Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в назначении досрочной страховой пенсии
Документ от 03.05.2023, опубликован на сайте 18.05.2023 под номером 106100, 2-я гражданская, о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периоды работы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-006699-45

Судья Кузнецова О.В.                                                                          Дело № 33-2021/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          3 мая 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Герасимовой Е.Н.,  

судей  Богомолова С.В., Карабанова А.С.,

при секретаре  Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          Китаевой Лидии Валентиновны на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 7 ноября 2022 года с учетом определения того же суда от 12 декабря 2022 года об исправлении описки по делу № 2-4926/2022, которым  постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Китаевой Лидии Валентиновны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной страховой пенсии отказать.  

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Китаева Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ульяновской области (в настоящее время – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, далее – ОСФ РФ по Ульяновской области) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии. В обоснование иска указала, что 28.10.2021 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ответчика от 14.12.2021 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей отказано в связи с недостаточностью специального стажа. При этом в ее специальный стаж не были включены  периоды работы с 01.01.1997 по 31.12.2002, с 12.01.2003 по 31.12.2003, с 07.01.2004 по 31.12.2007, с 28.01.2008 по 27.12.2015, с 01.01.2016 по 28.07.2017, с 31.07.2017 по 31.07.2018 в качестве старшей медицинской сестры здравпункта, заведующей здравпунктом, заведующей здравпунктом – фельдшером АООТ (ОАО, ЗАО, АО) «Ульяновскцемент», поскольку наименование такого учреждения здравоохранения как профилакторий номенклатурой от 03.11.1999 № 395 не предусмотрено. Данные периоды должны быть зачтены в льготный стаж, поскольку санаторий-профилакторий является лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа, предназначен для проведения лечебной и оздоровительной работы; основные его задачи – укрепление здоровья трудящихся, формирование у них навыков здорового образа жизни, разумного сочетания труда, отдыха и лечения, предупреждение различных заболеваний и снижение на этой основе заболеваемости. Главный критерий оценки его деятельности – снижение потерь рабочего времени из-за болезней на обслуживаемом предприятии. Просила суд обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения – с 28.10.2021, взыскать с  ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «Ульяновскцемент» и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Китаева Л.В. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, так как санаторий-профилакторий и здравпункт являются лечебно-профилактическими учреждениями, предназначены для проведения лечебной и оздоровительной работы. Настаивает на том, что ее трудовые функции в спорные периоды были такими же, как при работе в учреждении здравоохранении. Просит учесть, что она работала полный рабочий день. Лечебная деятельность осуществлялась на основании лицензии на медицинскую деятельность. Обращает внимание, что подразделения, в которых она работала, были подконтрольны медицинскому учреждению – *** районной больнице.

В возражениях на апелляционную жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения.  

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.10.2021 Китаева Л.В. обратилась в ОСФ РФ по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (том 1, л.д. 80-82).

Решением ответчика от 14.12.2021 Китаевой Л.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа (том 1, л.д. 77-79).

В решении ответчика указано, что у истца имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, продолжительность специального стажа на дату обращения (28.10.2021) составляет 8 лет 8 месяцев 5 дней при требуемом не менее 30 лет.

В специальный стаж Китаевой Л.В. ответчиком не засчитаны периоды работы: с 01.01.1997 по 31.12.2002; с 12.01.2003 по 31.12.2003; с 07.01.2004 по 31.12.2007; с 28.01.2008 по 27.12.2015; с 01.01.2016 по 28.07.2017; с 31.07.2017 по 31.07.2018 в качестве ст.медицинской сестры профилактория, медицинской сестры здравпункта, заведующей здравпункта, заведующей здравпунктом-фельдшером АООТ «Ульяновскцемент» (АО «Ульяновскцемент»), так как наименование такого учреждения здравоохранения как «профилакторий» не предусмотрено Номенклатурой от 03.11.1999 № 395; структурное подразделение «профилакторий» отсутствует в соответствующих Правилах и Списках профессий и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии; Списком от 29.10.2002 № 781 предусмотрены здравпункты (фельдшерские или врачебные) - структурные подразделения лечебно-профилактических или других организаций.

Полагая незаконным отказ во включении  в специальный стаж указанных периодов работы, а также в назначении досрочной страховой пенсии по старости, Китаева Л.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам,  осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 данной статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к названному Федеральному закону.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

Согласно пп. «н» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Согласно записям в трудовой книжке Китаевой Л.В. 15.05.1991 она была принята в санаторий-профилакторий УЦЗ (Ульяновский цементный завод); 31.12.1994 – назначена старшей медицинской сестрой санатория-профилактория; 31.12.1996 – уволена переводом в штаты «Ульяновскцемент»; 01.01.1997 – принята переводом в АООТ «Ульяновскцемент» из штатов Фонда социального страхования в социально-жилищно-коммунальное хозяйство старшей медицинской сестрой профилактория; 01.10.2007 – переведена в здравпункт ОАО «Ульяновскцемент» старшей медицинской сестрой; 01.01.2009 – переведена медицинской сестрой здравпункта; 29.08.2012 – переведена заведующим пунктом ЗАО «Ульяновскцемент»; 01.04.2013 – переведена на должность заведующий здравпунктом; 22.03.20016 – переведена в здравпункт начальника управления персоналом заведующей здравпунктом – фельдшером АО «Ульяновскцемент»; 01.11.2017 – переведена в здравпункт подразделения по поддержанию и техническому обслуживанию производства заведующим здравпунктом-фельдшером; 31.07.2018 – уволена по соглашению сторон, п. 1 ч. 1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (том 1, л.д. 84-86).

Из приведенных сведений о трудовой деятельности истца следует, что в спорные периоды с 01.01.1997 по 31.07.2018 Китаева Л.В. являлась работником АО (ранее также – АООТ, ЗАО) «Ульяновскцемент», принадлежащих ему профилактория и здравпункта.

Такое учреждение здравоохранения как «профилакторий» не предусмотрено указанными выше списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения № 464 от 06.09.1991, № 1066 от 22.09.1999, № 781 от 29.10.2002.

Не указан профилакторий и в числе лечебно-профилактических и иных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395.

В п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное  назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, указано, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Однако, в приведенном пункте 6 Правил речь идет о фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что профилакторий и здравпункт являются лечебно-профилактическими учреждениями, а работа в них аналогичны работе медицинских работников в учреждениях здравоохранения, несостоятельны. АО «Ульяновскцемент» не может считаться учреждением здравоохранения.

Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (действовавшим на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем акционерное общество не может являться учреждением.

Согласно уставу АО «Ульяновскцемент» целью общества является извлечение прибыли; основными видами деятельности являются: производство и реализация цемента; оказание услуг по переработке минерального сырья; разведка, разработка и эксплуатация месторождений полезных ископаемых; добыча полезных ископаемых (минеральных ресурсов) и производство продуктов их переработки и др. (том 1, л.д. 136-148).

В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 № 529н, акционерные общества в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.

Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, акционерное общество «Ульяновскцемент», в котором работала истец, не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе «Наименование учреждений» списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Устанавливая в Федеральном законе от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 1920-О).

С учетом изложенного выводы суда об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов работы и назначения досрочной страховой пенсии по старости являются обоснованными.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 7 ноября 2022 года с учетом определения того же суда от 12 декабря 2022 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Китаевой Лидии Валентиновны – без удовлетворения.             

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  05.05.2023.