Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение пенсии работнику летно-испытательного состава
Документ от 08.07.2008, опубликован на сайте 16.07.2008 под номером 10600, 2-я гражданская, о включении периодов работы в спец.стаж,назн.пенсии как работнику летно-испат.состава, выплате пенсии, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33-***-2008г.                                                           Судья Авдонина В.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

08 июля 2008 года                                                                                               г.Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Пищугиной Л.И., Николаевой Р.И.

рассмотрела дело по кассационной жалобе О*** на  решение Заволжского районного суда от 04 июня  2008 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований О*** к УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе о включении периодов работы с 13.01.1982 года по 25.07.1985 года – службы в должности бортового авиатехника; с 01.09.1985 года по 24.06.1989 года – учебы в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского; с 22.12.1992 года по 19.06.1998 года – службы в должности бортинженера-испытателя и назначении пенсии отказать.

Заслушав доклад судьи Пищугиной Л.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

О*** обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе (далее Пенсионный фонд) о включении  периодов службы в должностях летного и летно-испытательного состава Вооруженных Сил, а также учебы в Военно-воздушной академии в специальный трудовой стаж; назначении пенсии как работнику летно-испытательного состава Гражданской авиации; выплате данной пенсии с 29.09.2004 года.

В обоснование иска указал, что проходил службу в Вооруженных Силах в периоды: с 13.01.1982 года по 25.07.1985 года в должности бортового авиатехника (летный состав); с 01.09.1985 года по 24.06.1989 года – период учебы в Военно-воздушной академии им. Жуковского; с 22.12.1992 года по 19.06.1998 года – в должности бортинженера-испытателя. С 29.07.1998 года  по настоящее время работает в ЗАО «А***» бортинженером-испытателем Гражданской авиации.

29.09.2004 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему трудовой пенсии как работнику летно-испытательного состава, но в ее назначении ему было отказано, с чем он не согласен.

Решение комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан, которым указанные периоды не были включены  в специальный стаж, было пересмотрено, и в специальный стаж был засчитан только период его работы  в летно-испытательном составе Гражданской авиации с 29.07.1998 года по 28.09.2004 года (бортинженер-испытатель ЗАО «А***»), который в льготном исчислении составляет 12 лет 03 месяца 28 дней.

Данное дело судами рассматривалось неоднократно.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе О*** просит решение суда отменить, указывая на доводы, приведенные в обоснование иска. Так, он ссылается на пп.1,3,4,5 Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава» № 384 от 05.07.1991 года, согласно  которым весь период службы в должностях летно-испытательного состава должен включаться в выслугу лет. Отказ Пенсионного фонда во включении оспариваемых периодов противоречит п.3 ст.10 ФЗ «О статусе военнослужащих», который соответствует условиям ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Его служба на указанных должностях была связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья и входила в соответствующий Перечень, утв. Приказом Министра Обороны РФ № 365 от 13.09.2002 года. Эти же должности включены и в Постановление СМ РСФСР № 384 от 05.07.1991 года. Суд не учел Определение Конституционного Суда РФ от 02 ноября 2006 года № 563-О, в котором указано, что не может исключаться из стажа военная служба в должностях летного состава. Суд дал неправильное толкование закона, указав на то, что пересмотру в установленном законом порядке с учетом настоящего Определения подлежат лишь дела граждан, обратившихся в Конституционный Суд РФ. Полагает также, что отсутствие механизма перечисления средств из Федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ не может служить основанием в ограничении приобретенных им прав. Суд не учел разъяснения Конституционного Суда РФ о том, что до введения законодателем РФ правового регулирования, предусматривающего включение в специальный стаж периодов военной службы в должностях летного состава, сохраняются без каких-либо изменений условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу, действовавшие до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что О*** претендует на назначение ему пенсии за выслугу лет в связи с работой в летно-испытательном составе Гражданской авиации  в соответствии со ст.31 п.3 Закона РФ от 17.12.2001 года № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.79 п.1 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», которую ответчик отказался ему назначить за отсутствием необходимого стажа летной работы – 25 лет.

При этом ответчик отказал истцу во включении периода его службы в Вооруженных Силах на должностях летного состава и учебы в Военно-воздушной академии им.  Жуковского (с 01.09.1985г. по 24.06.1989г. – учеба, с 13.01.1982г. по 25.07.1985 г. – служба в качестве бортового авиатехника, с 22.12.1992 г. по 19.06.1998 г. – служба в качестве инженера-испытателя).

Проверяя законность отказа ответчика в назначении истцу пенсии, суд правильно руководствовался Положением «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава», утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 05.07.1991 г. (в редакции от 12.08.1992 года № 577).

Указанным Положением (п.3) предусмотрено право на пенсию за выслугу лет летному составу, непосредственно выполняющему испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники (летчики/пилоты-испытатели, штурманы-испытатели, бортинженеры-испытатели и др.).

Пунктом 5 Положения предусмотрено, что в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается, в частности, время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа на должностях летного состава гражданской авиации – в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летному составу Гражданской авиации.

Давая анализ вышеприведенной норме, суд правильно указал, что пунктом 5 Положения предусмотрены иные периоды деятельности, которые засчитываются в стаж лишь сверх 25 лет и влияют на размер пенсии.

Однако эта служба и учеба не подлежат зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет  на основании указанного Положения.

Поэтому суд правомерно отказал истцу во включении оспариваемого периода службы и учебы в  выслугу лет для назначения пенсии на основании вышеуказанного Положения.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд не учел Определения Конституционного Суда РФ на этот счет, не могут быть приняты во внимание.

Конституционный Суд РФ в Определении № 563-О «По жалобам граждан Барсукова Б.Ю., Богдана С.Л. и др.» от 02.11.2006 г., устанавливая конституционно-правовой смысл п.3 ст.31 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», указал, что пенсионное обеспечение работников летно-испытательного состава, предусматривающее включение в специальный стаж периодов военной службы в должностях летного состава, как затрагивающее расходную часть бюджета Пенсионного фонда РФ и тем самым права граждан – получателей трудовых пенсий, должно производиться на основе правового регулирования, которое надлежит установить федеральному законодателю с учетом выявленного Конституционным Судом РФ конституционно-правового смысла положений п.3 ст.31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Однако правовое регулирование законодателем не установлено.

На этот счет Конституционный Суд РФ также установил особенности исполнения данного определения, в соответствии с которыми до введения вышеназванного правового регулирования сохраняются без каких-либо изменений условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу Гражданской авиации, действовавшие до вступления названного федерального закона в силу.

Действовавшие нормативные акты, в частности,  вышеупомянутое Положение не предусматривает зачет военной службы на должностях летного состава и учебу в Военной академии в специальный стаж для назначения пенсии по выслуге лет летно-испытательному составу Гражданской авиации.

Доводам истца в жалобе о том, что суд не принял во внимание Закон РФ «О статусе военнослужащих», суд дал надлежащую оценку, указав на то, что этот закон содержит общие положения и не может собой заменить специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере пенсионного обеспечения.

Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов суда не опровергают, поэтому они не могут повлечь отмену решения суда.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Заволжского районного суда от 04 июня 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу О*** – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи