Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании архивной кадастровой стоимости
Документ от 20.04.2023, опубликован на сайте 12.05.2023 под номером 106050, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

73OS0000-01-2023-000043-28

Дело № 3а-173/2023

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

 

20 апреля 2023 года                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.

при секретарях Шапошниковой М.В.,  Мытаревой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                № 3а-173/2023 по административному исковому заявлению                                    Кохцулова Ильяса Адамовича к публично-правовой компании «Роскадастр», филиалу публично-правовой компании «Роскадастр» по Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

 

Кохцулов И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к филиалу публично-правовой компании «Роскадастр» по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Определением суда от 28.02.2023 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены публично-правовая компания «Роскадастр», Правительство Ульяновской области.

Требования Кохцулов И.А. мотивирует следующим образом.

Кохцулов И.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером***, расположенного по адресу: ***, ***». Право собственности зарегистрировано 27.04.2021. Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.03.2021 составила 3 872 677 рублей 76 копеек. Данная кадастровая стоимость имеет статус архивной. Согласно отчету об оценке земельного участка № с18803 от 10 февраля 2023 года, составленному                  ***» (оценщик ***.), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** по состоянию на 1 марта 2021 года составила 1 185 513 рублей 60 копеек. 

Результаты определения кадастровой стоимости названного земельного участка застрагивают права административного истца в сфере налогообложения, поскольку он имеет право на перерасчет налога за прошлое время.

В связи с этим административный истец просит суд установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 марта 2021 года в размере 1 185 513 рублей 60 копеек.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков публично-правовая компания «Роскадастр» (ППК «Роскадастр»), филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области; в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Муниципального образования «Гимовское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области, Средне-Волжский филиал публично-правовой компании «Роскадастр», Казарина Н.Л.

В судебное заседание административный истец Кохцулов И.А. не явился, извещен. Согласно телефонограмме, просит о рассмотрении административного дела в свое отсутствие, на иске настаивает.

Представитель административного истца по доверенности Мосорук В.А. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Земельный участок сельскохозяйственного назначения принадлежит истцу, он не застроен, в настоящее время никак не используется. Указала, что отчет об оценке является достоверным документом, а замечания ППК «Роскадастр» относительно его содержания некорректны, использованы ссылки на недействующие стандарты оценки. О назначении судебной экспертизы не просит. Относительно заключения соглашения о примирении с административными ответчиками возражает, так как административный истец не исключает в дальнейшем обращение с требованиями о взыскании судебных расходов, понесенных по данному делу, которые в настоящее время пока не заявляет.    

Представитель административных ответчиков ППК «Роскадастр», филиала ППК «Роскадастр» по Ульяновской области по доверенностям Назарова Е.С. в судебном заседании с административным иском не согласилась, просила учесть письменные возражения на исковое заявление. Изначально отчет об оценке ею не оспаривался. В процессе судебного разбирательства свою позицию на это счет изменила. Сообщила, что считает  представленный отчет об оценке ошибочным, так как при его составлении были неверно подобраны аналоги. О назначении судебной экспертизы по делу не просит. Сообщила, что считает надлежащим ответчиком по делу Правительство Ульяновской области, так как именно постановлением Правительства Ульяновской области от 14.12.2021 был утвержден удельный показатель в размере 3 рубля 92 копейки, использованный для расчета спорной кадастровой стоимости.  

Ранее в процессе судебного разбирательства представитель административных ответчиков ППК «Роскадастр», филиала ППК «Роскадастр» по Ульяновской области по доверенностям Никитина М.И. также не согласилась с административным иском. Просила учесть письменные возражения на иск. Также полагала отчет об оценке земельного участка № с18803 от 10 февраля 2023 года, составленный ***», ошибочным, так как при его составлении были неверно подобраны аналоги, использованы не все доступные на момент оценки предложения. Ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы не заявляет.

Представителями административного ответчика было сообщено, что истцу Кохцулову И.А. неоднократно предлагалось заключить соглашение о примирении по заявленным им требованиям на основании представленного отчета об оценке земельного участка № с18803 от 10 февраля 2023 года, но он отказался.

В письменных возражениях на административный иск от ППК «Роскадастр» также указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: ***, зарегистрированного на праве собственности за Кохцуловым И.А., расположенного по адресу: ***, границы установлены, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, в размере 3 872 677 рублей 76 копеек, является архивной. Период ее применения составляет с 01.03.2021 по 31.12.2022. 13.01.2023 в ЕГРН внесены сведения об актуальной кадастровой стоимости                                  7 271 644 рубля 4 копейки, дата определения которой 01.01.2022, дата начала применения 01.01.2023. Кадастровая стоимость участка определена путем умножения площади земельного участка на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок. Примененный удельный показатель составляет 3 рубля 92 копейки, утвержден ранее действовавшим постановлением Правительства Ульяновской области от 14.12.2011 № 614-П. Указано, что отчет оценщика не является относимым и допустимым, так как неверно выбраны объекты – аналоги, которые существенно отличаются от оцениваемого земельного участка по площади. Три земельных участка являются составными, что существенно влияет на их стоимость. Не использованы сопоставимые по стоимости аналоги. Указано на нарушение  п. 4 ФСО № 3, п.14 ФСО № 1. Обращено внимание, что отчет основан на исследованных сведениях о продажных ценах, взятых из рекламных объявлений, потому невозможно проверить намерение заключить сделку на предмет соответствия изложенных обстоятельств действительности. Указано, что при подготовке отчета в нарушение пункта 19 ФСО № 1 использована информация, не отвечающая требованию достоверности. 

Представители административного ответчика ППК «Роскадастр» в судебном заседании поддержали доводы письменных возражений. Не оспаривалось, что в письменных возражениях допущено смешение понятий «аналог» и «предложение».

Представитель административного ответчика Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. Согласно отзыву, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие. Возражений относительно административного иска не имеет.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен.

Заинтересованное лицо Казарина Н.Л. в судебное заседание не явилась, извещена. Согласно отзыву просит  о рассмотрении в свое отсутствие. Не имеет возражений на иск.

Представители заинтересованных лиц Администрации Муниципального образования «Гимовское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области, Средне-Волжского филиала публично-правовой компании «Роскадастр» в судебное заседание не явились, извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), мнения участников процесса,  суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы.

В силу требований статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Во исполнение пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Гимовское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области от 28.10.2020            № 14/94 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Гимовское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области на 2021 год» определены ставки земельного налога в процентном соотношении от кадастровой стоимости земельных участков.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» регламентированы правовые основы регулирования отношений, возникающих при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона                  от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость – это полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В силу части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ                   «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзацах 1 и 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016. № 237-ФЗ            «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Как отмечено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021) (утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021), частью 6 статьи 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ                       «О государственной кадастровой оценке» установлено, что по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости содержатся в актах об их утверждении.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что Кохцулов И.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером: ***, площадью 987 928 кв.м. +/- 8697 кв.м, расположенного по адресу: ***», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства. Границы земельного участка установлены  (т.1, л.д. 110-111).

Право собственности зарегистрировано 27.04.2021. Земельный участок приобретен по договору купли- продажи от 16.04.2021 у Казариной Н.Л. (т. 2,               л.д. 146-147).

Кохцулов И.А. имеет статус индивидуального предпринимателя с 09.11.2022. Основной вид его деятельности – выращивание зерновых культур, дополнительный вид деятельности – оптовая торговля зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных (т.2, л.д.123-125).

Предыдущим владельцем земельного участка с кадастровым номером: *** с 01.03.2021 являлась Казарина Н.Л. (т.2, л.д. 116-117).

Из договора купли-продажи от 16 апреля 2021 года следует, что на    земельном участке с кадастровым номером: *** отсутствуют строения, сооружения (п.1.1 договора).

Из кадастрового дела на земельный участок следует, что земельный участок с кадастровым номером: *** ранее входил в состав земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***а, площадью 13 862 572 кв.м., с кадастровой стоимостью 54 341 282 рубля 24 копейки. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.                Казарина Н.Л. являлась сособственником на праве общей долевой собственности этого земельного участка (т.1, л.д. 225-227).

Был осуществлен выдел земельного участка с постановкой 01.03.2021 его на кадастровый учет с кадастровым номером:  ***.

01.03.2021 в ЕГРН внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 3 872 677 рублей 76 копеек. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, -  01.03.2021. Изложенное подтверждено выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т.1, л.д.114).

Период применения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: *** составляет: с 1 марта 2021 года                   по 31 декабря 2022 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** была определена на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 14.12.2011 № 614-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ульяновской области», на что указано в акте определения кадастровой стоимости земельного участка от 01.03.2021. (т.2, л.д. 127).

Согласно приложению № 2 к данному постановлению для Майнского района установлены следующие значения удельного показателя кадастровой стоимости земель: минимальное – 0,94, среднее- 3,72.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** в размере 3 872 677 рублей 76 копеек имеет статус архивной, поскольку Приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 25.11.2022 № 263-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков, расположенных в границах территории Ульяновской области» по состоянию на 01.01.2022 утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** в размере 7 271 644 рубля 4 копейки (***).

Дата определения кадастровой стоимости - по состоянию на 01.01.2022.

Данная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2023.

Изложенное подтверждается также выпиской из ЕГРН от 13.03.2023            (т.1, л.д. 113).

Таким образом, права административного истца затрагиваются ввиду необходимости уплаты земельного налога за период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости объекта.

Исчисление налога до указанного периода осуществлялось исходя из оспариваемой архивной кадастровой стоимости и право на перерасчет налога за три предшествующих года административным истцом не утрачено, с учетом положений пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу вышеприведенных положений действующего законодательства административный истец вправе оспорить установленную кадастровую стоимость земельного участка с просьбой об определении  ее в размере рыночной.

При этом, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости возложена законом на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года             № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года № 775-П установлена дата перехода к применению на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона                                от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января 2021 года.

Статьей 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (пункт 1).

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (пункт 2).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа (пункт 5).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (пункт 7).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года                        № 135-ФЗ). При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установления рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.

По сообщению Областного государственного бюджетного учреждения «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» от 27.03.2023 в учреждение не поступало заявления об установлении кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером: *** в размере его рыночной стоимости (т.2, л.д. 11).

Возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке указанной статьей 22.1 Закона о кадастровой оценке не предусмотрена.

Учитывая, что от размера кадастровой стоимости зависит размер платы за земельный участок, требование истца о пересмотре кадастровой стоимости указанного в административном иске земельного участка, ставшей архивной, подлежит рассмотрению по существу.

Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.

Пользуясь предоставленным правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд и представил отчет об оценке по земельному участку.

Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ            от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. В частности, исходя из положений абзаца первого статьи 4, статьи 15, абзаца четвертого статьи 15.1, статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности отсутствие в отчете сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика и непредставление иных доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, свидетельствует о том, что данное лицо не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство (статья 60 ГПК РФ, статья 61 КАС РФ). В случае возникновения сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости суд в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ, статьей 62 КАС РФ выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.

Согласно отчету об оценке земельного участка № с18803 от                                     10 февраля 2023 года, составленному оценщиком ***. *** рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** по состоянию на 1 марта 2021 года составляет  1 185 513 рублей 60 копеек (т.1, л.д. 23).

Суд принимает во внимание, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», положений обязательных для применения федеральных стандартов оценки: Федерального стандарта оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)», Федерального стандарта оценки «Виды стоимости (ФСО II)», Федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)», Федерального стандарта оценки «Задание на оценку (ФСО IV)», Федерального стандарта оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)», Федерального стандарта оценки «Отчетом об оценке (ФСО VI)», утвержденных утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611.

Из раздела отчета «Задание на оценку» усматривается, что целью и задачей оценки являлось определение рыночной стоимости земельного участка для установления кадастровой стоимости объекта оценки в размере его рыночной стоимости.

При рассмотрении данного дела суд учитывает, что оценщиком обозначены допущения и ограничительные условия, использованные при оценке.

Приведен перечень используемых при проведении оценки источников информации и использованной литературы.

Оценка проводилась с осмотром объекта недвижимости, проведенным,  в том числе с использованием материалов, полученных оценщиком и его представителем.

В отчете об оценке оценщиком дано описание объекта оценки.

Согласно отчету, составленному оценщиком ***.                      ***» (т.1, л.д. 21-99), предметом оценки явился земельный участок, расположенный  по адресу: ***  с кадастровым номером: ***, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.

Земельный участок не огорожен, не охраняется. На момент осмотра обработан.

Фактически земельный участок используется для сельскохозяйственного производства.

Он имеет типичную форму для участков сельскохозяйственного назначения.

В непосредственной близости расположены другие земельные участки сельскохозяйственного назначения. Плотность окружающей застройки низкая.

Объект расположен на землях сельскохозяйственного назначения.

Ближайшая застройка – ***.

Земельный участок не застроен, без коммуникаций, расположен в пределах средней удаленности от пунктов приема, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции *** (расстояние составляет около 29,6 км до ***).

Транспортная доступность к объекту оценки осуществляется за счет грунтовой автомобильной дороги.

Расстояние до *** км.

Показатели экологического состояния находятся на уровне средних значений по Ульяновской области.

Уровень деловой активности в районе расположения оцениваемого участка низкий.

Поток потенциальных покупателей низкий в связи с удаленностью до районного центра и до города Ульяновска, а также в связи с тем, что объекты торгово-офисного назначения, являющиеся точкой притяжения потенциальных покупателей, в непосредственной близости отсутствуют.

Вариантом наиболее эффективного использования оцениваемого земельного участка является использование его в качестве земельного участка сельскохозяйственного назначения. Учтены также законодательные ограничения в вариантах использования такого земельного участка.

В отчете дан обзор общей политической обстановки и социально-экономических показателей в России и регионе расположения объекта оценки за период, предшествующий дате определения рыночной стоимости и на дату определения рыночной стоимости объекта недвижимости.

Указано, что негативные явления, способные повлиять на рыночную стоимость объекта оценки на дату оценки, не исключены.

Приведен анализ рынка земельных участков сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства.

Определяя рыночную стоимость объекта оценки, оценщик применил сравнительный подход – метод сравнения продаж, метод выделения и метод распределения. Приведены мотивы невозможности использования затратного метода и доходного подхода.

Требования к содержанию отчета об оценке, содержащиеся в ФСО №6, соблюдены. Отчет содержит, в том числе необходимую информацию относительно заказчика и исполнителя работ по оценке, информацию относительно самого объекта оценки, процесса оценки и примененных подходов к оценке.

Информация, которая должна быть приведена в отчете об оценке согласно ФСО №7, в отчете содержится.

Из отчета следует, что для выбора объектов-аналогов оценщиком на дату оценки был изучен рынок предложений объектов недвижимости, расположенных в Ульяновской области.

Определение стоимости принадлежащего истцу объекта недвижимости произведено по четырем объектам-аналогам.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля оценщик ***., подготовивший отчет об оценке, подробно пояснил по процессу оценки, примененному подходу к оценке, ответил на вопросы по подготовленному им отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка. Он подтвердил подготовленный им отчет. Пояснил, что осмотр участка проводил через карты спутника в реальном режиме, фотоматериалы. По его поручению фотоматериалы с места оценки изготовлены специалистом ***».  Он указал, что замечания представителей ППП «Роскадастр» относительно подготовленного им отчета некорректные, основаны на недействующих положениях законодательства, подменены понятия «аналог» и «предложения», допущено искажение терминологии. При этом при выборе аналогов и при оценке предложений он строго следовал обязательным требованиям, нарушений не допущено.

В качестве объектов-аналогов во исполнение требований п. 22 ФСО № 7 были использованы объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. В рамках метода корректировок каждый объект-аналог сравнивался с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявлялись различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректировались по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывалась на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта. Отличие объекта от аналогов по площади учитывалось в отчете путем внесения корректировки на величину. Оценщик обязан сравнивать объекты с сопоставимыми характеристиками, а не с сопоставимыми ценами, что и было выполнено. Подбор аналогов с одинаковой стоимостью был бы прямым нарушением требования законодательства. Стоимость не является ценообразующим фактором.  Оценщик действовал правомерно, используя ценовую информацию об объекте оценки, цены предложений что предусмотрено пунктами 6, 7 ФСО № 5. Указанная в отчете рыночная стоимость 1 квадратного метра земельного участка является результатом расчета, что подробно изложено в отчете. Расчет произведен с использованием данных справочника под редакцией Лейфера, применены все необходимые корректировки. Иные подходы применять было нецелесообразно. 

В устных пояснениях и последующих письменных дополнениях  (в форме ответа на запрос) он подробно пояснил по замечаниям представителей                    ППП «Роскадастр». Указано, что при подборе предложений по продаже выбирались наиболее сопоставимые с объектом оценки, опубликованные в период с 01.01.2020 по 28.02.2021. Иные, указанные  представителем ППП «Роскадастр» объявления этим требованиям не соответствовали (касались иного временного периода, были неактивными, касались объектов, несопоставимых с объектом оценки).

Свидетель также пояснил, что имеет необходимое образование, опыт работы, его деятельность и деятельность организации застрахованы, является членом СРО, заинтересованности в деле не имеет. 

Оснований для недоверия показаниям свидетеля суд не усматривает.

Суд полагает, что подобранные оценщиком объекты-аналоги соответствуют определению, приведенному в ФСО №1 и ФСО №5.

Доказательств того, что применение сведений об использованных оценщиком объектах-аналогах привело к неправильному определению размера рыночной стоимости объекта оценки, не представлено.

Ходатайство о назначении судебной экспертизы участниками по делу не заявлено, такое право судом разъяснено.

Со своей стороны доказательств установления иной рыночной стоимости в отношении спорного земельного участка административными ответчиками не представлено.

Оценщик ***, *** ***                             ***», стаж работы в оценочной деятельности с 1999 года, трудовой договор с оценщиком от 24 октября 2007 года. Гражданская ответственность застрахована в ***», сертификат обязательного страхования ответственности оценщика № *** от 26 января 2022 года, срок действия с 5 февраля 2022 года по 4 февраля 2023 года, и                             № *** с периодом страхования с 5 февраля 2023 года по 4 февраля 2024 года. Он является членом ***, дата включения в реестр 23 октября 2007 года, номер согласно реестру 511. Диплом о профессиональной переподготовке ***» по специальности «Оценка стоимости предприятия (бизнеса), серия *** от 5 июля 2006 года, свидетельство о повышении квалификации *** по программе «Оценочная деятельность», регистрационный *** от 21 сентября 2012 года, год окончания – 2012; квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» *** от 4 июня 2021 года, выдан на основании решения *** от 4 июня 2021 года.

Сведений о том, что оценщик является лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в статье 16 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ        «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ограничивающих возможность проведения оценки, в отношении данного оценщика у суда не имеется.

Тот факт, что на место осмотра выезжал специалист ***», который изготовил фотоматериалы и передал их оценщику не противоречит требованиям законодательства.

В частности, в силу пункта 11 ФСО № 3  способы получения информации могут включать составление запросов к информированным источникам, получение исходных документов и материалов, осмотр объекта оценки, интервью, поиск рыночной информации из различных источников. Для выполнения оценки оценщик может привлекать организации и квалифицированных отраслевых специалистов, обладающих знаниями и навыками, не относящимися к компетенции оценщика.

В пункте 5 ФСО № 7 закреплено, что при сборе информации об оцениваемом объекте недвижимости оценщик или его представитель проводит осмотр объекта оценки в период, возможно близкий к дате оценки, если в задании на оценку не указано иное.

С учетом вышеизложенных обстоятельств оснований не доверять отчету об оценке у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ, не представлено и в материалах дела не имеется.

Указанные стороной административного ответчика ППП «Роскадастр» замечания по отчету отклоняются как необоснованные, на достоверность отчета не влияют.

Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные по настоящему делу требования административного истца: установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 марта 2021 года, в размере                      1 185 513 рублей 60 копеек, определив период ее применения с 1 марта 2021 года по 31 декабря 2022 года.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки земельного участка следует считать 17 февраля 2023 года.

Материалами дела подтверждается, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: *** утверждена по удельному показателю кадастровой стоимости, установленному постановлением Правительства Ульяновской области от 14.12.2011 № 614-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ульяновской области», на что указано в акте определения кадастровой стоимости земельного участка от 01.03.2021.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Как разъяснено в пунктах 7, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года        № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (часть 1).

Согласно части 3 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года        № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ), предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 г. № П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

По состоянию на 01.03.2021 в силу пункта 13.7. Устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», данное учреждение осуществляло определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Из изложенного следует, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных и ранее учтенных объектов недвижимости, поставленных на государственный кадастровый учет после даты массовой государственной кадастровой оценки, осуществлялось в спорный период Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ               «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно  сведениям, размещенным на официальном сайте ФНС России в сети Интернет по адресу: https://egrul.nalog.ru, в отношении ФГБУ                            «ФКП Росреестра» от 9 января 2023 года в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения                                        с 1 января 2023 года.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 сентября 2022 года № П/0358  определено реорганизовать             ФГБУ «ФКП Росреестра» путем присоединения к публично-правовой компании «Роскадастр» в срок до 31 декабря 2022 года.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации                        от 30 июля 2022 года № 1359 «О публично-правовой компании «Роскадастр» предусмотрено  создание публично-правовой компании «Роскадастр» путем реорганизации с одновременным сочетанием преобразования и присоединения акционерного общества «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации», г. Москва, единственным участником которого является Российская Федерация, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных», г. Москва, и федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», город Москва.

Пунктом 2 этого Постановления Правительства Российской Федерации определено, что компания осуществляет виды деятельности, в том числе  и федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 сентября 2022 года № П/0358 определено реорганизовать               ФГБУ «ФКП Росреестра» путем присоединения к публично-правовой компании «Роскадастр» в срок до 31 декабря 2022 года (п. 1); также предусмотрено, что функции, полномочия и деятельность учреждения, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляются публично-правовой компанией «Роскадастр» со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности учреждения (п. 3).

ППК «Роскадастр», как правопреемник реорганизованного юридического лица, пользуется всеми правами и несет все обязанности присоединенного лица.

Согласно п.п.2 пункта 16 Устава публично-правовой компании «Роскадастр», утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.07.2022             № 1359, данная компания осуществляет функции и полномочия публично-правового характера, а также оказывает государственные услуги в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке», в том числе: формирование и предоставление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, сведений в соответствии с частью 8 статьи 12 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»; формирование и предоставление в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; формирование и предоставление бюджетному учреждению, созданному субъектом Российской Федерации и наделенному полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, перечня вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки; расчет индексов рынка недвижимости; изменение актуальной кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае изменения величины индекса рынка недвижимости в сторону уменьшения более чем на 30 процентов по сравнению с величиной индекса рынка недвижимости года, следующего за годом проведения последней государственной кадастровой оценки, включающей объекты недвижимости соответствующих видов, категорий земель, назначений зданий и помещений.

В пункте 9 Устава закреплено, что компания может быть истцом и ответчиком в судах, от своего имени приобретать и осуществлять права в соответствии с целями деятельности компании, предусмотренными Федеральным законом «О публично-правовой компании «Роскадастр» и настоящим уставом, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Контроль за деятельностью  филиалов и представительств осуществляет Генеральный директор ППК «Роскадастр» (пп.8 п. 59 Устава).

Компания имеет право создавать филиалы и открывать представительства, в том числе за пределами территории Российской Федерации, которые не являются юридическими лицами и осуществляют деятельность от имени компании. Компания несет полную ответственность за деятельность филиалов и представительств (пункты 104, 106 Устава).

В связи с изложенным административные исковые требования подлежат удовлетворению к надлежащему ответчику - публично-правовой компании «Роскадастр», в отношении остальных административных ответчиков следует отказать в иске.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Принимая решение, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика публично-правовой компании «Роскадастр» в пользу Кохцулова И.А. в  возмещение   расходов  по  уплате  государственной  пошлины сумму 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

административные исковые требования Кохцулова Ильяса Адамовича к публично-правовой компании «Роскадастр» удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 марта 2021 года, в размере 1 185 513 рублей 60 копеек, определив период ее применения с 1 марта 2021 года по 31 декабря 2022 года.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки земельного участка считать 17 февраля 2023 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: ***

Взыскать с публично-правовой компании «Роскадастр» в пользу Кохцулова Ильяса Адамовича в  возмещение   расходов  по  уплате  государственной  пошлины 300 рублей.

В удовлетворении административных исковых требований Кохцулова Ильяса Адамовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Правительству Ульяновской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято 4 мая 2023 года.