Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении медицинскими изделиями, компенсации морального вреда
Документ от 11.04.2023, опубликован на сайте 13.04.2023 под номером 105543, 2-я гражданская, о возложении обязанности выписывать льготные рецепты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2022-006133-94

Судья Елистратов А.М.                                                                  Дело № 33-1596/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        11 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Завгородней Т.Н., Карабанова А.С.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

с участием прокурора Макейкиной Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы государственного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска», Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 октября 2022 года по гражданскому делу № 2-4429/2022, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего *** удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать *** льготные рецепты на ***.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать *** ***.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу *** в счет компенсации морального вреда 2 000 рублей.

Решение суда в части возложения на государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» обязанности выписывать *** льготные рецепты на получение *** и в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечивать *** указанными *** обратить к немедленному исполнению.

В остальном в удовлетворении требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего *** к Министерству здравоохранения Ульяновской области о компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., заключение прокурора Макейкиной Е.В. и пояснения законного представителя несовершеннолетнего *** – Михайловой К.С., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 

прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего ***, обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения (ГУЗ) «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, выписывать рецепты на медицинские изделия, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что несовершеннолетний Ключников Е.О., страдающий ***, ***. *** Вместе с тем, несовершеннолетнему *** льготные рецепты на получение указанного расходного материала к *** лечащим врачом ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» не выписываются. Министерством здравоохранения Ульяновской области обязанность по предоставлению несовершеннолетнему государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми медицинскими изделиями не исполнена, что является основанием для взыскания компенсации морального вреда.

В ходе рассмотрения дела законный представитель *** - Михайлова К.С., уточнила исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и просила суд возложить обязанность на ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать *** льготные рецепты на получение *** по медицинским показаниям, возложить обязанность на Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать *** *** по медицинским показаниям, взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей. Прокурор просил обратить решение суда в части обеспечения несовершеннолетнего ребенка *** к немедленному исполнению.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» просит решение суда отменить в части возложения обязанности выписывать несовершеннолетнему *** льготные рецепты на обеспечение ***. В обоснование доводов жалобы указывает, что *** является дополнительной функцией в ***, при использовании для удобства родителей, но не заменяет *** и не является жизненно важной. Отсутствие обеспечения *** системой *** не приводит к жизнеугрожающим для него последствиям. В соответствии с утвержденными Стандартами медицинской помощи детям при *** (диагностика и лечение) Приказом Минздрава России от 22.01.2021 №22н, *** не включены в перечень медицинских изделий данного стандарта. Поскольку *** отсутствуют в Перечне медицинских изделий, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» не может выписывать *** льготный рецепт на указанное медицинское изделие.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, указав, что в настоящее время производить выписку ***, а также обеспечивать данной системой, не представляется возможным, так как данная система не включена на законодательном уровне ни в один льготный перечень. Ежемесячное обеспечение расходными материалами к *** за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров, не осуществляется. Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р. Обращает внимание на то, что использование *** не исключает ***, поскольку *** может не точно отражать ***, а также в периоды резких колебаний ***, в случаях *** или ее угрозы, и в случаях, когда симптомы не соответствуют показаниям системы. При развитии жизнеугрожающих состояний при *** неотложная терапия должна основываться лишь на основании измерения уровня ***, *** не является ***. Соответственно, закупка *** не исключает применения *** и не снизит суммы финансовых затрат на их приобретение. Препараты и изделия сверх льготных перечней, установленных Правительством Российской Федерации, могут быть закуплены пациентами за свой счет. Средства на осуществление закупок и организацию обеспечения граждан льготными медицинскими изделиями носят целевой характер. Закупка медицинского изделия, который не включен ни в один льготный перечень, приведет к нарушению Министерством Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

В возражениях на апелляционные жалобы законный представитель несовершеннолетнего *** - Михайлова К.С. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

 

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Выслушав пояснения законного представителя несовершеннолетнего, прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда.

 

Как установлено судом и следует из материалов дела, *** года рождения, имеет статус ребенок-инвалид по заболеванию *** и состоит на диспансерном учете *** ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» Поликлиника № 5 с 2016 года.

В период с 11.05.2022 по 16.05.2022 *** в связи с нетипичным течением заболевания и отсутствием эффекта от проводимого лечения, с целью коррекции ***, обследования и прохождения школы самоконтроля при ***, а также решения вопроса о переводе на ***, был госпитализирован и находился в отделении ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Из выписного эпикриза из истории болезни № *** от 16.05.2022 усматривается, что учитывая необходимость ***, значительное снижение качества жизни, в связи с необходимостью ***, в настоящую госпитализацию *** переведен на ***. В *** имеется дополнительная функция *** в реальном времени, которая может использоваться для контроля показателей ***. При этом подача *** может осуществляться как с функцией ***, так и без нее, в этом случае определение *** может проводиться с использованием *** для домашнего использования. Для *** применяется ***

В дальнейшем *** была  заменена на *** для применения которой необходимы ***

Указанные обстоятельства ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

В соответствии с выпиской из медицинской карты амбулаторного больного ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» от 19.10.2022, учитывая длительность заболевания, ***, несовершеннолетнему *** рекомендован ***

Вместе с тем, решением врачебной комиссии № *** от 29.08.2022 в выписке льготных рецептов на данный вид медицинских изделий *** отказано в связи с тем, что *** не входят в Перечень медицинских изделий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 3053-р от 31.12.2018 «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при доставлении набора социальных услуг» (л.д. 44-46).

В ответе на обращение законного представителя несовершеннолетнего – Михайловой К.С., Правительством Ульяновской области указано, что *** не входит в Перечень медицинских изделий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 3053-р от 31.12.2018, соответственно, осуществить закупку на финансирование, выделенное для обеспечения льготной категории граждан, не представляется возможным. Однако, учитывая значимость данного вопроса, в настоящее время Правительством Ульяновской области совместно с Министерством здравоохранения Ульяновской области проводится разработка дополнительной программы с целью обеспечения детей с заболеванием ***. После утверждения данной программы Министерством будет организована их закупка по заявкам специалистов-*** (л.д. 95-98).

Установлено, что до настоящего времени несовершеннолетний *** вышеуказанными медицинскими расходными материалами не обеспечен.

 

Разрешая спор, суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, и исходил из того, что ребенок в связи с имеющимся у него заболеванием (***) имеет право на бесплатное получение медицинских изделий по рецептам врача (фельдшера), в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» обязанности выписывать *** льготные рецепты на получение ***, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области – бесплатно обеспечивать несовершеннолетнего указанными медицинскими изделиями.

С учетом установленного факта бездействия Министерства здравоохранения Ульяновской области (неисполнение обязанности по обеспечению *** необходимыми медицинскими изделиями), суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере 2 000 рублей, определив ее исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание требования разумности и справедливости.

 

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании ч. 1 ст. 43 Федерального от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, ***.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

В разделе III данной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно при заболеваниях ***.

Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

 

Вопреки доводам апелляционных жалоб о том, что *** не заменяет и не отменяет использование ***, и не является жизненно важным медицинским изделием, нуждаемость *** в применении *** подтверждена представленными в материалы дела медицинскими документами, а именно выписным эпикризом из истории болезни № *** от 16.05.2022 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, выпиской из медицинской карты амбулаторного больного ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» от 19.10.2022, в которых указано на нуждаемость несовершеннолетнего в постоянном использовании *** в дополнение к постоянному использованию ***.

Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что система *** не включена на законодательном уровне ни в один льготный перечень отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. *** в названном перечне поименована. Также в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг включены расходные материалы к ***.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2021 № 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при ***, в котором в разделе «Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением» предусмотрено исследование ***, с усредненным показателем частоты предоставления - 0,855 и усредненным показателем кратности применения - 365.

Клиническими рекомендациями «***», утвержденными Минздравом России в 2019 году, также предусмотрено использование ***.

При этом отсутствие в приведенных правовых актах конкретного наименования медицинского изделия не может лишать ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь.

Из материалов дела следует, что *** была установлена несовершеннолетнему *** в связи с необходимостью круглосуточного *** предоставляет возможность контролировать график и актуальное значение ***, получить представление о ***, предотвратить эпизоды ***. В отсутствие расходных материалов - *** теряет эффективность своего предназначения для улучшения качества жизни ребенка.

Непринятие ответчиками мер по обеспечению ребенка-инвалида, страдающего социально значимым заболеванием, необходимыми ему медицинскими изделиями, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим заболеваниями ***, медицинской помощи и нарушает закрепленное Конституцией Российской Федерации право несовершеннолетнего *** на охрану здоровья.

При указанных обстоятельствах, доводы апелляционных жалоб об отсутствии правовых оснований для обеспечения *** необходимыми ему медицинскими изделиями (***), поскольку *** не может расцениваться как необходимый по жизненным показаниям, нельзя признать соответствующими нормам Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что обеспечение *** медицинским изделием *** за счет средств федерального бюджета приведет к нарушению положений ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ввиду нецелевого использования бюджетных средств, являются несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» инвалидам гарантировано за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, судебной коллегией не установлено.

С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.

 

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 октября 2022 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы государственного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска», Министерства здравоохранения Ульяновской области  – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд  города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 апреля 2023 года.