Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении медицинской услугой
Документ от 04.04.2023, опубликован на сайте 21.04.2023 под номером 105562, 2-я гражданская, о возложении обязанности организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2022-007487-09

Судья Кузнецова О.В.                                                                          Дело № 33-1580/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       4 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Богомолова С.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда  города Ульяновска от 7 декабря 2022 года, с учетом определения того же суда от 24 января 2023 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-5543/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска в интересах Борисова Александра Ивановича к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить частично.

Возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Борисова Александра Ивановича до места получения медицинской помощи для процедуры программного гемодиализа в г. Ульяновске и обратно в соответствии с графиком лечения.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Борисова Александра Ивановича компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах Борисова Александра Ивановича к Министерству здравоохранения Ульяновской области в остальной части отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах Борисова Александра Ивановича к Администрации города Ульяновска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., объяснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с указанным иском в интересах Борисова А.В. к Министерству здравоохранения Ульяновской области. В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об оказании специализированной медицинской помощи и бесплатной медицинской помощи населению было выявлено бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области (далее Министерство), не осуществляет необходимые меры для обеспечения доступности медицинской помощи, в результате чего инвалид *** группы Борисов А.В., состоящий на учете в ЧУЗ «Больница РЖД-Медицина» г.Ульяновска с диагнозом: ***, нуждающийся в проведении процедуры ***, вынужден за счет личных средств самостоятельно три раза в неделю круглогодично посещать медицинский центр ООО «Фрезениус Нефрокеа» по адресу: г.Ульяновск, пр‑т Сурова, 4Б, чтобы получить жизненно необходимое лечение.

Просил суд обязать Министерство организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Борисова А.И. до места получения медицинской помощи для процедуры *** в г.У*** и обратно в соответствии с графиком лечения, взыскать с Министерства в пользу Борисова А.И. компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Ульяновска, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ЧУЗ «Больница РЖД Медицина» г. Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение.

Выражает несогласие с возложением на Министерство обязанности организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Борисова А.И. до места получения медицинской помощи. В обоснование жалобы указывают, что Борисова А.И. в оказании скорой медицинской помощи, в осуществлении медицинской эвакуации не нуждается, медицинская помощь оказывается в плановом режиме, при этом необходимости в экстренной доставке не имеется. Другие основания для доставки Борисова А.И.  транспортом медицинской организации для получения *** в лечебное учреждение, действующим законодательством не предусмотрены. Бесплатная медицинская услуга по транспортировке в медицинскую организацию при амбулаторном лечении законом не предусмотрена, является нецелевым расходованием финансовых средств. Полагают, что доставка пациента к месту лечения и обратно не является медицинской услугой, а относится к числу транспортных услуг. Медицинская услуга *** предоставляется медицинской организацией ООО «Фрезениус Нефрокея» в рамках Территориальной программы государственных гарантий и оплачивается из средств ТФОМС. ГУЗ «Новоспасская районная больница» не является участником указанных гражданско-правовых отношений, возникших в ходе исполнения указанной медицинской помощи, не участвует в оказании специализированных видов помощи, не оказывает транспортные услуги. Просит учесть, что в соответствии с указаниями Министерства здравоохранения РФ разработано тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Ульяновском области на 2022 год, в котором не предусмотрена оплата доставки больных на процедуру *** за счёт средств ОМС, то есть доставка пациента к месту лечения и обратно не является медицинской услугой в соответствии с действующим федеральным законодательством. Кроме того, в п.5.8 Территориальной программы Ульяновской области указывает на то, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих ***, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно. Соответственно такое финансирование является правом, а не обязанностью.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Борисов А.В., проживающий в ***.   является инвалидом *** группы, страдает ***. Ему по состоянию здоровья проводится *** в ООО «Фрезениус Нефрокеа» в г. Ульяновске, в ближайшем к месту его жительства центре гемодиализа.

Транспортировка Борисова А.И. от места его жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры *** в г. Ульяновск и обратно в соответствии с графиком лечения (три дня в неделю) не организована.

Полагая права инвалида Борисова А.И. нарушенными, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к выводу о том, что транспортировка больных *** в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде ***, является составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной услуги по транспортировке больных *** от места жительства до места получения медицинской помощи методом *** и обратно в соответствии с графиком *** должна быть возложена на субъект Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения Ульяновской области, поскольку в полномочия последнего входит решение вопросов по оказанию населению специализированной помощи, к которой относится ***.

Данные выводы суда соответствуют установленным по делу доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права, гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для жизнеобеспечения.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Исходя из положений пункта 6 статьи 4 и статьи 10 Федерального закона №323‑ФЗ, одним из принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В силу части 2 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании части 11 статьи 83 Федерального закона № 323-ФЗ источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных данным Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.

Согласно п.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года № 25/565-П, Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

Согласно подпункту 8 пункта 2.1 названного Положения в сфере управления здравоохранением Министерство здравоохранения организует оказание населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения;

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о том, что финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию вышеуказанной специализированной медицинской помощи финансируется за счет средств бюджета Ульяновской области, в связи с чем организация оказания такой помощи относится к полномочиям Министерства здравоохранения Ульяновской области. Министерство здравоохранения Ульяновской области является уполномоченным органом, который организует оказание такой специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей области и обеспечивает ее доступность для граждан.

Данные выводы суда соответствуют установленным по делу доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права, гарантирующим доступность гражданам медицинской помощи, необходимой им для жизнеобеспечения.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что пациентам, проживающим на территории муниципального образования финансирование транспортировки граждан должно осуществляться за счет средств местного бюджета, основаны на ошибочном толковании закона, они повторяют процессуальную позицию ответчика в районном суде.

Правительство Ульяновской области гарантировало за счет средств обязательного медицинского страхования застрахованным лицам на территории всей Ульяновской области оказание специализированной медицинской помощи при болезнях мочеполовой системы, включая проведение заместительной почечной терапии методом гемодиализа.

Пунктом 5.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 № 735-П, предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться финансовое обеспечение зубного протезирования отдельным категориям граждан, а также транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 5.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2022 № 828-П.

Несмотря на то, что транспортировка больных на *** не была включена в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, это не исключает возможности ее финансирования Министерством здравоохранения Ульяновской области в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по организации и предоставлении бесплатной медицинской услуги по транспортировке Борисова А.И. для прохождения процедуры *** на Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Также суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно пришел к выводу о взыскании с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Борисова А.И. компенсации морального вреда.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

В абзаце втором пункта 37 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что на основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на медицинскую помощь, осуществляемую, в том числе в виде обеспечения транспортировки до места получения медицинской помощи, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что право граждан на медицинскую помощь, охрану здоровья и социальное обеспечение неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150 и 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с не организацией транспортировки Борисова Александра Ивановича до места получения медицинской помощи ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу истца компенсации причиненного морального вреда.

При этом, определенный судом размер такой компенсации соответствует фактическим обстоятельствам дела, степени допущенного нарушения, а также  требованиям разумности и справедливости, в том числе учитывает данные о личности истца, являющегося инвалидом первой группы и страдающего жизнеугрожающим тяжелым заболеванием.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 7 декабря 2022 года, с учетом определения того же суда от 24 января 2023 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области  – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.04.2023.