Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 25.04.2023, опубликован на сайте 11.05.2023 под номером 105977, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-008342-63

Судья Сизов И. А.                                                                           Дело № 33-2027/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 25 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Завгородней Т.Н.,

судей Богомолова С.В., Карабанова А.С.,

при секретаре Воронковой И.А., 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-323/2023 по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 января 2023 года, которым постановлено:  

 

исковые требования Лабутиной Екатерины Александровны удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Лабутину Екатерину Александровну специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области. 

Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в пользу Лабутиной Екатерины Александровны в возмещение расходов на уплату государственной пошлины 300 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., пояснения истца Лабутиной Е.А., представителя истца Сотникова И.А., допущенного к участию в деле по устному ходатайству, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

установила:

 

Лабутина Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить специализированным жилым помещением. В обоснование заявленных требований истец указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Ульяновской области. Истец закончила обучение в ФГБОУ ВО «***», трудоустроена и проживает в г. Ульяновске, в собственности какого-либо жилого помещения не имеет. До настоящего времени договор найма специализированного жилого помещения с истцом не заключен, жилое помещение не предоставлено. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить ее специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск», возместить судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социального развития Ульяновской области, Департамент Министерства социального развития  Ульяновской области в г. Ульяновске.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что для поэтапной ликвидации накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот принимаются последовательные и объективные меры. Исходя из доведенного финансирования, систематически проводится работа по приобретению жилых помещений в собственность Ульяновской области. Полагает, что истцом выбран неверный способ защиты права, поскольку Министерство не отказывало Лабутиной Е.А. в предоставлении в установленном законом порядке жилого помещения. Факт длительного непредоставления жилого помещения истцу обусловлен уважительными причинами, а именно отсутствием необходимого финансирования для удовлетворения потребности всех детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Ульяновской области.

 

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда.

 

На основании ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 3 постановления Правительства Ульяновской области от 27 декабря 2012 года № 644-П «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, сформированным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области.

В соответствии с подп. 13 п. 2.6 постановления Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/52-П Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечивает на основании решения осуществление полномочий представителя собственника жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лабутина Е.А., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее одинокая мать *** С.А. умерла ***.2013.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 25.09.2014 (протокол № 23) Лабутина Е.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

13.06.2018 Лабутина Е.А. закончила обучение в ФГБОУ ВО «***», трудоустроена и проживает в г. Ульяновске.

Согласно уведомлению из Единого государственного реестра недвижимости от 20.12.2022 № ***, сведения о правах Лабутиной Е.А. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимого имущества отсутствуют.

Право истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда в г. Ульяновске, ответчиком не оспаривалось.

 

Разрешая заявленный спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходя из наличия у Лабутиной Е.А. соответствующего статуса и права на меры социальной поддержки в виде однократного предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда, пришел к выводу о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по обеспечению жилым помещением.

 

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации.

 

При этом доводы апелляционной жалобы Министерства об отсутствии необходимого финансирования для удовлетворения потребности всех детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Ульяновской области, являются несостоятельными, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом.

 

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, в связи с тем, что Министерство не отказывало Лабутиной Е.А. в предоставлении в установленном законом порядке жилого помещения, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм процессуального права.

Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что до настоящего времени Лабутина Е.А. жилым помещением не обеспечена, таким образом гарантированное истцу Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда ответчиком нарушено.

 

При указанных обстоятельствах, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.    

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 мая 2023 года.