Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 25.04.2023, опубликован на сайте 28.04.2023 под номером 105873, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                                 73RS0013-01-2022-005377-77

Дело № 33-1976/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   25 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Богомолова С.В., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 января 2023 года по гражданскому делу № 2-102/2023, по которому постановлено:

 

уточненный иск прокурора города Димитровграда в защиту прав и интересов Есиной О.К. удовлетворить частично. 

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать Есину Ольгу Константиновну лекарственными препаратами «***», «***» в количестве и дозировке, рекомендованном врачебной комиссией ФГБУ ГНЦ «***» в выписном эпикризе от 20.06.2022.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Есиной Ольги Константиновны компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) руб.

В удовлетворении уточненного иска прокурора города Димитровграда в защиту прав и интересов Есиной О.К. к ФГБУ «ФНКЦРиО» ФМБА о понуждении к своевременному оформлению рецептов отказать.

В удовлетворении уточненного иска прокурора города Димитровграда в защиту прав и интересов Есиной О.К. к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда в большем размере   отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор города Димитровграда, действуя в защиту прав и интересов Есиной О.К. обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦМРиО ФМБА России), Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать рецепты и обеспечить лекарственным препаратом.

В обоснование иска указано, что Есина О.К. страдает *** – ***. В соответствии с выписным эпикризом ФГБУ «***» ФМБА России от 20.06.2022, а также протоколом врачебной комиссии поликлиники для взрослых №*** от 24.08.2022 она по жизненным показаниям нуждается в приеме лекарственных препаратов «***» и «***!%». 27.07.2022 клинической больницей в Министерство здравоохранения направлено письмо о включении Есиной О.К. в региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих *** заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни или их инвалидности, а также выписной эпикриз о назначении лекарственной терапии препаратами «***» и «***». 13.10.2022 Есиной О.К. лечащим врачом выписаны льготные рецепты на получение указанных препаратов, однако при обращении 14.10.2022 в ГУ «Ульяновская государственная аптека» в предоставлении данных препаратов отказано по причине их отсутствия в аптечной сети. При этом согласно письму Министерства здравоохранения Ульяновской области от 25.11.2022 Есина О.К. не имеет право на льготное лекарственное обеспечение, поскольку данные препараты не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

С учетом изложенного, прокурор просил обязать ФГБУ «ФНКЦРиО» ФМБА обеспечить своевременное оформление рецептов Есиной О.К. на лекарственные препараты *** и ***; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Есину О.К. указанными препаратами в соответствии с назначениями врача на весь период лечения, обратив решение суда в указанной части к немедленному исполнению; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Есиной О.К. компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб..

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ «Ульяновская государственная аптека».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. И только в том случае, если гражданин, нуждающийся в лекарственном обеспечении, самостоятельно пришел на прием в медицинское учреждение. Обращает внимание, что порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством РФ. В то время как лекарственные препараты «***» и «***» не включены ни в один льготный перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий на законодательном уровне. Соответственно закупка указанных лекарственных средств приведет к нарушению бюджетного законодательства и привлечению должностных лиц, допустивших закупку нельготного изделия, к административной ответственности. Кроме того Министерство считает сумму заявленной компенсации в размере 5000 руб. необоснованно завышенной, поскольку истцом не представлено медицинского обоснования невозможности продолжить жизнедеятельность без препарата, или достоверные сведения халатности и бездействия сотрудников Министерства.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Димитровграда, просит решение суда оставить без изменения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Есина О.К. наблюдается в поликлинике для взрослых № *** с диагнозом «***» (л.д. 34-35).

Согласно выписному эпикризу ФГБУЗ «ГНЦ Институт иммунологии» истице по жизненным показаниям рекомендована терапия препаратами «***» и «***» (л.д.38-43).

Протоколом врачебной подкомиссии от 24.08.2022 № *** Поликлиники для взрослых № *** принято решение о том, что Есина О.К. нуждается в применении лекарственных препаратов «***» и «***» (л.д. 32-33).

Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и исходил из того, что Есина О.К. в связи с имеющимся у нее заболеванием (***) имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача (фельдшера), в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечивать истца указанными лекарственными препаратами, а также в связи с нарушением личных неимущественных прав Есиной О.К. на получение бесплатной медицинской помощи взыскал с данного ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Нуждаемость Есиной О.К. в применении лекарственных препаратов «***» и «***» по жизненным показаниям подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами, в том числе заключением врачебной комиссии.

С учетом изложенного вывод о наличии правовых оснований для обеспечения истца необходимым ей лекарственным препаратом следует признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Судебная коллегия в указанной части также отмечает, что частью 1 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2 статьи 44).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности, в который включено заболевание «***».

Согласно пункта 4 части 2 статьи 73 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядок оформления указанных бланков, их учета и хранения утвержден Приказ Минздрава России от 24.11.2021 № 1094н.

Названный Порядок устанавливает правила назначения лекарственных препаратов для медицинского применения и оформления их назначения при оказании медицинской помощи в медицинских организациях

В соответствии с пунктом 6 Порядка назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанных в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 № 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, согласно пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям находится в компетенции врачебной комиссии медицинской организации. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) врачебная комиссия вправе принять решение о назначении пациенту конкретного лекарственного препарата по торговому наименованию.

Отсутствие в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов конкретного торгового наименования лекарственного препарата, исходя из приведенных положений законодательства, не является препятствием для его назначения в соответствии с решением врачебной комиссии при наличии к тому показаний. Обеспечение назначенным препаратом не подлежит оплате за счет личных средств граждан и реализуется в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Поскольку лекарственные препараты «***» и «***» назначены Есиной О.К. по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, данные лекарственные препараты должны быть предоставлены ей бесплатно.

Судебная коллегия отмечает, что обеспечение гражданина необходимым ему по жизненным показаниям лекарственным препаратом не может ставиться в зависимость от включения указанного вида медицинского изделия в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, на который ссылаются авторы апелляционных жалобы, поскольку иное толкование вышеприведенных норм права приведет к нарушению гарантированного конституцией права инвалида на охрану его здоровья.

Верно установив тот факт, что не обеспечение Есиной О.К. полагающимися ей по жизненным показаниям лекарственными препаратами произошло по вине ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области,, суд сделал правильный вывод о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца компенсации морального вреда.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении Есиной О.К. полагающимися ей лекарственными препаратами существенно нарушает личные неимущественные права истца с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца.

Учитывая все вышеприведенные обстоятельства, а также принцип разумности и справедливости, суд пришел к обоснованному выводу взыскании в пользу истца компенсации морального вреда, снизив ее размер до 5000 руб.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 января 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.04.2023