Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение медицинскими изделиями
Документ от 05.04.2023, опубликован на сайте 26.04.2023 под номером 105707, 2-я гражданская, О ВОЗЛОЖЕНИИ ОБЯЗАННОСТИ ВЫПИСЫВАТЬ ЛЬГОТНЫЕ РЕЦЕПТЫ, ОБЕСПЕЧЕНИИ медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-007363-90                                                     

Судья Грачева Т.Л.                                                                              Дело № 33-1529/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       5 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Завгородней Т.Н.

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 ноября 2022 года, по гражданскому делу № 2-5151/2022, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетней ***, Хазиевой Лилии Мухсиновны  к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска», о возложении  обязанности выписывать льготные рецепты, о возложении  обязанности  обеспечить *** удовлетворить.

Обязать ГУЗ  «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать несовершеннолетней ***  льготные рецепты на обеспечение ***

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно  обеспечивать несовершеннолетнюю *** *** в количестве, рекомендованном   уполномоченной   медицинской  организацией.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с иском, в интересах несовершеннолетней *** к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» о возложении  обязанности выписывать льготные рецепты, обеспечить системой ***.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено, что  несовершеннолетняя *** является ребенком-инвалидом, имеет диагноз: ***. Несовершеннолетней ***  рекомендован самоконтроль   ***. Однако льготные рецепты на получение указанной ***  ГУЗ  «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» не выписываются, Министерством здравоохранения Ульяновской области никаких мер для обеспечения *** указанной системой не принимается.

Просил суд обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать несовершеннолетней ***  льготные рецепты на обеспечение ***, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать несовершеннолетнюю *** *** в количестве, рекомендованном   уполномоченной   медицинской  организацией.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ указывает, что медицинское изделие *** не входит в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов и не может быть предоставлено на бесплатной основе по рецепту врача. Закупка данного медицинского изделия, не включенного ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевому использованию бюджетных средств.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, *** года рождения является ребенком-инвалидом (л.д.21), страдает ***

Несовершеннолетней *** рекомендован ***

Судом первой инстанции  в качестве свидетеля была допрошена  лечащий  врач *** А.С., которая пояснила, что *** является ребенком-инвалидом, ей выставлен диагноз ***, ребенок нуждается в   контроле  ***.   Самоконтроль   *** очень удобен, поскольку при  повышении  либо резком снижении   ***  приходит смс-оповещение, на основании которого  имеется возможность  своевременно   помочь ребенку. 

Из протокола  врачебной комиссии   по экспертизе    льготного   обеспечения    медицинскими изделиями  от 25.10.2022  следует, что в перечне   медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг система ***  отсутствует, не исключает  применения  *** для  определения  ***, в связи с чем  жизненно важной  не является. Так же  отмечено, что, принимая во внимание рекомендации главного внештатного врача-эндокринолога ГУЗУОДКБ по обеспечению ребенка постоянным мониторингом ***, оформлена дополнительная заявка на систему ***

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что  комиссия врачей не оспаривает необходимость в использовании указанной  системы  мотиторирования несовершеннолетней ***

Таким образом, нуждаемость *** в *** в ходе рассмотрения дела установлена и сторонами не оспорена.

Как следует из материалов дела, несовершеннолетняя *** медицинским  изделием *** не обеспечивается.

Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, и исходил из того, что ребенок в связи с имеющимся у него заболеванием (сахарный диабет) имеет право на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача (фельдшера), в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» выписывать несовершеннолетней ***  льготные рецепты на обеспечение *** на Министерство здравоохранения Ульяновской области – бесплатно обеспечивать ее указанными медицинскими изделиями.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Закона № 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Нуждаемость ***  в применении *** подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами и свидетельскими показаниями лечащего врача.

С учетом изложенного вывод о наличии правовых оснований для обеспечения *** необходимыми ей медицинскими изделиями следует признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона  «О государственной социальной помощи».

Пунктом 35 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 ноября 2021 года № 1094н, установлено, что при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке № 148-1/у-04(л).

В соответствии с п. 36 указанного выше Порядка право назначать лекарственные препараты гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, также имеют медицинские работники медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, подведомственных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из приведенных норм закона следует, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется на основании рецептов лечащего врача.

В силу прямого указания приведенных выше положений закона ребенок-инвалид, страдающий заболеванием «***», подлежит бесплатному обеспечению необходимыми средствами диагностики по рецептам лечащего врача.

Доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельны.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 ноября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 апреля 2023 года.