д. 96), а медицинские сестры перевязочные оказывают услуги всем больным, и какого либо учета оказания услуг гнойно-хирургическим и хирургическим больным не ведется, разделения между медицинскими сестрами по данному критерию также нет.

Доводы апелляционной жалобы о том, что работа в *** в филиале №4 ФГКУ «428 ВГ» Минобороны России дает ей право на включение спорных периодов в специальный страховой стаж в льготном исчислении, со ссылкой на представленные ею доказательства, включая свидетельские показания, не могут быть приняты во внимание, поскольку представленные доказательства не свидетельствуют о работе Насибулиной А.А. в должности ***.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы работа Насибулиной А.А. в должности *** в филиале №4 ФГКУ «428 ВГ» Минобороны России не дает ей права на включение спорных периодов в специальный страховой стаж в льготном исчислении.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Насибулиной Аллы Алексеевны– без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.05.2023