Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об организации транспортировки к месту лечения
Документ от 25.04.2023, опубликован на сайте 16.05.2023 под номером 106031, 2-я гражданская, о возложении обязанности организовать и предоставить бесплатную медицинскую услуг, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2022-007868-30

Судья Бахарева Н.Н.                                                                            Дело № 33-1891/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      25 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Карабанова А.С., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 декабря 2022 года по гражданскому делу №2-5775/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора  Заволжского района г. Ульяновска в интересах   Мангушева Ильдара  Ревгатовича к Министерству здравоохранения Ульяновской области о   возложении обязанности организовать  услугу по проезду к месту лечения и обратно – удовлетворить.

Возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанности  организовать и представить Мангушеву Ильдару  Ревгатовичу бесплатную медицинскую услугу по транспортировке его от места жительства до места получения медицинской помощи  для прохождения процедуры гемодиализа в ООО «Фрезениус Нефрокеа» по адресу: г. Ульяновск, пр-т Сурова, 4Б, и обратно в соответствии с графиком лечения.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах  Мангушева  И.Р.,  обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности организовать  услугу по проезду к месту лечения и обратно.

В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об оказании специализированной медицинской помощи и бесплатной медицинской помощи населению было выявлено бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области (далее - Министерство), в результате чего инвалид *** группы  Мангушев  И.Р. вынужден за счет личных средств самостоятельно несколько раз  в неделю круглогодично посещать  медицинский центр ООО «Фрезениус Нефрокеа» по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, 4,  чтобы получить жизненно необходимое лечение. 

Прокурор просил обязать ответчика Министерство здравоохранения Ульяновской области организовать и предоставить Мангушеву И.Р. бесплатно услугу по доставке из дома  к месту лечения в диализный центр ООО «Фрезениус Нефрокеа» по адресу: г. Ульяновск, пр-т Сурова, 4 и обратно домой в соответствии с графиком его лечения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ООО «Фрезениус Нефрокеа», администрация города Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

В обоснование доводов жалобы указывает, что Мангушев И.Р. получает плановое лечение методом ***, диагностические исследование ему не проводятся, лечение получает амбулаторно, а не стационарно. В оказании скорой медицинской помощи, в осуществлении медицинской эвакуации не нуждается, медицинская помощь оказывается в плановом режиме, при этом необходимости в экстренной доставке не имеется. Другие основания для доставки Мангушева И.Р. транспортом медицинской организации для получения *** в лечебное учреждение, действующим законодательством не предусмотрены. Бесплатная медицинская услуга по транспортировке в медицинскую организацию при амбулаторном лечении законом не предусмотрена, является нецелевым расходованием финансовых средств. Перевозка пациента на автомобильном транспорте не является медицинской услугой, а относится к числу транспортных услуг, так как медицинская помощь не оказывается во время следования пациента к месту лечения и обратно. Кроме того, медицинская услуга *** предоставляется медицинской организацией ООО «Фрезениус Нефрокеа» в рамках Территориальной программы государственных гарантий оплачивается из средств ТФОМС. Просят учесть, что в соответствии с указаниями Министерства здравоохранения РФ разработано тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Ульяновском области на 2022 год, в котором не предусмотрена оплата доставки больных на процедуру *** за счёт средств ОМС. Таким образом, доставка пациента к месту лечения и обратно не является медицинской услугой в соответствии с действующим федеральным законодательством. Данный вид помощи организован для Мангушева  И.Р. бесплатно, медицинская помощь доступна. Вопрос создания условий для оказания медицинской помощи населению относится к вопросам местного значения муниципального района и возложен на его администрацию. Кроме того, в п.5.8 Территориальной программы Ульяновской области указывает на то, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих ***, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно. Соответственно такое финансирование является правом, а не обязанностью. Кроме того, ссылается на судебную практику Ульяновского областного суда, в соответствии с которой прокурору было отказано в удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация города Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мангушев   И.Р. является инвалидом *** группы (л.д. 9).

Справкой ООО «Фрезениус Нефрокеа» подтверждается, что Мангушев И.Р. находится на постоянном лечении процедурой *** с 18.01.2010 в диализном центре по адресу: г. Ульяновск, пр-т Врача Сурова, д. 4, по причине ***. График лечения на аппарате «***» 3 дня в неделю (пн,ср, пт, с 12.00 -18.00 часов).  Перерывы в лечении *** не допустимы в связи с угрозой для жизни (л.д.11).

Транспортировка Мангушева И.Р. от места его жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры *** в г. Ульяновск и обратно в соответствии с графиком лечения (три дня в неделю) не организована.

Полагая права инвалида Мангушева И.Р. нарушенными, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к выводу о том, что транспортировка больных *** в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде ***, является составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной услуги по транспортировке больных *** от места жительства до места получения медицинской помощи методом *** и обратно в соответствии с графиком *** должна быть возложена на субъект Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения Ульяновской области, поскольку в полномочия последнего входит решение вопросов по оказанию населению специализированной помощи, к которой относится ***.

Данные выводы суда соответствуют установленным по делу доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права, гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для жизнеобеспечения.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Исходя из положений пункта 6 статьи 4 и статьи 10 Федерального закона №323‑ФЗ, одним из принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу части 2 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании части 11 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных данным Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.

Согласно п.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

Согласно подпункту 8 пункта 2.1 названного Положения в сфере управления здравоохранением Министерство здравоохранения организует оказание населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о том, что финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию вышеуказанной специализированной медицинской помощи финансируется за счет средств бюджета Ульяновской области, в связи с чем организация оказания такой помощи относится к полномочиям Министерства здравоохранения Ульяновской области. Министерство здравоохранения Ульяновской области является уполномоченным органом, который организует оказание такой специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей области и обеспечивает ее доступность для граждан.

Данные выводы суда соответствуют установленным по делу доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права, гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для жизнеобеспечения.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что пациентам, проживающим на территории муниципального образования финансирование транспортировки граждан должно осуществляться за счет средств местного бюджета, основаны на ошибочном толковании закона, они повторяют процессуальную позицию ответчика в районном суде.

Правительство Ульяновской области гарантировало за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории всей Ульяновской области оказание специализированной медицинской помощи при болезнях мочеполовой системы, включая проведение заместительной почечной терапии методом гемодиализа.

Пунктом 5.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 № 735-П, предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться финансовое обеспечение зубного протезирования отдельным категориям граждан, а также транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 5.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2022 № 828-П.

Несмотря на то, что транспортировка больных на *** не была включена в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, это не исключает возможности ее финансирования Министерством здравоохранения Ульяновской области в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по организации и предоставлении бесплатной медицинской услуги по транспортировке Мангушева И.Р. для прохождения процедуры *** на Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области  – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.05.2023.