Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании расходов на приобретение лекарств
Документ от 25.04.2023, опубликован на сайте 16.05.2023 под номером 106035, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2022-005132-36

Судья Берхеева А.В.                                                                                 Дело 33-1901/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      25 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.,

при секретаре  Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 декабря 2022 года, с учетом определения того же суда от 15 февраля 2023 года об исправлении описки, по делу №2-2827/2022, по которому постановлено: 

 

уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах Журавлева Валерия Александровича удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Журавлева Валерия Александровича (СНИЛС ***) денежные средства в размере 36532,50 руб. рублей, затраченные  на приобретение лекарственных препаратов ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** по рецептам врача от 03.11.2021, 05.11.2021, 02.12.2021, 06.12.2021, 28.12.2021, 06.01.2022, 05.02.2022, 08.02.2022, 03.03.2022, 07.03.2022, 29.03.2022, 01.04.2022, 07.04.2022, 02.06.2022, 20.07.2022, 24.07.2022, 26.07.2022, 05.08.2022, 24.08.2022, 06.09.2022, 24.09.2022, 05.10.2022, 07.10.2022 и 17.10.2022; компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Отказать во взыскании компенсации морального вреда в большем размере, чем взыскано судом.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор г.Димитровграда обратился в суд с иском в интересах Журавлева В.А. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии»  Федерального медико-биологического агентства о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение медицинских препаратов, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что Министерством здравоохранения Ульяновской области, Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии»  Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России)  допущено нарушение прав Журавлева В.А.

Журавлев В.А., ***1950 года рождения, является инвалидом *** группы, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств. Согласно рекомендациям врачей ФГБУ «НМИЦ ССХ им. Бакулева» Минздрава России, выписке из протокола заседания ВК Поликлиники для взрослых №1 КБ №172 – филиала №2 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России от 04.08.2022 №***, в соответствии с клиническими рекомендациями Журавлеву В.А. необходимо продолжить прием лекарственных препаратов: «***» ***, «***» (***), «***» (***), «***» (***), «***» (***), «***» (***), «***» (***), «***» (***), ***, «***, ***, ***, на которые ему 03.11.2021, 05.11.2021, 02.12.2021, 06.12.2021, 28.12.2021, 06.01.2022, 05.02.2022, 08.02.2022, 03.03.2022, 07.03.2022, 29.03.2022, 01.04.2022, 07.04.2022, 02.06.2022, 20.07.2022, 24.07.2022, 26.07.2022, 05.08.2022, 24.08.2022, 06.09.2022, 24.09.2022, 05.10.2022, 07.10.2022 и 17.10.2022 выписаны рецепты.

В связи с отсутствием данных лекарственных средств в аптечных пунктах г.Димитровграда, осуществляющих льготный отпуск лекарственных препаратов, с ноября 2021  года по октябрь 2022 года Журавлев В.А. приобретал указанные лекарственные препараты за собственные денежные средства, потратив 36 532 руб. 50 коп.

Невыполнение Министерством возложенной на него обязанности по обеспечению Журавлева В.А. бесплатными жизненно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении его прав. В спорный период Журавлеву В.А. лекарственные препараты не выдавались бесплатно, он вынужден приобретать лекарства за собственные денежные средства. В силу возраста и болезненного состояния Журавлев В.А. не работает, единственным источником дохода является пенсия, денежных средств ему на проживание и приобретение лекарственных препаратов не хватает, что негативно влияет на его состояние здоровья.

Прокурор просил обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии»  Федерального медико-биологического агентства обеспечить своевременное оформление рецептов Журавлеву В.А. на вышеуказанные лекарственные препараты в соответствии с медицинскими показаниями; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Журавлева В.А. денежные средства в размере 36 532 руб. 50 коп., затраченные на приобретение лекарственных препаратов, а также компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено                          ГУ «Ульяновская государственная  аптека».

Определением суда производство по делу в части исковых требований прокурора г.Димитровграда к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» о понуждении к своевременному оформлению рецептов, прекращено в связи с отказом от иска в этой части.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новый судебный акт. 

В обоснование жалобы указывают, что решение суда является незаконным и необоснованным, так как обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Отмечают, что спорные лекарственные препараты не включены ни в один льготный перечень на законодательном уровне. Министерство проводило все необходимые мероприятия для обеспечения истца медицинскими изделиями и лекарственным препаратом, проводило все необходимые мероприятия по организации закупок льготных медицинских изделий. Следовательно, возмещение расходов за не льготные лекарственные препараты, купленные на личные средства истцом, является нецелевым расходованием бюджета. Полагают, что истец не представил исчерпывающих доказательств о причинении ему физических или нравственных страданий, которые были следствием бездействия Министерства. Считают, что взысканная судом сумма компенсации морального вреда является необоснованно завышенной.

В возражениях на апелляционную жалобу Журавлев В.А. не соглашается с доводами Министерства здравоохранения Ульяновской области.  

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Журавлев Валерий Александрович, 21.09.1950  года рождения, является инвалидом 2 группы, по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается копией справки серии СЭ-2013 №0038794 от 13.11.2013 (т. 1 л.д. 16).

Из выписного эпикриза, выданного ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России,  следует, что Журавлев В.А. находился в период с 06.02.2019 по 15.02.2019 на лечении в указанном лечебном учреждении с диагнозом: ***. ***. ***. ***. ***.  При выписке Журавлеву В.А. даны рекомендации, в том числе  продолжить прием лекарственных препаратов *** под контролем АД (оригинальный препарат, без заменителей и аналогов), *** (оригинальный препарат, без заменителей или аналогов), *** (учитывая аллергическую реакцию на *** и все ***, только оригинальный препарат), *** под контролем МНО, целевые назначения 2-2.5*** в течение 14 дней, далее курсами по две недели осенью и весной (т. 2 л.д. 37-40).

Из выписного эпикриза, выданного ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России,  следует, что Журавлев В.А. в  феврале – марте  2021 перенес ***, после которой отмечает ухудшение состояния. В связи с чем был проконсультирован врачом, в последующем госпитализирован для проведения дообследования и определения тактики лечения. 30.04.2021 выполнена диагностическая ***. Рекомендовано продолжить прием лекарственных препаратов (т. 2. л.д. 41-46).  

В июле 2022 года госпитализирован в  ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» для проведения *** и определения дальнейшей тактики лечения.  Рекомендовано медикаментозное лечение: *** (т. 1 л.д. 12-13).

Согласно ответу  ФГБУЗ КБ №172 ФМБА Журавлев В.А. нуждается в постоянном приеме лекарственных препаратов ***. Замена на аналоги невозможна. Также нуждается в приеме лекарственного препарата ***, возможна замена на аналоги (т. 1 л.д.146).

Журавлеву В.А. были выписаны льготные рецепты серии 7321I1 №1000431428 от 03.11.2022 на получение лекарственного препарата «Atorvastatinum»; серии 7321I1 №1000431426 от 03.11.2022,серии 7321I1 №1000439355 от 02.12.2021, серии 7322I1 №1000456083 от 08.02.2022, серии 7322I1 №1000463793 от 03.03.2022, серии 7322I1 №1000470569 от 29.03.2022, серии 7322I1 №1000486302 от 02.06.2022, серии 7321I1 №1000446940 от 28.12.2021на получение лекарственного препарата «***»;серии 7321I1 №1000439361 от 02.12.2021, серии 7322I1 №1000456084 от 08.02.2022, серии 7322I1 №1000463788 от 03.03.2022,серии 7322I1 №1000470565 от 29.03.2022, серии 7321I1 №1000446937 от 28.12.2021 на получение лекарственного препарата «***»; серии 7321I1 №1000439353 от 02.12.2021,серии 7321I1 №1000439358 от 02.12.2021, серии 7322I1 №1000470561 от 29.03.2022, серии 7322I1 №1000470562 от 29.03.2022, серии 7322I1 №1000486298 от 02.06.2022, серии 7322I1 №1000486301 от 02.06.2022, серии 7322I1 №1000500261 от 26.07.2022, серии 7322I1 №1000500262 от 26.07.2022, серии 7322I1 №1000518553 от 05.10.2022, серии 7322I1 №1000518554 от 05.10.2022 на получение лекарственного препарата «***»; серии 7322I1 №1000470554 от 29.03.2022, серии 7322I1 №1000486303 от 02.06.2022, серии 7321I1 №1000446950 от 28.12.2021на получение лекарственного препарата «***»; серии 7322I1 №1000470560 от 29.03.2022, серии 7322I1 №1000486300 от 02.06.2022, серии 7322I1 №1000500255 от 26.07.2022, серии 7322I1 №1000518548 от 05.10.2022, серии 7321I1 №1000432641 от 10.11.2021 на получение лекарственного препарата«***»;серии 7322I1 №1000486299 от 02.06.2022  на получение лекарственного препарата «***».

Выписанными по льготным рецептам лекарственными препаратами Журавлев В.А. не был обеспечен. Доказательств наличия в аптечной сети указанных медицинских препаратов в период действия выданных истцу рецептов суду не представлено.

Как следует из материалов дела, Журавлевым В.А. самостоятельно приобретены  следующие лекарственные препараты:

05.11.2021 *** в количестве 1 уп.  – 581,90 руб. (рецепт от 03.11.2021);

05.11.2021 ***  2 уп. – 337,80 руб., ***  1 уп. – 743,80 руб., *** – 867,50 руб., (рецепты от 05.11.2021, 03.11.2021);

06.12.2021 ***. – 337,80 руб. *** – 581,90 руб., *** – 881,00 руб. *** – 743,80 руб., (рецепт от 06.12.2021, рецепт от 02.12.2021, от 02.12.2021);

06.01.2022 *** 2 уп. – 187,80 руб., *** 1 уп. – 139,90 руб. (рецепт от 02.12.2021,  от 02.12.2021); 

06.01.2022 *** 2уп. – 337,80 руб., *** 1 уп. – 873,00 руб., *** 1 уп. – 743,80 руб., *** 1 уп. – 581,90 руб., (рецепт от 02.12.2021, от 06.01.2022, рецепт от 28.12.2021, от 28.12.2021);

05.02.2022 *** 2 уп. – 337,80 руб., *** 1 уп – 867,80 руб., *** 1 уп. – 746,00 руб., *** 1 уп. – 581 руб. (рецепт от 05.02.2022, от 08.02.2022, от 08.02.2022);

07.03.2022 *** 3 уп. – 527,10 руб., *** 1 уп. – 879,00 руб., *** 1 уп. – 773,10 руб., *** 1 уп. – 581,90 руб. (рецепт от 07.03.2022,  от 03.03.2022, от 03.03.2021);

01.04.2022 *** 1 уп. – 892,90 руб., Атори 1 уп. – 581,90, *** – 931,80 руб. (рецепт от 29.03.2021, от 29.03.2022, от 01.04.2022);

07.04.2022 *** 3 уп. – 608,70 руб., Варфарин 2 уп. – 386,80 руб., *** – 973,20 руб., *** 1 уп. – 140 руб., (рецепт от 29.03.2022, от 29.03.2022, от 07.04.2022);

08.04.2022 ***, 1 уп. – 147 руб. рецепт от 29.03.2022;

16.04.2022 ***, 3 уп. – 318,00 руб. рецепт от 29.03.2022;

07.06.2022 *** 2 уп. – 386,80 руб., *** 1 уп. – 931,80 руб., *** -130,50, *** 1 уп. – 140 руб. (рецепт от 02.06.2022, от 02.06.2022, от 02.06.2022, от 02.06.2022);

24.07.2022 *** 1 уп. – 775,70 руб. рецепт от 24.07.2022;

02.08.2022 *** 75, 2 уп. – 300 руб. рецепт от 26.07.2022;

02.08.2022 *** 50, 2 уп. – 218,00 руб. рецепт от 26.07.2022;

01.08.2022 *** 2 уп. – 340 руб. рецепт от 26.07.2022;

05.08.2022 *** 1 уп. - 3297,00 руб. рецепт от 05.08.2022;

24.08.2022 *** 1 уп. – 1426,30 руб.  рецепт от 24.08.2022;

06.09.2022 *** 1 уп. – 2015,40 руб., рецепт от 06.09.2022;

08.10.2022 *** 75, 2 уп.- 293,80 руб. рецепт от 05.10.2022;

24.09.2022 *** 1 уп. – 1055,20 руб. рецепт от 24.09.2022;

07.10.2022 *** 1 уп. -1492,80 руб., *** 1 уп. – 3316,20 руб. рецепт от 07.10.2022;

08.10.2022 *** 2 уп. – 386,80 руб.,   *** 50, 2 уп. – 211,20 руб. (рецепт от 05.10.2022,  от 05.10.2022);

17.10.2022 *** 1 уп. – 966,50 руб., *** 1 уп. – 714,60 руб. рецепт от 17.10.2022. 

Итого затрачено на приобретение лекарственных препаратов по не обслуженным рецептам 36 612 руб. 30 коп., ко взысканию заявлено 36 532 руб. 50 коп.

Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, и исходил из того, что инвалид *** группы в связи с имеющимися у него заболеваниями имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области расходов за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты. Установив нарушение прав инвалида со стороны регионального Минздрава, суд также взыскал в пользу Журавлева В.А. компенсацию морального вреда.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Закона № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют неработающие инвалиды II группы.

Нуждаемость Журавлева В.А. в применении указанных лекарственных препаратов по жизненным показаниям подтверждена как выписанными в установленном порядке рецептами, так и представленными в материалы дела медицинскими документами, в том числе, заключениями врачебной комиссии.

С учетом изложенного вывод о наличии правовых оснований для обеспечения Журавлева В.А. необходимыми ему лекарственными препаратами следует признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обеспечение лекарственными препаратами, не входящими в льготные перечни, не осуществляется, отклоняются судебной коллегией ввиду того, что закон не содержит такого основания для отказа в обеспечении лекарственными средствами пол выписанным в установленном порядке льготным рецептам.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Лекарственные препараты ***, ***, ***, *** внесены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406‑р, в связи с чем Журавлев В.А. на основании статей 6.1, 6.2, 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

При этом, как верно учтено судом, не включение лекарственных препаратов ***, ***, ***, ***, *** в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов не может являться основанием для отказа в его обеспечении, поскольку часть 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» допускает использование иных лекарственных препаратов чем те, которые включены в стандарт, на основании заключения врачебной комиссии, которое представлено в материалы дела.

Таким образом, верно установив тот факт, что не обеспечение инвалида полагающимися ему по жизненным показаниям лекарственными препаратами произошло по вине ответчика, что послужило основанием для приобретения указанных препаратов Журавлевым В.А. за собственный счет, суд сделал правильный вывод о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца убытков, связанных с самостоятельным приобретением лекарственных препаратов.

Также суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации). Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ). Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина. Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного в случае разглашения вопреки воле усыновителей охраняемой законом тайны усыновления (пункт 1 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации); компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями; компенсация морального вреда, причиненного гражданину, в отношении которого осуществлялось административное преследование, но дело было прекращено в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения либо ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение (пункты 1, 2 части 1 статьи 24.5, пункт 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее - КоАП РФ).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Таким образом, учитывая, что не обеспечение лекарственными средствами нарушает личные неимущественные права инвалида на охрану его жизни и здоровья, в связи с чем, руководствуясь положениями статей 150 и 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что Журавлеву В.А. были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца компенсации причиненного морального вреда.

При этом, определенный судом размер такой компенсации, с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего – инвалида, соответствует фактическим обстоятельствам дела, степени допущенного нарушения, а также  требованиям разумности и справедливости.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 декабря 2022 года, с учетом определения того же суда от 15 февраля 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.05.2023.