Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О ликвидации свалки
Документ от 11.04.2023, опубликован на сайте 24.04.2023 под номером 105577, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействий в непринятии мер по ликвидации свалки на з\у п.пригородный(возле реки Грязнушка), РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2022-000046-13

Судья Земцова О.Б.                                                                       Дело № 33а-1778/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                                11 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего   Пулькиной Н.А..

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 16 декабря   2022 года по делу № 2а-2651/2022, по которому постановлено:         

административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных  отношений и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства в сфере земельных отношений в отношении части земельного участка с кадастровым номером *** в районе п.Пригородный г. Ульяновска, ул. Речная, расположенного в 77 метрах от уреза воды р.Грязнушка, ориентировочной площадью 120 кв.м, в месте несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов.

Возложить на Министерство имущественных  отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность ликвидировать несанкционированную свалку на части земельного участка с кадастровым номером *** в районе ул.Речная в п.Пригородный г. Ульяновска, в водоохранной зоне р.Грязнушка, расположенной в 77 метрах от уреза воды р.Грязнушка, ориентировочной площадью 120 кв.м, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.

В удовлетворении административных исковых требований Ульяновской межрайонной  природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области,  администрации муниципального образования «город Ульяновск», Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области  о  признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – Борисовой А.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  возражения  прокурора   Шибанова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к Правительству Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование административных исковых требований указано, что в ходе проведенных прокуратурой мероприятий в сфере надзора за исполнением природоохранного законодательства было выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером *** в районе п.Пригородный г.Ульяновска Ульяновской области, по ул. Речная, в водоохранной зоне р.Грязнушка, в 77 м от уреза воды, несанкционированно складируются бытовые и промышленные отходы (битые кирпичи, шифер, куски бетона, навалы грунта)  на площади 120 кв.м. Объем отходов составляет 80 м3, чем создана угроза природе, окружающей среде, а также санитарно-эпидемиологическому благополучию  неопределенного круга лиц.

Земельный участок  с кадастровым номером *** находится в собственности  Ульяновской области. В целях устранения выявленных нарушений 12.05.2021 прокурором в адрес Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области было внесено представление, которое было рассмотрено, но мер по устранению нарушений не принято. 20.08.2021 был организован совместный выезд Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры и  Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, по результатам которого  установлено, что нарушения продолжают иметь место. Указано, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области является лицом, ответственным за данный земельный участок, наличие несанкционированной свалки свидетельствует о незаконном бездействии Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области.

Просил признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области и Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном в п.Пригородный на границе с водоохраной зоной р.Грязнушка; обязать Правительство Ульяновской области и Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, ликвидировать свалку.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация    г.Ульяновска, в качестве заинтересованных лиц - Финансовое управление администрации г.Ульяновска, Министерство финансов Ульяновской области, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, ООО «Контракт Плюс», Управление по благоустройству администрации г.Ульяновска, Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области. В обоснование жалобы указывает, что Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ответственным и единственным исполнителем мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границе городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде является Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.

Судом не дана оценка доводам Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о том, что предъявленные административным истцом требования носят неопределенный характер, поскольку не содержат координаты характерных точек местоположения несанкционированной свалки. Отсутствие точных координат не позволяет дать правовую оценку факту нахождения в границах земельного участка с кадастровым номером ***  несанкционированной свалки, а при удовлетворении требований будет затруднять исполнение решения. Указывает, что заявленные прокурором требования являются необоснованными и предъявлены к ненадлежащему ответчику ввиду отсутствия полномочий по организации деятельности по сбору, в том числе раздельному сбору, и транспортированию твердых коммунальных отходов возложены на орган местного самоуправления.  Обращает внимание, что административному истцу необходимо представить доказательства вины ответчика в ухудшении качества спорного земельного участка.

В заседание суда апелляционной инстанции  кроме прокурора и представителя Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, другие лица, участвующие в деле, не явились,  о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, в ходе проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено наличие несанкционированной свалки на земельном участке водоохранной зоны р.Грязнушка в п.Пригородный г.Ульяновска (кадастровый номер участка ***).

В результате совместного выезда 20.08.2021, проведенного Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой и Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области на земельном участке с кадастровым номером *** в районе п.Пригородный г.Ульяновска Ульяновской области, по ул.Речная, в водоохранной зоне р.Грязнушка, в 77 метрах от уреза воды несанкционированно складируются бытовые и промышленные отходы (битые кирпичи, шифер, куски бетона, пластиковые бутылки, полиэтиленовая упаковка, куски фанеры, рубероид и др.). Площадь складирования около 120 кв.м, объем отходов составляет примерно 80 куб.м.

По данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 77 775 кв.м +/- 2440 кв.м, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, МО «город Ульяновск», с ограничением (обременением) в том числе, в виде водоохранной зоны р.Грязнушка (овраг Бухтеевский) находится в собственности Ульяновской области.

Право собственности зарегистрировано 07.11.2014. Границы земельного участка установлены. Данных об арендаторах земельного участка не имеется.

Наличие на земельном участке несанкционированной свалки нарушает требования действующего законодательства, ставит под угрозу безопасность  окружающей среды, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Принимая решение о признании неправомерным бездействия Министерства имущественных  отношений и  архитектуры Ульяновской области в части непринятия мер по устранению нарушений законодательства в сфере земельных отношений в отношении части земельного участка с кадастровым номером *** в районе п.Пригородный г. Ульяновска, ул.Речная, расположенного в 77 метрах от уреза воды р.Грязнушка, ориентировочной площадью 120 кв.м, в месте несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, а также возлагая обязанность ликвидировать  несанкционированную  свалку, суд исходил из того, что Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, осуществляющим полномочия  Ульяновской области как собственника земельного участка, не соблюдены требования природоохранного законодательства в отношении названного земельного участка.

Данные выводы являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.

В силу ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии с подп.2 п.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

По состоянию на дату рассмотрения настоящего административного дела и принятия по нему решения в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-30 «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/557-П «О Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

На основании указа Губернатора Ульяновской области от 10.12.2021 № 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 01.04.2022 Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области упразднено. Его полномочия по управлению и распоряжению земельными ресурсами переданы Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

Довод апелляционной  жалобы о том, что не установлено виновное лицо, на которое должна быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, не опровергает правильность принятого по делу решения, поскольку при таких обстоятельствах в силу закона такая обязанность возлагается на собственника земельного участка.

Поскольку виновное лицо в образовании несанкционированной свалки не установлено, доказательств материалы дела не содержат, обязанность по ее ликвидации обоснованно возложена на собственника земельного  участка.

Довод о том, что прокурором не представлено точных координат расположения несанкционированной свалки на земельном участке, не опровергает установленные судом обстоятельства о нахождении на земельном участке с кадастровым номером *** в районе ул.Речная в п.Пригородный г.Ульяновска, в водоохранной зоне р.Грязнушка, расположенной в 77 метрах от уреза воды р.Грязнушка, несанкционированной свалки ориентировочной площадью 120 кв.м. Данная свалка имеет значительную площадь и визуально определяется.

Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, дана объективная оценка представленным доказательствам.

Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству. Предусмотренных                     ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от                16 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме 14.04.2023.