Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обязании совершить действия по включению дороги в реестр, паспортизации, категорированию, оценке техсостояния
Документ от 11.04.2023, опубликован на сайте 13.04.2023 под номером 105522, 2-я гражданская, об обязании администрации МО Цильнинский район включить реестр муниуипального имущества автомобильную дорогу, расположенную на ул.Пригородная в с.Старые Алгаши Цильнинского района; об обязании произвести паспортизацию и категорирование автомобильной дороги; об обязании произвести оценку технического состояния автомобильной дороги, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-03-2022-000868-20

Судья Данилина А.В.                                                                   Дело №33а-1774/2023

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      11 апреля 2023 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от                        11 января 2023 года по делу №2а-3-26/2023, по которому постановлено:

административный иск прокурора Цильнинского района Ульяновской области в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области об обязании включить в реестр муниципального имущества автомобильную дорогу, зарегистрировать право муниципальной собственности, произвести паспортизацию, категорирование, оценку технического состояния автомобильной дороги удовлетворить.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области в срок до 01.02.2024

включить в реестр муниципального имущества муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области автомобильную дорогу, расположенную на ул.Пригородная с.Старые Алгаши Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении;

зарегистрировать право муниципальной собственности муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области на автомобильную дорогу, расположенную на ул.Пригородная с.Старые Алгаши Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении;


произвести паспортизацию и категорирование автомобильной дороги, расположенной на ул.Пригородная с.Старые Алгаши Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении;

произвести оценку технического состояния автомобильной дороги, расположенной на ул.Пригородная с.Старые Алгаши Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении.

В удовлетворении административного иска прокурора Цильнинского района Ульяновской области в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Алгашинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области об обязании произвести паспортизацию, категорирование, оценку технического состояния автомобильной дороги отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области Сергеева А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Вязьмина А.А., не согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Алгашинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области об обязании включить в реестр муниципальной собственности автомобильную дорогу, зарегистрировать право муниципальной собственности, произвести паспортизацию, категорирование, оценку технического состояния автомобильной дороги.

В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлен ряд нарушений. Установлено, что оценка технического состояния автомобильной дороги по ул.Пригородная в с.Старые Алгаши Цильнинского района Ульяновской области не проводилась, в связи с чем не проводилось категорирование данной автомобильной дороги общего пользования. Кроме того, указанная автомобильная дорога не поставлена на государственный кадастровый учет, право муниципальной собственности на данную дорогу не зарегистрировано.

Неисполнение администрацией обязанности по включению дороги в реестр муниципального имущества, ее паспортизации, категорирования, ремонта и содержания может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, использующих указанную автомобильную дорогу, в том числе нарушение требований безопасности дорожного движения, а также возможность причинения ущерба, вреда здоровью граждан и наступления иных неблагоприятных последствий.

Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области включить в реестр муниципального имущества автомобильную дорогу, расположенную на ул.Пригородная в с.Старые Алгаши Цильнинского района Ульяновской области на всем ее протяжении; обязать администрацию муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, администрацию муниципального образования «Алгашинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области произвести паспортизацию и категорирование указанной автомобильной дороги на всем ее протяжении, произвести оценку технического состояния автомобильной дороги.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УМИЗО администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в полном объеме.

Указывает на отсутствие доказательств существования сооружения в виде автомобильной дороги на ул.Пригородная в с.Старые Алгаши Цильнинского района Ульяновской области. Считает необоснованным вывод суда о том, что полномочия по содержанию дороги осуществляются администрацией муниципального образования  «Цильнинский район» Ульяновской области.

Судом не принято во внимание решение Совета депутатов муниципального образования «Алгашинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области от 08.11.2007 №117 «Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования «Алгашинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, которым утвержден перечень автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов данного сельского поселения, в который включена спорная автомобильная дорога.

Считает неверным вывод суда о том, что автодорога относится к дороге местного значения. В материалах дела отсутствуют сведения от уполномоченных органов государственной власти федерального, регионального уровня о принадлежности автомобильной дороги, состоит ли она в реестрах федерального или регионального имущества, является ли она дорогой общего пользования. На соглашается с возложением на администрацию муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области обязанности по включению в реестр муниципальной собственности автомобильной дороги.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Цильнинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители администрации муниципального образования «Алгашинское сельское поселение» Ульяновской области, УМИЗО администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

В силу с п.п. 3, 4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 6 Устава муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области администрация Цильнинского района наделена полномочиями по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах МО «Цильнинский район», организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2011 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (ст.3 названного Федерального закона).

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. Периодичность проведения диагностики один раз в год. При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке (п.п. 3 ,4 ,5 приказа Минтранса России от 27.08.2009 №150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог»).

Как следует из материалов дела, проведенной прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области проверкой исполнения требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения выявлено, что в отношении автодороги по ул.Пригородная в с.Старые Алгаши Цильнинского района Ульяновской области не проводилась оценка технического состояния, в связи с чем не проводилось категорирование автомобильной дороги общего пользования по указанной улице. Кроме того, названная автомобильная дорога не поставлена на государственный кадастровый учет, и право муниципальной собственности на нее не зарегистрировано.

Установив указанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности по включению данной автодороги в реестр муниципального имущества, проведении оценки технического состояния, категорирования и паспортизации дороги на администрацию муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Факт наличия в с.Старые Алгаши Цильнинского района Ульяновской области улицы Пригородная установлен перечнем автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования «Алгашинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области. Данная улица имеет грунтовое покрытие, имеет протяженность 0,5 км. Жилые дома, расположенные на данной улице, имеют соответствующий почтовый адрес. Данная улица расположена на окраине с.Старые Алгаши, по данной дороге осуществляется автомобильное  движение.

Вывод суда о том, что автомобильная дорога по ул.Пригородная в с.Старые Алгаши Цильнинского района Ульяновской области является дорогой общего пользования местного значения, является правильным.

Заключенное соглашение между администрацией муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области и администрацией муниципального образования «Алгашинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области о передаче отдельных полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения не включает проведение мероприятий по оценке технического состояния, паспортизации и категорирования автомобильных дорог.

Согласно перечню мероприятий на выполнение отдельных полномочий по дорожной деятельности на 2022 – 2024 г.г. районная администрация осуществляет только финансирование сельского поселения в части содержания дорог, обеспечения безопасности дорожного движения, строительный контроль. При этом финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области.

Довод в апелляционной жалобе об отсутствии доказательств того, что спорная дорога является дорогой местного значения, следует признать несостоятельным, так как данное обстоятельство подтверждено перечнем автомобильных дорог местного значения Алгашинского сельского поселения, в который включена дорога по ул.Пригородная (л.д. 12).

Наличие решения Совета депутатов муниципального образования «Алгашинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области от 08.11.2007 №117 «Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования «Алгашинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области не опровергает вывод суда об обязанности районной администрации по осуществлению дорожной деятельности на территории сельского поселения в части спорных мероприятий по категорированию, паспортизации, оценке технического состояния ул.Пригородная в с.Старые Алгаши, а также включению данной дороги в реестр муниципального имущества, поскольку в силу ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данные полномочия отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от  11 января 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.04.2023.