Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Средства на кап ремонт
Документ от 12.04.2023, опубликован на сайте 20.04.2023 под номером 105733, 2-я гражданская, о возложении обязанности перечислить денежные средства на счет взносов собственников МКД, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-006687-81

Судья Елистратов А.М.                                                                       Дело № 33-1609/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н  И Е

 

г.Ульяновск                                                                                             12 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Рыбалко В.И.,

судей Бабойдо И.А., Власовой Е.А.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 ноября 2022 года по делу                № 2-4999/2022, по которому постановлено:

исковые требования Липатовой Эльвиры Шамильевны к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области открыть в Банке ВТБ (ПАО) специальный счёт для зачисления денежных средств собранных собственниками помещений в многоквартирном доме *** в г.Ульяновске и перечислить денежные средства в сумме                      5 544 875 руб. 89 коп. (собранные по состоянию на 1 ноября 2022 года) на указанный счёт.

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., пояснения Липатовой Э.Ш., полагавшей необходимым решение оставить без изменения, судебная коллегия

 

установила:

 

Липатова Э.Ш. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (далее также Фонд модернизации) о возложении обязанности перечислить  денежные средств на специальный счет многоквартирного дома.

Требования мотивированы тем, что истица является собственницей квартиры 77 в  многоквартирном жилом доме *** в г.Ульяновске. 1 августа 2021 года собственники помещений в доме приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта дома на специальном счете, соответствующий протокол собрания был направлен в адрес ответчика. 10 сентября 2021 года протокол собрания Фонд модернизации необоснованно вернул. Управляющая домом компания 28 сентября 2021 года вручила ответчику сопроводительное письмо, протокол от 1 августа 2021 года, реестр собственников, сообщение о проведении собрания, бюллетени, реестр приглашённых, реестр присутствующих на очной части собрания, реестр присутствующих на заочной части собрания. 25 августа 2022 года ответчик сообщил о несоответствии предоставленных документов требованиям приказа Министерства строительства и ЖКХ России №44пр. от 28 января 2019 года.

Считая отказ в неисполнении решения собственников незаконным, Липатова Э.Ш. просила обязать ответчика открыть в Банке ВТБ (ПАО) специальный счёт для зачисления денежных средств, собранных по услуге «капитальный ремонт» собственниками помещений в многоквартирном доме *** в г.Ульяновске и перечислить собранные по услуге «капитальный ремонт» по состоянию на 1 ноября 2022 года денежные средства в сумме  5 544 875 руб. 89 коп. на счёт в Банке ВТБ (ПАО).

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО «Домофонд», ООО «РИЦ-Ульяновск», Банк ВТБ (ПАО),  Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, районный суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области просит отменить решение суда в связи с неправильным определением фактических обстоятельств дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы указывает, что протокол общего собрания собственников от 1 августа 2021 года об изменении способа формирования фонда капитального ремонта  поступил в Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области с нарушением срока, установленного статьей  173 Жилищного кодекса Российской Федерации. При направлении указанного протокола были допущены и нарушения и других требований, установленных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Так, фонду была направлена копия протокола, в реквизитах которого указан адрес: «г. Ульяновск, ***». Аналогичный протокол был направлен в адрес Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, что подтверждено входящей регистрацией.

Настаивает на том, что с учетом указанных нарушений данный протокол не мог являться основанием для изменения способа формирования фонда капитального ремонта.

ООО «Домофонд» (управляющая домом компания) письмом от 10 сентября 2021 года было уведомлено о допущенных нарушениях, однако мер к устранению нарушений предпринято не было, в связи с чем протокол был возвращен.

Просит решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 ноября 2022 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В возражениях на апелляционную жалобу Липатова Э.Ш. просит решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений,  судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 1 августа 2021 года собственники помещений в многоквартирном жилом доме  №*** в г.Ульяновске приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта дома на специальном счёте в Банке ВТБ (ПАО).

Решение собственников помещений, зафиксированное в протоколе общего собрания от 1 августа 2021 года, было направлено с описью вложения управляющей компанией (ООО «Домофонд») ответчику 6 августа 2021 года. Ответчик вернул документы управляющей компании 10 сентября 2021 года.

Срок перечисления ответчиком денежных средств истекал в августе 2022 года.

Ответчик указал в отзыве, что по состоянию на 1 ноября 2022 года размер денежных средств, перечисленных собственниками помещений в Доме по услуге «капитальный ремонт», составляет 5 544 875 руб. 89 коп.

В силу положений части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Согласно части 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В части третьей названной статьи  сказано, что в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи  175 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.

В части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации сказано, что решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на Ае регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Согласно части 7 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации при изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что протокол общего собрания собственников квартир дома № *** в г.Ульяновске  от 1 августа 2021 года о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в Фонд был направлен курьерской службой 6 августа 2021 года, т.е. в течение пяти рабочих дней (л.д. 33) после принятия решения (учитывая праздничные и выходные дни).

Решение собрания о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете в соответствии с правилами части 5 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации вступало в силу через один год после направления его региональному оператору, т.е. 6 августа 2022 года.

Собранные собственниками денежные средства в размере 5 544 875 руб. 89 коп. (собранные по состоянию на 1 ноября 2022 года) ответчиком на специальный счёт в установленный срок перечислены не были.

Из материалов дела следует, что решение собрания о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете Фондом модернизации исполнен не был по причине указания в протоколе собрания неверного  адреса его составления, нарушения срока предоставления протокола (ответ Фонда л.д. 110).

Удовлетворяя требования Липатовой Э.Ш. и признавая незаконным бездействие Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области по не перечислению на специальный счёт регионального оператора, возлагая на Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области обязанности по открытию в Банке ВТБ (ПАО) специального счёта для зачисления денежных средств собранных собственниками помещений в многоквартирном доме *** в г. Ульяновске и перечислению денежных средств в сумме 5 544 875 руб. 89 коп., собранных по состоянию на 1 ноября 2022 года, суд обоснованно исходил из приведенных выше норм жилищного законодательства, поскольку возложенные на Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области обязанности по исполнению решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом №2 от 1 августа 2021 года, исполнены не были.

Доводы апелляционной жалобы Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области о том, что оснований для исполнения решения общего собрания собственников, оформленного протоколом №2 от 1 августа 2021 года, не имелось, поскольку данный протокол был представлен с нарушением срока, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку, как указывалось выше, протокол собрания от 1 августа 2021 года в Фонд был направлен курьерской службой 6 августа 2021 года, т.е. в течение пяти рабочих дней (л.д. 33) после принятия решения. Данный протокол был получен Фондом модернизации 10 августа 2021 года.

При этом в материалы дела не было представлено каких-либо доказательств того, что собственники помещений или уполномоченные на то лица оспаривали решение собрания, оформленное протоколом от 1 августа 2021 года.

Доводы возражений ответчика, что в протоколе собрания от 1 августа 2021 года указан иной адрес составления протокола (л.д. 106), правомерно судом не были приняты во внимание в качестве основанием для отказа в иске, поскольку решение собственников о способе формирования фонда капитального ремонта дома принято в установленном порядке, из протокола собрания №2 от 1 августа 2021 года явно следовало, что было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома №*** г. Ульяновске, что однозначно указывало, что решение принималось собственниками помещений в указанном доме и в отношении денежных средств, собранных на капитальный ремонт собственниками помещений в доме. Из текста протокола собрания также неоднократно следовало, что вопросы собрания касались собственников помещений в доме *** г. Ульяновске. Допущенная техническая ошибка была исправлена.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Фонда модернизации, ни Жилищным кодексом Российской Федерации, ни Приказом Минстроя России от 28 января 2019 года № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» не предусмотрено, что Фонд модернизации  имеет безусловное право не исполнять  принятые на собрании собственниками решения по причинам наличия в протоколе технических ошибок, не позволяющих установить действительную волю собственников помещений в доме.

Федеральным законом от 21 января 2007 года № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» закреплено, что настоящий Федеральный закон принят в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом,  что предполагает, в свою очередь, обеспечение реализации прав граждан на использование собранных на капитальный ремонт денежных средств в рамках действующего жилищного законодательства.

Изложенное указывает на то, что федеральным законодательством на Фонд модернизации возложена обязанность оказывать содействие собственникам помещений в реализации их жилищных прав.

Таким образом, допущенная техническая ошибка в протоколе собрания не должна являться причиной для препятствия реализации прав граждан, предусмотренных  частью 3 статьи  175 Жилищного кодекса Российской Федерации, при принятии решения о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.

Соответствующая позиция заложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы», где в пункте 7.1. сказано, что собственники помещений в многоквартирном доме, избравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на специальном счете, самостоятельно организуют проведение капитального ремонта общего имущества, принимая на себя все связанные с этим риски.

В таких случаях, как следует из Жилищного кодекса Российской Федерации, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт (который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), владелец специального счета (в качестве которого могут выступать осуществляющие управление соответствующим многоквартирным домом товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или управляющая организация либо региональный оператор) и кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет; если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует установленным требованиям, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора (часть 4 статьи 170, части 2 и 3 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По изложенным выше основаниям, доводы апелляционной жалобы Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области отмену принятого по делу решения не влекут, решение подлежит оставлению без изменения.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 апреля 2023 года.